Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Проблема психологической готовности к школьному обучению.






Психологическая готовность к школе – сложное образование, предполагающее достаточно высокий уровень развития мотивационной, интеллектуальной сфер и сферы произвольности. Обычно выделяют 2 аспекта психологической готовности – личностную (мотивационную) и интеллектуальную готовность к школе. Оба аспекта важны для того, чтобы учебная деятельность ребенка была успешной, и для его скорейшей адаптации к новым условиям, безболезненного вхождения в новую систему отношений. Личностная готовность: должна сформироваться внутренняя позиция школьника – стремление к новой школьной жизни, появление которой зависит от отношение близких взрослых к учению как к важной содержательной деятельности, отношение других детей, сама возможность подняться на новую возрастную ступень в глазах младших и сравняться в положении со старшими. Божович, изучавшая психологическую готовность детей к школе, отмечала, что новая позиция ребенка изменяется, становится со временем содержательнее, переход от внешних атрибутов (красивые портфели, пеналы) к потребности новых впечатлений, желание приобрести новых друзей, и лишь затем желание учиться, узнавать что-то новое, получать похвалу за отметки. Кроме отношения к учению в целом, для ребенка, поступающего в школу, важно отношение к учителю, сверстникам и самому себе. В конце дошкольного возраста должна сложиться такая форма общения ребенка со взрослыми, как внеситуативное личностное общение (по М.И. Лисиной), т.е. взрослый становится непререкаемым авторитетом, образцом для подражания. Учебная деятельность по своей сути коллективная. Ученики должны учиться деловому общению друг с другом, умению успешно взаимодействовать друг с другом, выполняя совместные учебные действия. Продуктивная учебная деятельность предполагает адекватное отношение ребенка к своим способностям, результатам работы, поведению, т.е. определенный уровень развития самосознания. Самооценка школьника не должна быть завышена или недифференцированная. Если ребенок заявляет, что он «хороший», его рисунок «самый хороший» и поделка «лучше всех», нельзя говорить о личностной готовности. О личностной готовности к школе обычно судят по его поведению на групповых занятиях и во время беседы с психологом. Существуют и специально разработанные планы беседы, определяющие позицию школьника, и особые экспериментальные приемы. Важно определение, какой мотив преобладает у ребенка – познавательный или игровой, также определение сформированности произвольности (насколько точно ребенок может выполнять требования взрослого, а также способность самостоятельно выполнять задание). Интеллектуальная готовность связана с развитием мыслительных процессов – способностью обобщать, сравнивать объекты, классифицировать их, выделять существенные признаки, определять причинно-следственные зависимости, делать выводы. У ребенка должны быть определенная широта представлений, в том числе образных и пространственных, соответствующее речевое развитие, познавательная активность.

 

47. Особенности мотивационной сферы младших школьников. Мотивационная сфера, как считает А. Н. Леонтьев, - ядро личности.Среди разнообразных социальных мотивов учения главное место занимает мотив получения высоких отметок. Высокие отметки для маленького ученика - источник других поощрений, залог его эмоционального благополучия, предмет гордости. Внутренние мотивы: 1) познавательные мотивы - те мотивы, которые связаны с содержательными или структурными характеристиками самой учебной деятельности; 2) социальные мотивы - мотивы, связанные с факторами, влияющими на мотивы учения, но не связанные с учебной деятельностью (меняются социальные установки в обществе - меняются социальные мотивы учения): стремление быть грамотным человеком, быть полезным обществу, стремление получить одобрение старших товарищей, добиться успеха, престижа, стремление овладеть способами взаимодействия с окружающими людьми, одноклассниками. Мотивация достижения в начальных классах нередко становится доминирующей. У детей с высокой успеваемостью ярко выражена мотивация достижения успеха - желание хорошо, правильно выполнить задание, получить нужный результат. Мотивация избегания неудачи: дети стараются избежать «двойки» и тех последствий, которые влечет за собой низкая отметка, - недовольства учителя, санкций родителей. Внешние мотивы: учеба за хорошие отметки, заматериальное вознаграждение, т. е. главное – не получение знаний, а какая-то награда.

