Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Нормативно-правовые основы социальной работы с несовершеннолетними, отбывшими наказание в виде лишения свободы и осужденными без лишения свободы.






Практически во всех странах мира дети находятся в особом привилегированном положении. Не является исключением и Российская Федерация, поскольку забота о несовершеннолетних, охрана их прав и законных интересов является важнейшей задачей нашего государства.

Несовершеннолетние наряду с инвалидами, престарелыми, беременными женщинами, лицами, страдающими психическими расстройствами относятся к числу лиц, которые значительно чаще подвергаются негативному воздействию со стороны общества, а потому нуждаются в особой защите своих прав и законных интересов.

В силу наличия у несовершеннолетнего определенных возрастных особенностей он не в состоянии самостоятельно защитить свои права так же эффективно, как взрослый, что является главной причиной создания и действия в РФ специальных правовых средств по защите ребенка.

Одним из основных документов по защите прав подростков является Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990). Это международный правовой документ, определяющий права детей в государствах-участниках. Конвенция о правах ребёнка является первым и основным международно-правовым документом обязательного характера, посвящённым широкому спектру прав ребёнка. В соответствии с Конвенцией приоритетное внимание государства должно оказываться проблемам детей, находящихся в особо трудных условиях, расширению форм помощи этим категориям детей, а так же созданию механизмов профилактики и социальной реабилитации детей в условиях возникновения новых рисков – беспризорности, расширения насилия по отношению к детям, роста наркомании и преступности, вынужденного перемещения.

Так же в числе международных актов следует выделить:

· Декларацию прав ребенка 1959г.;

· Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей 1990г.;

· Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних, 1985г. (Пекинские правила)

Указанные международные документы определяют основные направления политики государств, подписавших данные правовые акты, в области защиты прав детей. В числе этих направлений надлежит выделить:

· Осуществление прав детей, предусмотренных конституциями (основными законами) государств, недопущение их дискриминации, упрочнение основных гарантий прав и законных интересов детей, а также восстановление их прав в случаях нарушений;

· Формирование правовых основ гарантий прав ребенка;

· Соответствие международным стандартам в области зашиты прав детей;

· Законодательное обеспечение прав ребенка;

· Государственная поддержка органов местного самоуправления, общественных объединений и иных организаций, осуществляющих деятельность по защите прав и законных интересов ребенка и т.д.

Начиная с 1993г. принято более 200 нормативных правовых актов, затрагивающих все сферы жизнедеятельности семьи и детей и нацеленных на усиление мер их социальной защиты, включая федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ и др. Особенно важное значение имеет принятие следующих нормативно – правовых актов:

· Конституция Российской Федерации от 25 декабря 1993 г. - основной закон государства, одним из направлений которого, является гарантия прав и обязанностей несовершеннолетних, отбывших наказание в виде лишения свободы и осужденных без лишения свободы.

· Семейный кодекс РФ от 29.12.1995 N 223-ФЗ определяет обязанности родителей в отношении несовершеннолетних детей, а так же права и гарантии несовершеннолетних.

· Гражданский кодекс РФ от 30.11.1994 N 51-ФЗ - кодифицированный федеральный закон Российской Федерации, регулирующий гражданско-правовые отношения, в том числе и несовершеннолетних.

· Уголовный Кодекс РФ от 24 мая 1996 года - основной и единственный источник уголовного права, единственный нормативный акт, устанавливающий преступность и наказуемость деяний на территории Российской Федерации.

· Федеральный закон от 24 июля 1998г. №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в российской Федерации» в качестве целей государственной политики в интересах детей закрепляет:

1. осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, недопущение их дискриминации, упрочение основных гарантий прав и законных интересов детей, а также восстановление их прав в случаях нарушений;

2. формирование правовых основ гарантий прав ребенка;

3. содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, воспитанию в них патриотизма и гражданственности, а также реализации личности ребенка в интересах общества и в соответствии с не противоречащими Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству традициями народов Российской Федерации, достижениями российской и мировой культуры.

· Федеральный Закон от 24 июня 1999г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» определяет в качестве основных задач и принципов деятельности по профилактике безнадзорности правонарушений несовершеннолетних следующие:

- предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому;

- обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;

-социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении;

- выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий.

При этом в законе уточнены принципы организации профилактической работы, что имеет важное значение при соотнесении социально-педагогических и управленческих подходов в решении проблем безнадзорности и правонарушений на государственном уровне. В соответствии с п. 2 ст. 2 Федерального Закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» к ним отнесены:

- законность;

- демократизм;

- гуманное обращение с несовершеннолетними;

- поддержка семьи и взаимодействие с ней;

- индивидуальный подход к исправлению несовершеннолетних с соблюдением конфиденциальности полученной информации;

- государственная поддержка деятельности органов местного самоуправления и общественных объединений по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

- обеспечение ответственности должностных лиц и граждан

за нарушение прав и законных интересов несовершеннолетних.

