Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Экономическая роль совершенной конкуренции.






Экономической ролью конкуренции является то, что конкуренция — двигатель экономического прогресса. Это объясня­ется тем, что рыночное соперничество приводит к успеху в том случае. если предприниматель заботится не только о сохранении, но и расшире­нии своего производства, для чего стремится усовершенствовать техни­ку и организацию, повышает качество товаров, снижает затраты на про­изводство единицы продукции и тем самым имеет возможность снизить цены, расширяет ассортимент товаров, улучшает торговое и послеторговое обслуживание покупателей. Именно этот фактор позволил лауре­ату Нобелевской премии (1974) Фридриху фон Хайеку сказать, что об­щества, полагающиеся на конкуренцию, успешнее других достигают своих целей и что именно конкуренция показывает, как можно эффек­тивнее производить вещи. Она способствует вытеснению из производ­ства неэффективных предприятий, рациональному использованию ре­сурсов, предотвращает диктат производителей по отношению к потре­бителю. В этом несомненная положительная роль конкуренции в общественном развитии и эффективность конкурентных рынков.

 

 

Вывод.

Рынок совершенной конкуренции состоит из большого количества продавцов и покупателей. Фирмы формируют предложение на рынке, а потребители – спрос. Вместе они устанавливают цену на рынке. Каждый из них по отдельности повлиять на цену не может, т.к. объемы производства и предложения отдельных производителей очень малы, по отношению к объемам общего выпуска.

Все участники рынка имеют одинаковый доступ к информации. Производители знают как, что, и из чего производить, а потребители осведомлены о ценах и о том, как они меняются.

Вход и выход в отрасль производства свободный. Каждая фирма сама решает, как ей поступить: входить в отрасль, продолжать производство или же прекратить его.

В зависимости от периода времени, фирма будет действовать по-разному. В краткосрочном периоде фирма действует по принципу уменьшения переменных издержек, с учетом ее постоянных издержек. В долгосрочном периоде у фирмы все издержки переменные и она уже имеет больший простор в выборе дальнейшего пути развития и в решении различных проблем.

Мало кто предпочитает рисковать, и для этого в модели рынка совершенной конкуренции установлен принцип равновесия фирмы, при котором ее положение на рынке считается устойчивым. Основным принципом равновесия фирмы является способность фирмы покрыть все свои издержки.

По мнению автора, механизм рынка совершенной конкуренции является эталоном рыночной структуры. Производители, имеющие издержки производства, которые превышают средние издержки – разоряются. Если же производители получают сверхприбыль – обогащаются. Происходит своеобразный «естественный отбор». При продаже продукции, выигрывает и производитель, и потребитель, т.к. потребитель платит меньше, чем готов заплатить, а производитель продает дороже, чем готов продать.

 

Заключение.

Конкуренция является необходимым и определяющим условием нормального функционирования рыночной экономики. Она имеет свои плюсы и минусы. К положительным чертам конкуренции можно отнести: активизацию инновационного процесса, гибкое приспособление к спросу, высокое качество, высокую производительность труда, минимум издержек и т.д. Все это обеспечивает эффективность конкурентных рынков. К негативным последствиям конкуренции относятся: разорение и обнищание ряда производителей, чрезмерная дифференциация в условиях жизнедеятельности, порождение нечестных приемов, преступности, чрезмерной эксплуатации природных ресурсов, экологические нарушения и др.

Любое крупное предприятие или группировка склонна воспользоваться выгодами от своего положения на рынке и тяготеет к установлению диктата цен, рассматривая это как один из эффективных способов экономической политики. Без повышения уровня конкуренции невозможно осуществлять ни структурные преобразования в экономике на основе научно-технического прогресса, ни переход к новому качеству экономического роста. Конкуренцию следует оценивать не столько как функцию некоторых рыночных структур, сколько с точки зрения ее результатов. Конкуренция может быть ограниченной вследствие немногочисленности фирм, их размеров, степени концентрации производства. Но важнее знать, насколько подходят потребителю цены, качество товаров. Конкуренция должна быть прежде всего действенной и эффективной.

Первоначально наибольшую важность имели процессы физического производства товаров и услуг, но из-за большой синхронизации экономических процессов и " условий игры" на рынке, крупные компании, монопольные объединения не заинтересованы в повышении своей нормы прибыли за счет политики в области цен и объемов производства. Основным фактором способным защитить господствующую позицию компании на рынке становится умение обеспечить координацию работы всех ее подразделений. Компании, которые обладают передовой технологией в области управления и торговли, могут сегодня иметь большую монопольную власть, чем те, которые пока до сих пор контролировали цены и производство.

