Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности формирования географических представлений у учащихся с интеллектуальными нарушениями.




За последние годы возросло число детей школьного возраста с отклонениями в интеллектуальном развитии, в связи с этим возросло внимание государства к проблемам умственной отсталости. Это обстоятельство делает первостепенным вопрос о создании условий для максимальной коррекции нарушений развития детей. Учебно-воспитательная работа с умственно отсталыми детьми в нашей стране осуществляется в специальных (коррекционных) учреждениях системы образования.

Проблема повышения эффективности учебного процесса, совершенствования методов обучения в настоящее время актуальна для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Практика диктует необходимость использования методов, которые смогли бы помочь активизировать познавательную деятельность школьников, учитывая их индивидуальные особенности.

Обязательным начальным компонентом обучения является восприятие окружающих объектов и явлений, т е. всякое изучение начинается, как правило, с формирования у учеников предметно пространственного образа того или иного объекта либо явления. Oт прочности и адекватности этих чувственных образов — представлений — во многом зависит правильность понятий, умозаключений и выводов.

В настоящее время недостаточно разработана и мало изучена проблема формирования представлений у учащихся с легкой степенью умственной отсталости по отдельным учебным предметам, и по географии в том числе.

Процесс формирования географических представлений состоит из восприятия объекта, сохранения его в памяти, если необходимо, то творческого преобразования и воспроизведения в нужный момент. Особенности познавательных процессов учащихся с нарушением интеллекта вызывают трудности на всех этапах формирования представлений.

Содержание курса географии в коррекционной школе существенно отличается от содержания и построения курса географии массовой школы. В коррекционной школе VIII вида ученики должны овладеть более упрощенной по структуре, сокращенной по объему, элементарной по уровню обобщенности системой географических сведений. Естественно, что программа по географии для коррекционной школы составлена с учетом особенностей познавательной деятельности школьников с нарушением интеллекта.

Коррекционно-развивающую работу по формированию географических представлений у школьников необходимо начинать с изучения и учета индивидуальных особенностей учащихся и выявления уровня знаний по данному предмету.

Первоначально необходимо выяснить уровень знаний учащихся об изучаемом объекте, их впечатления, полученные от встреч с этим объектом. Необходимо помнить, что личный чувствительный опыт учащихся не всегда точен, и представления, возникающие на его основе, могут искаженно отражать реальные объекты. Выявление предварительной подготовки учащихся позволяет наметить, какие знания учащихся следует уточнить и конкретизировать, а при обнаружении неправильных представлений – исправить или сформировать заново. Затем учитель может приступать к формированию представлений с опорой на имеющиеся у учащихся.



Поскольку умственно отсталые школьники характеризуются предельно конкретным мышлением (как утверждает И.Г. Еременко) обучение их строиться на предметно-наглядной основе. Правильное использование наглядности на уроке способствует развитию произвольного внимания, восприятия, памяти и аналитико-синтетической деятельности школьников с интеллектуальной недостаточностью.

При формировании географических представлений решающую роль играет использование разнообразного наглядного материала. При выборе наглядности необходимо отдавать предпочтение естественной натуральной наглядности. Именно она обеспечивает наиболее полное знакомство учеников с объектом изучения. Поэтому, если изучаемый объект расположен на доступном расстоянии, целесообразно организовать его восприятие в естественных условиях, во время географической экскурсии.

Непосредственным наблюдениям школьников на географических экскурсиях в старших классах вспомогательной школы отводится не более 25—30 мин, потом дети теряют интерес к изучаемому объекту, отвлекаются. Специально следует обратить внимание учащихся на реальные размеры изучаемых объектов, так как не все дети правильно представляют себе действительные размеры объектов. Особенно успешно использовать приемы сравнения. Например, при проведении экскурсии на берег реки, мы выходим к устью реки Ижора. В этом месте у учащихся есть возможность сравнить две реки (р. Неву и ее приток р. Ижора). Сначала школьникам предлагается найти общее, затем отличия, обращаю внимание учащихся на течение, берега реки. Если организовать экскурсию осенью и весной, представления учащихся обогащаются, они воспринимают объект в разное время, появляется возможность посмотреть изменения объекта.



Нужно организовать по возможности активное изучение объекта. Для этого организовываются различные практические работы. Программой по географии предусмотрена экскурсия по теме “Ориентирование на местности”, в разные годы мною были использованы различные упражнения: “Работа с компасом” – учащимся необходимо было определить направление для выбранных объектов, относительно точки наблюдения; “Поиск клада” – учащимся необходимо было пройти в указанное место, измеряя расстояния шагами и находя нужное направление с помощью компаса; “Помоги другу” – учащиеся делились на две группы, школьники первой группы составляли “записки-описания маршрута”, учащиеся второй группы отправлялись на поиски друга, ориентируясь на полученную записку.

