Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






ЭКСПЛУАТАЦИИ СУДОВ

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ

Глава 6 НА ТЕХНИЧЕСКУЮ БЕЗОПАСНОСТЬ

ЭКСПЛУАТАЦИИ СУДОВ

 

Сложность МТС обуславливает большое число факторов, влияющих на техническое обеспечение безопасности судов. При этом под каждым от­дельным фактором понимают существенное обстоятельство, наличие или отсутствие которого увеличивает вероятность возникновения аварийной си­туации. Систематизация и оценка влияния различных факторов, влияющих на безопасность, а также разработка на этой основе эффективных методов по | се повышению является одной из задач курса ТОБС.

Анализ причин аварий показывает, что все множество факторов, обу­словливающих их возникновение, можно объединить в три группы:

 

1)технические;

2) эксплуатационные;

3) субъективные.

 

6.3 Влияние субъективных факторов на БЭС

 

Безопасная эксплуатация судов (БЭС) во многом зависит от функциональной эффективности их экипажей, которая, в свою очередь, обусловлена следующими субъективными факторами:

- профессиональным уровнем моряков;

- уровнем произволе! венной дисциплины;

- психофизиологичсским состоянием членов экипажей судов.

Как показывает статистика аварийности мирового флота, 60-80% всех несчастных случаев с судами происходит вследствие человеческого фактора и ошибок членов судовых экипажей, лоцманов и береговых управленцев Так, например, субъективные факторы находятся в основе таких крупных катастроф, как гибель пассажирского лайиери «Адмирал Нахимов», парома

 

Херальд оф Фриэ Энтерпрайз», посадка на мель танкера «Экссон Валдиз» и т.д, Расследование аварийных случаев с судами показывает, что они происходят не только из-за ошибок и упущений моряков, но также лоцманов, персонала и береговых подразделений, осуществляющих и обеспечивающих безопасную эксплуатацию этих судов (управленцы компаний, диспетчеры, гидрографы, метеорологи и т.д.).

Вместе с тем решающая роль в обеспечении безопасности судна при-надлежит его экипажу и, в первую очередь, командному составу. Специфика работы экипажа заключается в том, что, будучи завершающим звеном системы морского флота, он испытывает на себе все недостатки организации эксплуатации и управления флотом, а также функциональных систем морского транспорта, все отрицательные воздействия внешних условий. Вся тяжесть создающихся из-за этих недостатков сложных и аварийных ситуаций приходится на долю экипажа.

Анализ аналогичных аварийных ситуаций показывает, что часто их ис- ход зависит от субъективных факторов. Это в основном обусловлено различным уровнем функциональной эффективности судовых экипажей, который определяется вышеперечисленными субъективными факторами, исходя из личностных качеств каждого члена экипажа (квалификации, подготовки к действиям в экстремальных условиях, организованности, деловитости и дисциплинированности). Именно этим при прочих равных условиях можно объяснить резкое различие в техническом состоянии судов одной и той же серии, работающих в аналогичных условиях, но имеющих существенно отличающиеся показатели по затратам времени и средств на ремонт, а также количество аварийных случаев с судами и последствия аварийных случаев по техническим причинам. Сравнительные статистические данные по морским судам с классом Регистра за три последних пятилетия показывают, что количество аварийных случаев, произошедших по техническим причинам, нарастает.



 

6.3.1 Профессиональный уровень судовых механиков

 

Профессионализм формируется как в период обучения, так и в процессе

профессиональной деятельности. Профессиональная подготовка - это процесс овладения комплексом общеобразовательных и технических знаний, навыков и умения.

В свою очередь, формирование теоретических знаний по будущей специальность- это только первый этап профессиональной подготовки.

