Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Теория научных дисциплин по Т. Парсонсу и Н. Стореру.






Социальное поле науки, при всем своем существенном отличии от других социальных полей, также, как и все они, обладает сложной структурной архитектоникой, поэтому важное методологическое значение для социологического осмысления особенностей включения молодежи в научную деятельность и мотивации такого включения имеют основные принципы структурного функционализма, развиваемого Т. Парсонсом, Р. Мертоном и их последователями. Согласно Т. Парсонсу и Н. Стореру, важнейшим компонентом структурной архитектоники науки является научная дисциплина. Именно в научной дисциплине сконцентрированы сущностные особенности той или иной сферы научной деятельности и в пределах именно этой дисциплины реализуются специфические функции научно-исследовательского труда [3, с. 40–41]. Это положение несет в себе важный методологический постулат для понимания специфики включения молодого человека в научную деятельность. Выбирая для себя в качестве жизненного пути научную деятельность, потенциальный исследователь приобщается не к науке вообще, а к совершенно определенной сфере исследовательской деятельности, определяемой рамками научной дисциплины. Он мотивирован в таком выборе, с одной стороны, интересами к определенной области знания, сформировавшимися еще в годы обучения в школе и вузе, а с другой стороны – поразившими его воображение достижениями и открытиями, совершенными выдающимися учеными в определенной области научного познания, будь то физика, математика, химия или история. Говоря иными словами, он мотивирован к включению в активную деятельность в рамках определенной научной дисциплины.

Любая профессия определяется четырьмя главными особенностями. В этом разделе мы рассмотрим их, а также то, как они становились присущими научной деятельности. Во-первых, это профессиональная ответственность за хранение, передачу и использование специализированной суммы знаний и часто за расширение этих знаний как в эмпирическом, так и в теоретическом направлениях. Эта центральная характеристика тесно связана с другой – с высокой автономностью профессии в области привлечения новых членов, их подготовки и контроля их профессионального поведения. Третья особенность профессии, выступающая в широком смысле как необходимая для ее самосохранения, – это установление между ней и ее общественным окружением таких отношений, которые обеспечивали бы ей поддержку, а равно и охрану от непрофессионального вмешательства в ее главные интересы.

Описав кратко важнейшие характеристики любой профессии, включая научную, мы можем перейти к рассмотрению исторического развития последней, с тем чтобы лучше понять динамику ее современного функционирования.

Первым шагом в процессе этого развития было, естественно, образование специализированной совокупности знаний. Однако это означает не просто собирание специальных " профессиональных приемов" и навыков, а создание формализованного объема знаний.

Внутри сферы формализованного знания, возможно, самым важным шагом на пути к образованию научной профессии была происшедшая во времена Ренессанса дифференциация светского и религиозного знания. До этого времени почти все накопленные формальные знания жестко контролировались церковью, и типичный средневековый университет занимался главным образом подготовкой священнослужителей. Наконец, ослабление власти церкви в политических делах означало, что политические элиты становились ориентированными более светскими.

Четвертая характеристика научной профессии, как мы уже отмечали, представляет собой более сложную проблему. " Обслуживающие" профессии, особенно юристы и медики, работают в основном на гонорарном принципе (даже и тогда, когда гонорары определяются по скользящей шкале), что прямо включает их в экономическую систему.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.