При формировании таких географических представлений, которые не могут быть восприняты школьниками непосредственно в ближайшем окружении, главную роль играют различные наглядные пособия, особенно географические картины и иллюстрации, а также рисунки учебника, журнальные иллюстрации (“Юный натуралист”, “National Geographic”, “Вокруг Света”), фотографии (большой выбор в сети Интернет), открытки, компьютерные презентации. Для формирования у школьников правильных, четких и богатых деталями географических представлений важно сочетать на уроке различные виды наглядных пособий: ландшафтные и детализирующие картины, рисунки учителя на доске и учеников в тетрадях, муляжи, макеты, коллекции и гербарии. Но не следует перегружать урок географии большим количеством картин, каждая из них должна быть проанализирована детально. Учитывая особенности восприятия, картинный материал необходимо преподносить, дозировано, концентрируя внимание учащихся на существенных особенностях изучаемого объекта.

Отдельное внимание следует обратить на усвоение школьниками реальных размеров изучаемых географических объектов. Желательно, предложить школьникам сравнить изучаемый объект с объектом, размеры которого им известны. При рассмотрении картин необходимо обратить внимание на сравнение размеров объектов переднего плана и второго, насколько правильно учащиеся представляют размеры удаленных объектов. Внимательное рассмотрение картин помогает ученикам самостоятельно сформулировать причинно-следственные зависимости географического характера, что позволяет упорядочить, систематизировать и интегрировать образ, создает условия для лучшего его сохранения в памяти.

При выборе экранных наглядных средств обучения лучше использовать слайды, видеофрагменты, а не видеофильмы, так как учащимся необходимо предоставить достаточное время для первичного восприятия изучаемого объекта. Иногда ни одно наглядное пособие не сможет обеспечить такого подробного и деятельного знакомства учащихся с географическим объектом, как видеофильм, его необходимо использовать, когда необходимо показать объект в движении, в динамике. Демонстрируя звуковой фильм, рекомендуется показывать его с отключенным звуком, т.к. часто звук мешает целенаправленно воспринимать фильм. Такой показ учителю необходимо сопровождать подготовленным рассказом или объяснениями, но учитель не должен отвлекать внимание учащихся от главного в фильме. Если же географические объекты нужно показать с характерными для них звуками и шумами, звуковое сопровождение фильма сохраняется, но и в этих случаях необходимы отдельные краткие разъяснения учителя по ходу фильма. Демонстрация видеопособия на уроке географии должна занимать строго определенное время – максимально 25 минут. Умственно отсталых детей необходимо специально готовить к восприятию фильма (раскрыть во вступительной беседе его содержание, рассказать об основных разделах, указать, на что следует обратить внимание, провести словарную работу). А после демонстрации фильма в беседе с учениками проверить понимание школьниками основного содержания фильма, уточнить отдельные сведения, помочь привести их в систему. Для коррекции зрительного восприятия и развития произвольной памяти, возможно, предложить учащимся перед просмотром фрагмента план его пересказа. В своей работе я использую фрагменты из серии фильмов “Discaveri”, и видеозаписей телевизионных программ “В мире животных”, “Моя планета”.

Так же необходимо отметить постепенное внедрение мультимедийных учебных презентаций в процесс обучения географии школьников с умственной отсталостью. При использовании этих презентаций в ходе обучения можно отметить ряд достоинств: темп предъявления информации на экране устанавливается в соответствии с возможностями учащихся, фрагментарный показ позволяет давать информацию небольшими порциями, при возникновении затруднений и неясностей есть возможность неоднократного возращения к нужным слайдам для уточнения, разъяснения. Применение учебных презентаций позволяет улучшить понимание и запоминание учебного материала.

Однако использование только наглядности при формировании географических представлений может привести к тому, что школьники будут запоминать наиболее яркие и выделяющиеся стороны объектов, опуская важные и существенные признаки. Вот почему необходимо совместно с наглядность использовать словесные методы. Важнейшую роль при демонстрации географической наглядности играет слово учителя (вопросы, указания), направляющее восприятие учащихся. В словесной форме проверяется правильность узнавания учениками объектов и их частей, понимания их реальных размеров, цвета и т.п.

Умственно отсталым школьникам очень трудно словесно оформлять свои географические представления. Поэтому при корректировании важно обратить серьезное внимание на всемерную и постоянную активизацию речевой деятельности школьников. Слушая правильно построенные географические рассказы – описания учителя, школьники усваивают новые слова и термины, учатся последовательно и красочно рассказывать о природе. В рассказе учителю следует специально выделить отдельные мелкие детали, характерные именно для данного объекта, обратив внимание учащихся на то, что они свойственны именно этому объекту и отличают его от других. Эмоциональные и яркие языковые средства в сочетании с наглядными пособиями играют большую роль в расширении и обогащении географических представлений школьников с нарушением интеллекта.