 

 

Если в процессе общеобразовательного обучения будущего механика закладывается фундамент профессиональной деятельности (зачастую еще не конкретизированной в его сознании), то в процессе обучения по специальности в академии формируется будущий (уже конкретный) фундамент его профессионализма. Формирование навыков - это и есть второй этап профессиональной подготовки, который имеет большое значение для судовых механиков, -ведь подготовка судового механика ориентирована на решение конкретных задач по технической эксплуатации судовой техники. Совсем не случайно в процессе обучения в академии первичным навыкам по специальности уделяется большое внимание: это и большое количество лабораторных работ, и практика в мастерских, и плав практика на судах и тренажерная подготовка.



Навыки - это действия, которые выполняются легко, быстро и качественно. Очевидно, что придя на судно в качестве судового механика, молодой специалист еще не обладает достаточными навыками, которые приходят с опытом. Поэтому в процессе обучения по специальности будущие механики изучают встречающиеся в процессе эксплуатации СЭУ характерные неисправности и отказы СТС. Эти знания позволяют им принимать на судне правильные решения при возникновении различных нестандартных ситуаций, включая и аварийные. Тем не менее, моторист, даже отлично владеющий навыками технического обслуживания СГС, во многих случаях не может принять правильного решения, хотя он и обладает навыками. Для профессии моториста навыков достаточно, а для профессии судового инженера-механика - их мало. Большое значение в формировании профессионального мастерства имеет умение. Формирование умения является третьим этапом профессиональной подготовки (профессионального совершенствования). Понятия "умение" и "навыки” не тождественны. Овладение определенным видом деятельности предполагает формирование многих навыков. Например, чтобы разобрать сепаратор, форсунку и т.п., необходимо знать их конструкцию, уметь читать чертежи и обращаться с инструментами, приспособлениями и т.д. Совокупность навыков, относящихся к одной и той же деятельности, является основой умения. Однако умение не совпадает с простой суммой навыков, оно имеет более глубокую сущность.

 

В самом общем смысле умение - это приобретенная готовность сознательно решать ту или иную задачу. Вели, например, курсант уже владеет первичными навыками разборки и сборки судовых технические средств, еще не может самостоятельно принять правильное решение по определению

 

Причины неисправности и способу ее устранения, то, значить, он еще не обладает профессиональным умением.

Умелое действие ~ это действие со знанием дела. Значит, наряду с навыками в умение включается система знаний. Система знаний плюс система навыков и создают готовность сознательно решать те или иные задачи. Умение предполагает также хорошую адаптацию в эксплуатации новых, ранее незнакомых СТС. Оно включает элементы творчества. Не случайно корень слова умение - ум. Действовать умело - значит, действовать с умом, находить наиболее рациональные способы решения нестандартных ситуаций. Следует также различать профессионализм и квалификацию специалиста.

Квалификацию специалиста с известными допущениями можно oцeнить

из выражения:

 

К= Т1+ 1,5Т2 + Г3,

где Т1 - время, затраченное на получение общего образования.

Т2 - время, затраченное на получение специального образования (1,5 -коэффициент, характеризующий сложность образования);

Т3 - общий стаж работы по данной специальности.

Это выражение, позволяющее выполнять анализ уровня квалификации специалистов, имеет ограниченный характер, так как в нем не учитываются деловые качества специалистов.

 

Под деловыми качествами специалиста следует понимать квалификацию, организаторские способности, умение аккумулировать разные мнения, информированность, инициативность, дисциплинированность. Деловые качества в основном формируются в процессе практической работы и в большей степени определяются опытом работы и личными свойствами человека (способности, свойства характера, отношение к делу). Опыт способствует формированию таких качеств, как интуиция, обостренное чувство опасности, разумная осторожность, личная ответственность, т.е. качества, без которых нет профессионального мастерства. Опыт ничем заменить нельзя. Это подтверждается большим числом аварийных ситуаций, когда благоприятный исход обеспечивается принятием единственно правильного в данной ситуации решения. Деловые качества должны быть основным критерием соответствия судового механика занимаемой должности и продвижения его по службе. Это является одним из главных условий снижения технической аварийности на судах.

