Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие подсудности






Понятие подсудности необходимо отличать от понятия юрисдикции. Если при определении юрисдикции разграничивают компетенцию между судебными органами, а также другими органами, имеющими право рассматривать и разрешать споры о праве или иные правовые вопросы, то при определении подсудности устанавливается компетенция судов внутри судебной системы по рассмотрению и разрешению того или иного гражданского дела по существу.

Можно говорить о подсудности определенного звена судебной системы (подсудности суда) и о подсудности гражданского дела.

Определить подсудность того или иного суда – значит выяснить, в каком из судов первой инстанции в зависимости от тех или иных признаков должно быть рассмотрено конкретное дело.

Определить подсудность дела – означает выяснить, какие именно гражданские дела могут быть рассмотрены по существу в данном суде.

Подсудность гражданских дел - это отнесение подведомственного суду дела к компетенции определенного суда.

Подсудность гражданского дела - это свойство гражданских дел, с помощью которого их рассмотрение и разрешение отнесено законом к компетенции соответствующего суда.

В гражданском процессе подсудность разграничивается в двух направлениях.

Во-первых, закон разграничивает подсудность дел в зависимости от характера (рода) дела и определенного уровня судебной системы, определяя компетенцию конкретных судов по рассмотрению и разрешению гражданских дел.

Во-вторых, закон разграничивает подсудность между судами, относящимися к одному и тому же звену судебной системы, определяя признаки, указывающие, какой именно суд, в соответствии с территориальным (административным) делением страны, вправе разрешить то или иное гражданское дело.

Таким образом, гражданское процессуальное законодательство предусматривает два вида подсудности: родовую и территориальную.

Кроме этого выделяют функциональную подсудность. Функциональная подсудность определяет компетенцию отдельных звеньев судебной системы Украины на основании выполняемых ими функций.

Статьей 107 ГПК установлено, что все дела, подлежащие разрешению в порядке гражданского судопроизводства, рассматриваются судом первой инстанции, которыми являются районные, районные в городах, городские и районные суды.

Апелляционный суд рассматривает дела в апелляционном порядке. Высший специализированный суд Украины по рассмотрению гражданских и уголовных дел пересматривает дела в кассационном порядке. Верховный Суд Украины осуществляет пересмотр судебных решений в случаях, предусмотренных в ст. 355 ГПК.

Согласно ч.1 ст.363 ГПК решение, определение суда или судебный приказ пересматриваются по вновь открывшимся обстоятельствам судом, который принял решение, вынес определение или выдал судебный приказ.

Согласно ч.2 ст.384 ГПК жалоба на действия (бездействие) государственного исполнителя или другого должностного лица государственной исполнительной службы во время исполнения судебного решения подается в суд, выдавший исполнительный документ. То есть, даже если лицо обжалует действия государственной исполнительной службы, которая находится в Киеве, а решение было постановлено районным судом Одессе, то жалоба на соответствующие действия должна быть подана в районный суд Одессы.

Заявление о восстановлении утраченного судебного производства подается в суд, который принял решение по существу дела или вынес определение о прекращении производства по делу (ст.404 ГПК).

Правила подсудности дел в гражданском судопроизводстве могут определяться только процессуальным законом (решение КСУ от 27 марта 2002 № 7-рп/2002, от 7 мая 2002 № 8-рп/2002, от 22 июня 2004 № 13-рп/2004).

Вместе с те, в соответствие со ст.1 Закона Украины «Об осуществлении правосудия и уголовного производства в связи с проведением антитеррористической операции» от 12 августа 2014 № 1632-VII в связи с невозможностью осуществлять правосудие отдельными судами в районе проведения антитеррористической операции было определено изменить территориальную подсудность судебных дел, подсудных расположенным в районе проведения антитеррористической операции таким судам, и обеспечить рассмотрение: гражданских дел, подсудных местным общим судам, расположенным в районе проведения антитеррористической операции, апелляционным судам, расположенным в районе проведения антитеррористической операции, - местными общими судами, апелляционными судами, определенными председателем Высшего специализированного суда Украины по рассмотрению гражданских и уголовных дел.

Во исполнение данной нормы ВССУ издал распоряжение «Об определении территориальной подсудности дел» от 02.09.2014 № 2710/38-14.

Вопрос о подсудности дел определяется ГПК, в частности: разделом II - по делам приказного производства; главой 1 раздела III - по делам искового производства; разделом IV - по делам особого производства; разделами VI, VII - относительно заявлений (жалоб) взыскателя, должника и других участников исполнительного производства, заявлений (представлений) государственного исполнителя по вопросам, связанным с исполнением судебных решений; главами 1 и 2 раздела VIII - относительно ходатайств о признании, обращении к исполнению решения иностранных судов; ч. 2 ст. 389-1 - относительно заявлений об отмене решений третейских судов; ч. 2 ст. 389-7 - относительно заявлений о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решений третейских судов; статьи 404 - по заявлениям о восстановлении утраченного судебного производства.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.