Проблемы, связанные с развитием различных форм конкуренции неоднозначны, так как реальная жизнь очень динамична и в ней существуют не только критерии экономической эффективности, но действуют и политические или социальные факторы. Обществу выгоднее иметь совершенного конкурента, чем монополиста, в то же время условия производства подталкивают предприятия к тому, чтобы иметь большую власть и влияние на рынок. Таким образом, нельзя дать ответ - какая рыночная ситуация " лучше" позволяет обеспечить оптимальные пропорции распределения ресурсов, обеспечить равновесие на рынке, здесь нужно учитывать не только макро- но и микроэкономические факторы, которые оказывают влияние на развитие экономической ситуации в отрасли или экономике, каждый конкретный случай требует особого подхода

 

 

Список использованной литературы

 

1) Вечканов А.М «Микро- и макроэкономика: энциклопедический словарь» СПб: изд-во «Лань», 2001г., ст. 86-153

2) Захаров В. С «Хотели как лучше, а получилось…» //, - газета «Кузбасс» №076, с.9

3) Котлер Ф.Г.. Основы маркетинга: Пер. из анг./ В. Бобровая.- М.: Прогресс, 1990. - С. 517.

4) Крупка М. И., Островерх П. И., Реверчук С. К. Основы экономической теории: упражнения и задачи /за редакторши Реверчука С. К. - Львов.: “Диалог”, 1997. - С.254

5) Липсиц И.В. «Экономика» М.: изд-во «Вита-Пресс», 2000г.

6) Любимов Л.Л «Основы экономических знании». - Москва. «Аконит», 1999. - Т2, С.210

7) Бобров В.Я. «Основы рыночной экономики» /за редакторши Канищенко Л. О.- К. Лыбидь, 1995. - С. 20-23.

8) Пиндайк Р.М, Рубинфельдд. Микроэкономика. М. изд-во «Вита-Пресс»,, 1992.с.64-73

9) Реверчук С. К. Малий бизнес: методология, теория и практика. - К.: ИЗМН, 1996 - С. 192.

10) Рубин, Ю. Б. Шустов В. В.. Конкуренция: реалии и перспективы - К.: ГРУРЕ 1990, с.75-98

11) Долан Эдвин Дж., Линдсей Дейвид Е. «Микроэкономика»; Пер. с англ.; Под редакцией Б.С. Лисовика, В.В. Лукашевича. С.- Пб.: Литера плюс, 1996 г.; с.87-95

12) Седов В.В «Экономическая теория», Челябинск, 2002

13) Симкина Л.Г. «Микроэкономика», - Львов.: “Диалог”2002г.

14) Фатхутдинов Р.А. «Конкурентоспособность: экономика, стратегия, управление», - Москва,. «Литера плюс», 2000г., с. 75-99

 

Список литературы.

1. Гальперин В.М. Микроэкономика. Т. – 2. –С.П,: «Экономическая школа», 1997.

2. Джордж Дж. Стиглер. Совершенная конкуренция: исторический ракурс [I].

3. Пиндайк Р., Рубинфельд Д. Микроэкономика. сокр. пер. с англ. –М.: «Дело», 1992.

4. Самуэльсон Пол Э., Нордхаус, Вильям Д. Экономика: Пер. с англ.: 16-е изд.: -М. «Вильямс». 2001.

5. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика.: Пер. с англ. со 2-го изд. –М.: «Дело ЛТД», 1995.

6. Франк Р.Х. Микроэкономика и поведение. – М.: Инфра-М, 2000. – XVI.

7. Хайман Д.Н. Современная микроэкономика: анализ и применение. I. –М.: «Финансы и статистика», 1992.

8. Курс микроэкономики: Учебник для вузов. – 2-е изд., изм. Нуреев Р.М. –М.: «Норма», 2002.

9. Микроэкономика: Учеб. – 2-е изд., испр. и доп. –М./В.М. Гальперин, С.М. Игнатьев, В.И. Моргунов: «Дело», 2001.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Барр P., Политическая экономия, том 1, М., МО, 1994

2. Лившиц А.Я./Никулина И.Н., Введение в рыночную экономику, М., Высшая школа, 1994

3. Экономическая теория / под редакцией д-р экон. наук, проф. В. Д. Камаева. – М.: Владос, 1998.

4. Политическая экономия, М„ Политиздат, 1990

5. Учебник по основам экономической теории, М„ МГТУ им. Баумана изд-во " Владос", 1994.

6. Курс экономической теории. Под ред. проф. Чепурина М. Н., проф. Киселевой Е. А. Киров., 1996.

7. Экономикс. Кемпбелл Р. Макконел, Стэнли Л. Брю. Спб. 1993.

8. Курс экономической теории. Под ред. проф. Чепурина М. Н., проф. Киселевой Е. А. Киров., 1996.

9. Конкуренция и ее виды. Светуньков. С. Г. М. 2000.

 


[1] Дж. Стиглер. Совершенная конкуренция: Исторический ракурс. Стр. 1

[2] В.М. Гальперин. Микроэкономика, том 2. Стр. 30

[3] Тоже самое, Стр. 30

[4] Пол Э. Самуэльсон. Стр. 143

[5] Роберт Х. Франк. Микроэкономика и поведение. Стр. 330

[6] В.Н. Ивашковский. Микроэкономика. Стр. 247

[7] В.М. Гальперин. Микроэкономика, том 2. Стр. 31

[8] Роберт Х. Франк. Микроэкономика и поведение. Стр. 330

[9] Тоже самое, Стр. 331

[10] Роберт Х. Франк. Микроэкономика и поведение стр. 331






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.