 

 

6.3.2 Уровень трудовой дисциплины

 

Данные анализа аварийности на флоте свидетельствуют о тесной взаимосвязи безопасности с дисциплинированностью и организованностью работников морского транспорта и прежде всего членов судовых экипажей. Часто причинами технических аварий являются невнимательное несение вахтенной службы, нечеткая приемка и передача вахт, нарушение требований нормативных документов, несвоевременное и некачественное выполнение операций, связанных с контролем технического состояния и выполнения ТО судовой техники.

Дисциплина - это обязательное для всех членов данного коллектива подчинение определенному регламенту, правилам, устанавливающим порядок какой-либо деятельности.

Трудовая дисциплина экипажа неразрывно связана с организацией службы на судах, которая регламентируется Уставом службы на судах Морского флота. Этот документ определяет права, обязанности и ответственность членов экипажа.

Дисциплинированность предполагает глубокие знания и непременное выполнение требований законов, приказов, правил и других нормативных документов, которые выработаны многолетним опытом моряков. Всякое лаже. на первый взгляд, незначительное нарушение правил, нерадивое и небрежное отношение к служебным обязанностям, нарушение установленного порядка может явиться причиной возникновения нестандартной и даже аварийной ситуации.

Без дисциплины и надлежащей организации службы на судах флот функционировать не может. Первостепенное значение для четкой организации службы, воспитания высокой дисциплинированности членов судовых экипажей имеет личный пример, высокий профессионализм, высокая личная ответственность лиц командного состава судов и личная заинтересованность членов экипажей в результатах своего труда.

 

6.3.3 Психофизиологическое состояние членов экипажа

 

Морские профессии связаны с такими негативными обстоятельствами, как частые экстремальные погодные условия, качка, вибрация, шум, электромагнитные и электростатические поля, психологическая готовность к нестандартным ситуациям, отсутствие условий для полноценного отдыха постоянное пребывание в одной и той же обстановке, оторванность от семьи

При пер веских зон.

 

 

Неблагоприятное действие на членов экипажа оказывает частая смена климатических зон и часовых поясов. Так, при движении судна с востока на запад (из Европы в Америку) судно переходит из одного часового пояса в другой. У американских берегов, до которых судно идет около 10-ти дней, разница во времени достигает 8 часов и почти каждый день стрелки часов переводят на один час назад. Такой сдвиг во времени сбивает биоритм у моряков и вредно сказывается на их состоянии здоровья.

При перемещении судна по долготе происходит быстрая смена климатических зон, что также оказывает вредное воздействие на членов экипажа. При переходе, например, в зимнее время из Владивостока или Новороссийска судно через несколько дней оказывается в тропиках, где температура воздуха нередко превышает 30-40 °С, а в машинном отделении и более.

Все вышеперечисленное сказывается на психофизиологическом состоянии членов экипажа и снижает безопасную эксплуатацию судов. Отрицательное воздействие этих факторов усугубляется достаточно устойчивыми тенденциями конструктивного усложнения судов, повышением интенсивности их использования, а также увеличением ходовою времени и сокращением численности экипажей.

Работа на морских судах требует значительных и нередко длительных I психических и физических напряжений и предъявляет повышенные требования к профессионально-психологическому состоянию здоровья моряков, их эмоциональной устойчивости, выносливости, работоспособности. Чтобы переносить трудности морской службы, нужно быть сильным, волевым человеком, постоянно заниматься совершенствованием своих психофизиологических качеств.

 

Все субъективные факторы, в своей совокупности оказывающие непосредственное влияние на результаты деятельности экипажа, определяют его Функциональную эффективность, от которой в основном зависит безопасность эксплуатации судна.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Задание на лабораторную работу. | Виды и особенности морских портовых гидротехнических сооружений

mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2018 год. (0.01 сек.)Пожаловаться на материал