Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Объективная необходимость социальной защиты населения и ее место в политике государства

II РАЗДЕЛ. СИСТЕМА СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА

Объективная необходимость социальной защиты населения и ее место в политике государства

Неотъемлемыми факторами любой нормально функционирующей социальной системы являются социальная защита и социально-экономическая поддержка населения.

Социальная помощь в поддержании физической жизни людей, удовлетворение их социальных потребностей существовала уже в начальный период развития человечества и осуществлялась на основе норм, обычаев, традиций, ритуалов. Это помогало людям приспособиться к неблагоприятным природным условиям и социальной среде, сохранить целостность и преемственность культуры семьи, рода, общности. Взаимопомощь и взаимовыручка были естественным атрибутом совместной жизни людей.

С развитием цивилизации, технического прогресса и культуры, распадом семейно-родственных и общинных связей государство все более активно принимало на себя функцию гаранта социальной защищенности человека. Формирование и развитие рыночной экономики привело к выделению социальной защиты населения в самостоятельный вид деятельности, которая приобрела новый смысл и значение прежде всего как защита от неблагоприятных воздействий рыночных отношений.

Система социальной защиты, как показывает практика, вовлечена в систему рынка и является его неотъемлемым элементом. Через нее реализуется принцип социальной справедливости. Социальная поддержка тех, кто объективно не имеет возможности обеспечить себе достойный уровень жизни, - это, по существу, необходимая плата за возможность предпринимательской деятельности и получение дохода в стабильном обществе.

Объективная реальность, обусловленная логикой развития рыночных отношений, выдвигает на первый план формирование научно обоснованной системы социальной защиты и социальной поддержки населения, его наиболее уязвимых слоев. Необходимость создания этой системы обусловлена рядом факторов. Одним из основополагающих факторов, действующих в рамках общества и определяющих содержание социальной поддержки населения, является «определенная система отношений собственности и права». Именно частная собственность обусловливает, по Гегелю, независимость гражданского общества от государства, делает человека полноценным субъектом и гарантирует необходимые условия его социальной жизнедеятельности.

С переходом к рыночным отношениям в Беларуси происходит изменение форм собственности, а следовательно, и общественно-экономических отношений. Наряду с государственной и общественной все более весомый удельный вес приобретает частная собственность.

С изменеием форм собственности начинается демонтаж системы распределения материальных благ и услуг. Формируются новые отношения между членами общества, в которые они вступают в процессе присвоения. Отношения присвоения в узком смысле следует понимать как отношения людей к условиям производства и материальным благам.

Появление новых форм собственности на средства производства приводит к проблеме их отчуждения. Эта проблема непосредственно замыкается на категории удовлетворения потребностей человека (материальных, социальных, экономических, духовных, культурных и др.), на выражении интересов личности. Здесь речь идет прежде всего о заработной плате, уровень которой должен быть достаточным для того, чтобы обеспечить воспроизводство рабочей силы.

В условиях рыночных отношений человек может обеспечить удовлетворение своих потребностей лишь путем получения дохода от собственности или в виде заработной платы за свой труд.

Однако в каждом обществе есть определенная часть населения, которая не имеет собственности и не в состоянии трудиться в силу объективных причин: болезнь, нетрудоспособность вследствие старости или возраста, не позволяющего человеку вступить в сферу производственных отношений (дети), последствия экологических, экономических, национальных, политических и военных конфликтов, стихийных бедствий, явных демографических изменений и т.д. Эти категории населения не выживут без защиты и социальной поддержки государства, когда главным фактором производства и распределения все в большей степени становится капитал.

Государство объективно заинтересовано в поддержке социально уязвимых слоев населения по нескольким причинам:

1) государство, провозгласившее себя цивилизованным, руководствуется идеей гуманизма и обязано, согласно Всеобщей Декларации прав человека, «обеспечить населению достойный уровень жизни»;

2) всякое государство заинтересовано в расширенном воспроизводстве квалифицированной рабочей силы;

3) социально-экономическая поддержка неимущих нивелирует экономическое состояние различных групп и слоев населения, тем самым снижая социальное напряжение в обществе.

Именно поэтому рыночные отношения неизбежно порождают свою противоположность – специализированный институт социальной защиты населения. Рынок и социальная защита населения тесно взаимосвязаны. Социальная защита вовлечена в систему рынка и служит необходимой платой работодателей и бизнесменов за возможность нормальной хозяйственной деятельности, за стабильность общества.

Система социальной защиты предполагает в первую очередь защиту конституционных прав человека.

Развитие цивилизованного рынка может нормально осуществляться только вместе с расширением и углублением социальной защиты. Элементарное требование справедливого обмена в условиях рыночных отношений состоит в том, что чем больше кто-то получает прибыли, тем больше он должен платить за социальную защиту населения.