Все географические объекты, упомянутые в рассказе, учитель должен обязательно показать сам на географической карте или дать задание ученику, который находит объект по данным ориентирам.

Географические карты и планы местности относятся к символической наглядности. В процессе преподавания географии следует обращать особое внимание на установление связи между названиями географических объектов и их расположением на карте. А также проводить практические упражнения по изучению карты. Необходимо образовывать у учащихся многосторонние ассоциации между различными географическими объектами и их расположением на карте. Учитель должен объяснить школьникам значение и содержание каждой краски на шкале высот и глубин, а также символических знаков, которые являются “языком” карты. Учащиеся должны четко представлять себе за каждым условным знаком соответствующий образ. Для этого целесообразно совместно использовать географическую карту и иллюстративную наглядность.

Процесс формирования представлений начинается с восприятия и активной мыслительной работы, однако это еще не обеспечивает их прочность. Одним из необходимых условий, обеспечивающих прочность представлений, являются специальные приемы, направленные на их закрепление. Здесь следует отметить практическую деятельность учащихся при формировании географических представлений. В процессе выполнения задания практического характера у учащихся развиваются и корригируются внимание и наблюдательность, значительно активизируется познавательная деятельность. На протяжении всей работы учитель контролирует школьников, что бы не допустить неправильные действия, которые могут перейти в ошибочный стереотип. Задания могут быть одинаковыми для всех учащихся, либо отличаться степенью сложности с учетом возможностей школьника. В своей работе, выбирая упражнения практического характера, я использую контурные карты из серии рабочих тетрадей по географии Т.М. Лифановой издательства “Просвещение” или собственные трафареты, их можно копировать и если необходимо увеличить. На контурных картах учащиеся находят и подписывают изучаемые объекты, цветными карандашами обозначают формы поверхности или природные зоны. Эти задания способствуют коррекции пространственной ориентировке учащихся, развитию навыков самоконтроля. На уроках географии в шестом классе учащиеся охотно работают с пластилином, изготавливая модели земного шара, которые можно использовать на последующих уроках при объяснении нового материала; создают макеты реки, озера.

Также закрепление материала осуществляется путем устного рассказа учащегося об увиденном. Учитель внимательно следит за ответом ученика (за правильностью речи и изложения мате­риала, за полнотой его ответа, за тем, как учащийся представляет явления и предметы, о которых рассказывает, его умением ориен­тироваться по карте, в окружающей обстановке, применять на практике полученные знания).

При прослушивании устного рассказа учитель может использовать ряд приемов:

· исправления и дополнения ошибочных и неполных отве­тов учащихся;

· непосредственное подведение учеников к правильному от­вету.

Если в ответе ученика имеются небольшие ошибки, или не­точности, то после ответа учитель может предложить детям до­полнить ответ товарища, исправить его ошибки. Такой прием заставляет учащихся внимательно слушать своего товарища. Если ученики пытаются найти причину явления и делают это неправильно, цель учителя — создать противоречие между вы­сказыванием ученика и действительным положением.

Для закрепления и проверки представлений учащихся об определенной местности можно использовать работу с раздаточным наглядным материалом, когда учащимся из набора рисунков и фотографии необходимо отобрать карточки только на заданную тему.

Коррекционные задания необходимо использовать на всех этапах урока. При составлении заданий следует ориентироваться не только на достигнутый уровень обученности и развитие познавательных операций, а учитывать “зону ближайшего развития”. По мере развития знаний и умений учащихся необходимо увеличивать сложность заданий, снижать роль и инструкции учителя.

Успешность формирования и устойчивость представлений зависит:

· от условий и характера первичного восприятия, от глубины анализа и синтеза признаков объекта;

· от целей восприятия и от установки учащихся на запоминание и последующее воспроизведение;

· от частоты повторных восприятий объектов, которые выступают в качестве подкрепления ранее образовавшихся представлений;

· от частоты воспроизведения сформировавшихся представлений, от оперирования этими представлениями в процессе умственной и практической деятельности учащихся;

· от включения формирующихся представлений в систему уже имеющихся;

· от индивидуальных особенностей учащихся.

Выбирая оптимальные методы обучения и учитывая индивидуальные особенности учащихся, можно прогнозировать положительную динамику в формировании географических представлений.


mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2018 год. (0.01 сек.)Пожаловаться на материал