Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Этносоциологические парадигмы межэтнических процессов у древних восточных славян




Кратко рассмотрев имеющуюся у нас информацию о древних восточнославянских племенах и племенных союзах до возникновения Киевского государства, мы можем выявить несколько устойчивых этносоциологических закономерностей.

1) Древние славянские племена активно взаимодействуют с неславянскими этническими группами, причем это взаимодействие подчиняется строго определенным правилам: славяне выступают агентами аккультурации и «руководящим этносом» для автохтонных этносов охотников и собирателей (финно-угорского и, реже, балтийского происхождения) и одновременно исполняют функцию третьей касты (труженики, крестьяне) в более дифференцированных обществах (народах), где «руководящим этносом» выступают либо кочевые племена туранцев (индоевропейцев, монголов, тюрок) с востока, либо воинственные германцы с севера. Этим определяется основанная парадигма межэтнических процессов у древних восточных славян.

2) Древние восточные славяне имеют опыт участия в государстве и дифференцированных политических системах еще до возникновения Киевской государственности, что оказывает на славянские этносы определенное влияние и, возможно, способствует процессу их внутренней дифференциации (социальному расслоению, появлению собственно славянской знати и т.д.). При этом невозможно четко определить, в какой степени сами славянские этносы приобретают политическое измерение, то есть переходят в режим этнокинетики и вступают в процесс лаогенеза, а в какой они лишь пассивно соучаствуют в социальном расслоении под воздействием внешних воздействий.

3) Последнее замечание позволяет выдвинуть гипотезу о том, почему древние славяне терпимо относились к иноземному и инородческому господству, различные формы которого мы кратко описали. Можно предположить, что в духе замкнутого этноцентрума дань, выплачиваемую господствующему этносу, славянские крестьяне воспринимали не как свидетельство своего рабского положения перед лицом «другого», но как священное жертвоприношение, как ритуал «уничтожения излишков», как потлач. В этом случае мы имеем дело с этнической интерпретацией механизмов политически и социально дифференцированного общества, то есть с перетолковыванием властных иерархических отношений по оси Господин-Раб в ключе этнического воспроизводства вечной гармонии, уничтожения излишков и поддержания баланса «вечного возвращения». Так как покорность основной массы славянского населения является исторической и социологической константой и на более поздних этапах русской истории, вплоть до настоящего времени, мы должны отнестись к этой гипотезе с повышенным вниманием. Если она верна, то мы получаем важное социологическое объяснение ряда устойчивых черт русского общества, которые можно свести к тому, что славянский этноцентрум активно противится столкновению с фигурой «другого», иерархическому и поэтому травматическому осмыслению властных отношений и стремится перетолковать механизмы господства и социальной стратификации в режиме этноцентрума.

Дань и подчинение политической элите приобретает характер «уничтожения излишков», то есть становится элементом священного круговорота сил. Таким образом, этнос отстаивает свое место в структуре традиционного общества (народа/лаоса), стараясь как можно дольше сохранить свои структуры и «не заметить» вступления в исторический процесс и систему социальной дифференциации.

 


mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2017 год. (0.006 сек.)