В широком смысле социальная защита – это политика государства по обеспечению конституционных прав и минимальных гарантий человеку независимо от его места жительства, национальности, пола, возраста, иначе в социальной защите нуждаются все конституционные права и свободы личности – от права на собственность и свободу предпринимательства до личной неприкосновенности и экологической безопасности.

Все более узкое понятие социальной защиты состоит в том, что это соответствующая политика государства по обеспечению прав и гарантий в области уровня жизни, удовлетворения потребностей человека: права на минимально достаточные средства жизнеобеспечения, на труд и отдых, защиту от безработицы, охрану здоровья и жилища, на социальное обеспечение по старости, болезни и в случае потери кормильца, для воспитания детей и др.

Взаимодействие рыночных отношений и социальной защиты необходимо учитывать не только на уровне всего общества, но и на уровне социальных групп, семьи, индивида.

Главная цель социальной зашиты состоит в том, чтобы оказать необходимую помощь конкретному человеку в сложной жизненной ситуации.

Жизнь требует новых экономических подходов в целях усиления социальной защищенности граждан. Необходимо создание правовых и экономических условий:

- обеспечения достойного уровня жизни своим трудом;

- использования новых стимулов к труду и экономической деятельности: предпринимательство, самозанятость, наличие собственности, земли и т.д.;

- создания цивилизованных механизмов распределения доходов (акционерные и иные формы участия населения в распределении прибыли, социальное партнерство, негосударственное социальное страхование и др.);

- формирования экономической системы самозащиты и выравнивания стартовых возможностей для этого на основе гражданского законодательства.

Государство участвует в механизме свободного предпринимательства своей экономической политикой. Экономическая политика государства – это часть его общей политики, совокупность принципов, решений и действий, направленных на обеспечение оптимального функционирования рыночного механизма с наибольшей экономической эффективностью.

Трудности переходного периода негативно воздействуют на попытки государства осуществить быстрый переход к рынку и рыночным отношениям. Разрабатывая и осуществляя экономическую политику, государство должно вести ее настолько умно, чтобы, не допуская бесконтрольного роста инфляции, не нарушать связи внутри развивающегося рыночного механизма директивным планированием, натуральным распределением производственных ресурсов, административным контролем за ценами и т.д.

Не допуская административного вмешательства в конкурентную систему рынка, государство в то же время призвано влиять на нее экономическими методами. При этом самими экономическими регуляторами следует пользоваться очень аккуратно, не подменяя и не ослабляя рыночные стимулы (например, методами налоговой политики, системы льготного кредитования и т.п.). Иначе говоря, не политизировать экономику, а осуществлять постоянный гибкий контроль методами экономического регулирования.

Социальная ориентация экономики выражается, в первую очередь, в подчинении производства потребителю, удовлетворении социальных потребностей населения и стимулирование этих потребностей. Вместе с тем она предполагает необходимое перераспределение доходов между более обеспеченными и менее обеспеченными слоями населения, накопление в бюджетах разных уровней и различных фондах средств на оказание населению социальных услуг и предоставление социальных гарантий.

Влияние экономических факторов на социальное благополучие, удовлетворение потребностей членов общества в условиях перехода к рыночным отношениям чрезвычайно возрастает. Степень удовлетворения потребностей человека, различных слоев общества, как известно, является основным критерием экономической эффективности социальной работы.

На общественные потребности влияют объем и структура производства, численность и половозрастной состав населения; его социальная структура и культурный уровень; климатические, географические и национально-исторические условия жизни; изменения физиологических особенностей человека.

Платежеспособный спрос населения зависит от величины и распределения национального дохода, денежных доходов населения и их распределение между социальными группами, цен на товары и услуги, товарных фондов, размеров общественных фондов потребления.

Анализ изменения этих факторов в переходный период выявляет причины нарастания социальной напряженности: падение производства вообще и товаров народного потребления особенно; неблагополучная демографическая обстановка и старение общества как ее следствие; структурные изменения в экономике и сокращение армии, ведущие к расширению базы безработицы; инфляция и обесценивание накоплений населения; рост стоимости электроносителей, провоцирующий рост стоимости коммунальных услуг, транспорта и т.д.

В обществе рыночных отношений объективно есть часть населения, которая не способна сама обеспечить себе достойную жизнь. Основные предпосылки необходимости социальной защиты населения в обществе рыночной экономики диктуются законами рынка, проистекают из его сущности и обусловливают формирование системы социальной защиты как специализированного общественного института. Социальная защита населения становится важнейшей составной частью экономической и социальной политики государства.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Нагрузки, образующиеся при взаимодействии судов с причальными сооружениями | 




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.