Анализ закона позволяет заключить, что общегосударственный подход не только не противоречит ключевым категориям и понятиям современной социально-педагогической науки и социальной работы как области знания и сферы практики, но и совпадает с ними. В частности, направления профилактики, выделенные законодателем, очень точно описывают содержание ведущей категории социальной педагогики - социальное воспитание.

· Федеральный Закон от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей. Оставшихся без попечения родителей» определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В анализируемых документах объектом применения общегосударственного подхода, с одной стороны, называются дети, граждане, семьи, попавшие в трудную жизненную ситуацию. Признаки трудной жизненной ситуации и социальной опасной ситуации в приведенных текстах законов практически совпадают. При этом совпадают эти признаки и в реальной жизни.

Необходимо принять во внимание и тот факт, что указанные выше законы по сути оформляют контур современного российского социального законодательства, регулирующего вопросы оказания социальной помощи и организации социальной работы с населением, в том числе и с детьми.

Несомненно, позитивным является определенная понятийная общность этих законов. Трудная жизненная или социально опасная ситуация рассматривается в этом случае как единое основание для организации специальных действий со стороны органов государственной и местной власти в отношении детей.

· Федеральный Закон от 10 декабря 1995 г. N 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения» выделяет, в первую очередь, в качестве объекта несовершеннолетних, по отношению к которым может быть применен специфический профессиональный инструмент социальной работы и органов социальной защиты населения России - социальные услуги.

На региональном уровне к нормативно – правовым документам защиты прав несовершеннолетних правонарушителей следует отнести:

 

1. Закон Забайкальского Края «О комиссиях по делам несовершеннолетних и Защите их Прав в Забайкальском Крае» от 16 декабря 2009 г. В соответствии с данным законом Комиссии по Делам несовершеннолетних и Защите их Прав являются постоянно действующими коллегиальными органами системы безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, образуемые в целях обеспечения единого подхода к решению проблем защиты прав и защиты интересов несовершеннолетних в Забайкальском Крае.

2. Закон Забайкальского Края «О деятельности, связанной с перевозкой в пределах территории Забайкальского Края несовершеннолетних, самовольно ушедших из семей и детских учреждений» от 26 декабря 2008г. Настоящий закон регулирует вопросы осуществления и финансирования деятельности, связанной с перевозкой в пределах Забайкальского Края несовершеннолетних, самовольно ушедших из семей, детских домов, школ – интернатов, специально – воспитательных и иных детских учреждений, расположенных в Забайкальском Крае.

3. Закон № 388 «Об адресной социальной помощи в Забайкальском Крае» от 6 июля 2010г. Настоящий закон устанавливает правовые основы и порядок оказания адресной социальной помощи малоимущим семьям (гражданам), проживающим в Забайкальском Крае.

4. Закон Забайкальского Края «О социальном обслуживании населения в Забайкальском Крае» от 11 февраля 2009 г. В соответствии с данным законом, право на социальное обслуживание имеют и дети до 18 лет, находящиеся в трудной жизненной ситуации.

5. Закон Забайкальского Края «О квотировании рабочих мест для отдельных категорий несовершеннолетних» от 29 июня 2011г. Настоящий закон края устанавливает правовые и организационные основы квотирования рабочих мест в Забайкальском Крае для приема на работу отдельных категории несовершеннолетних граждан, особо нуждающихся в трудоустройстве. В том числе несовершеннолетние, освобожденные из воспитательных колоний или вернувшиеся из специальных учебно – воспитательных учреждений закрытого типа и дети в возрасте 14-15 лет, направленные в учреждения государственной службы занятости населения по рекомендации Комиссии по делам несовершеннолетних и Защите их Прав, образованных в муниципальных районах, городских округах и административных районах городских округов.

6. Закон Забайкальского Края «Об административных правонарушениях» от 24 июня 2008 г. Настоящий закон края устанавливает административную ответственность за нарушения законов и иных нормативно – правовых актов местного самоуправления, а том числе за пребывание детей, в возрасте до 16 лет на дискотеках, кафе, барах, клубах, компьютерных салонах, игровых залах, а также иных помещениях, предназначенных для развлечений или проведения досуга.

7. Приказ Министерства защиты Забайкальского Края «О совершенствовании учета оказываемых реабилитационных услуг и результатов реабилитации в государственных учреждениях социального обслуживания Забайкальского Края» от 15 июня 2011.

8. Постановление правительства Забайкальского Края «Об утверждении стандартов качества оказания государственных услуг несовершеннолетним, находящимся в социально опасном положении или иной трудной жизненной ситуации» от 28 декабря 2010г. № 520. В соответствии с целью государственных услуг – предоставление мер социальной поддержки несовершеннолетним, находящимся в социально опасном положении или иной трудной жизненной ситуации, в соответствии с действующим законодательством.

9. Распоряжение Губернатора Забайкальского Края «Об утверждении порядка взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в организации индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними, находящимися в социально опасном положении и их семьями» от 13 августа 2013 г. № 394-р

 

Вывод(доделаю) Изучение отечественного и зарубежного опыта свидетельствует о том, что, своевременная профилактика и поиск эффективных методов воздействия на поведение подростков-правонарушителей приводит к снижению криминализации в России и за рубежом.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.