Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сферы массовой культуры






Согласно данным энциклопедии «Культурология. XX век», массовая культура включает в себя такие сферы, как:

— индустрия «субкультуры детства»;

— массовая общеобразовательная школа;

— средства массовой информации;

— система национальной (государственной) идеологии и пропаганды, «патриотического» воспитания граждан;

— массовая социальная мифология;

— массовые политические движения;

— система организации и стимулирования массового потребительского спроса;

— индустрия формирования имиджа и «улучшения» физических данных индивида;

— индустрия досуга, включающая в себя массовую художественную культуру [8, с.169].

В индустрию «субкультуры детства» входят: детская литература, игры, театры, спортивные секции, кружки. Массовая общеобразовательная школа формирует у учеников основные ценности, идеологические установки, приобщает к общепринятым нормам, повествует об истории, религии страны, в которой происходит обучение. СМИ (журналы, газеты, телевидение, радио, интернет) позиционируют определённые идеи и ценности, которые являются/должны являться приоритетными в обществе. Государственная идеология и пропаганда осуществляет «патриотическое» воспитание граждан, формирует и контролирует политико-идеологические ориентации населения, воздействует на его сознание в интересах правящих элит, обеспечивает «мобилизационную» готовность общества. Массовая социальная мифология занимается упрощением системы ценностных ориентаций человека, замещает анализ сложных причинно-следственных связей между явлениями и событиями апелляцией к простым и, как правило, фантастическим объяснениям («мировой заговор», «поиски инопланетян» и т.п.), что, в конечном счете, «освобождает людей от усилий по рациональному постижению волнующих проблем, дает выход эмоциям в их наиболее инфантильном проявлении» [8, с.170]. Массовые политические движения вовлекают в политические акции широкие слои населения, в большинстве своем весьма далекие от политики и интересов элит, мало понимающие смысл предлагаемых им политических программ, на поддержку которых их мобилизуют. Существует также система стимулирования потребительского спроса, которая включает в себя рекламу, моду, секс-индустрию и иные формы провоцирования потребительского ажиотажа вокруг вещей, идей или услуг. Данная система занимается формированием в общественном сознании стандартов «престижных» интересов и потребностей, образа и стиля жизни, имитацией в массовых и доступных по цене моделях формы «элитных» образцов, управлением спросом рядового потребителя на предметы потребления и модели поведения, превращением процесса потребления различных социальных благ в самоцель существования. Индустрия формирования имиджа популяризирует массовое физкультурное движение, культуризм, аэробику, спортивный туризм, пропагандирует индустрию услуг по физической реабилитации, сферу медицинских услуг и фармацевтических средств, связанных с изменениями внешности/пола. Таким образом, происходит стандартизация физических данных человека в соответствии с актуальной модой. Индустрия досуга включает в себя массовую художественную культуру (приключенческую, фантастическую и «бульварную» литературу, аналогичные «развлекательные» жанры кино, карикатуру и комиксы в изобразительном искусстве, оперетту, эстрадную, рок- и поп-музыку, эстрадную хореографию и сценографию, «разговорные» жанры эстрады). Помимо вышеперечисленных сфер, в индустрию досуга входят синтетические виды шоу-индустрии, массовые постановочно-зрелищные представления, цирк, стриптиз и иные виды эротических шоу, индустрия курортных и «культурно»-туристических услуг, профессиональный спорт (как зрелище). Таким образом, индустрия досуга «передаёт упрощенное смысловое и художественное содержание продукта культуры, адаптирует его к запросам массового потребителя, тиражирует и «доставляет на дом» потребляемый культ-продукт, не требует затрат сил и способствует расслаблению массового потребителя» [8, с.170].

 

 

.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.