48. Учебная деятельность как ведущий вид деятельности в младшем школьном возрасте. Младший школьный возраст - период жизни ребенка от 6-7 до 10 лет, когда он проходит обучение в начальных классах современной школы. Психическое развитие происходит внутри взаимоотношений ребенка и общества, в процессе усвоения общественного опыта человечества. Для этого возраста характерно, что в качестве ведущей у ребенка формируется учебная деятельность, в которой происходит усвоение человеческого опыта, представленного в форме научных знаний, важно сформировать познавательную мотивацию. В рамках учебной деятельности возникают два основных психологических новообразования этого возраста - возможность произвольной регуляции психических процессов и построение внутреннего плана действий. Особенность этой деятельности – приобретение ребенком умения подчинять свою работу на различных занятиях массе обязательных для всех правил как общественно выработанной системе. Подчинение правилам формирует у ребенка умение регулировать свое поведение. Происходит перестройка отношений ребенка с действительностью. Система отношений «ребенок – взрослый» дифференцируется: «ребенок – учитель», «ребенок – родители». «Ребенок – дети». Система «р-у» начинает определять отношения ребенка к родителям и к детям. Хорошие оценки и поведение конструируют отношения со взрослыми и сверстниками. Отношение «р-у» становится отношением «ребенок – общество». Если в школе хорошо, то и дома и с детьми хорошо.Поступление в школу значительно расширяет кругозор ребенка, предоставляя ему возможности для физического, интеллектуального и эмоционального развития. В школе ребенок за себя отвечает сам; он сразу же становится объектом оценки с точки зрения интеллектуальных, социальных и физических точек зрения. Учебный материал дети лучше осваивают в совместной работе со сверстниками, чем с учителем (исследования Цукерман). Цукерман рассматривает кооперацию со сверстниками как опосредующее звено между началом формирования нового действия при работе с взрослым и полностью самостоятельным интрапсихическим концом формирования. При кооперации со сверстниками ситуация равноправного общения дает опыт контрольно-оценочных действий и высказываний. Рубцов на основе экспериментальных исследований заключает, что кооперация со сверстниками и координация точек зрения – основа происхождения интеллектуальных структур ребенка. Форма кооперации (тип распределения деятельности) выполняет функцию моделирования содержания интеллектуальной структуры в составе отношений участников деятельности. Цукерман пишет, что специфика учебного взаимодействия состоит в проявлении учебной инициативы школьника, который сам указывает взрослому на противоречия между условиями поставленной взрослым задачи и теми способами действия, которыми располагает ребенок. Происходят значительные изменения в характере игровой деятельности, возрастает значение игры с достижением известного результата (спортивные игры). Игра начинает подчиняться учебной деятельности. Игра позволяет овладеть высокими общественными мотивами поведения. Божович подчеркивала большое значение труда для формирования нравственных качеств личности школьника. Структура учебной деятельности: Учебная задача – это то, что ученик должен освоить. Учебное действие – это изменения учебного материала, необходимые для его освоения учеником, это то, что ученик должен сделать, чтобы обнаружить свойства того предмета, который он изучает. Действие контроля – это указание на то, правильно ли ученик осуществляет действие, соответствующее образцу. Действие оценки – определение того, достиг ли ученик результата или нет.

 

49. Развитие психических функций у младшего школьника. Происходят значительные изменения в познавательной сфере ребенка. Память приобретает ярко выраженный познавательный характер (интенсивное формирование приемов запоминания, осознание особой мнемической задачи). В области восприятия происходит переход от непроизвольного восприятия к произвольному целенаправленному наблюдению за объектом. Дети научаются рассматривать объекты. Формируется способность сосредотачивать внимание на малоинтересных вещах, эмоциональные переживания приобретают более обобщенный характер. Учебная деятельность способствует развитию воли. Мышление от наглядно-образного переходит к словесно-логическому, а затем и к абстрактному. Развитие мышления детей в этот период – ключ к умственному развитию в целом. Это возраст интенсивного интеллектуального развития. Интеллект опосредует развитие всех остальных функций, происходит интеллектуализация всех психических процессов, их осознание и произвольность. В результате развития учебной деятельности осознаются собственные изменения. Бремс: В целом период жизни от 6 до 10 лет характеризуется существенными изменениями в когнитивной и социальной сферах. Если в плане моторного и речевого развития практически не наблюдается качественных изменений, то в интеллектуальной и социальной сферах в это время происходят основные качественные изменения. Это период высокой чувствительности к факторам внешнего окружения, поскольку происходит интериоризация социальных и моральных аспектов самости. Все, что выражается и поддерживается окружением ребенка, ребенок усваивает, и это накладывает отпечаток на дальнейшее развитие. В это время формируются важные формы поведения и оценочные суждения. Для детей этого возраста характерны следующие проблемы: конфликтность, показушность, хвастовство и самокапание.

50. Основные психологические новообразования младшего школьного возраста составляют: Произвольность и осознанность всех психических процессов и их интеллектуализация, их внутреннее опосредование, которое происходит благодаря усвоению системы научных понятий. Всех, кроме интеллекта. Интеллект еще не знает самого себя. Осознание своих собственных изменений в результате развития учебной деятельности. По Эльконину: Внутренний план действий. Самоконтроль. Интеллектуальная рефлексия (способность к осознанию содержания своих действий и их оснований) является новообразованием, знаменующим начало развития теоретического мышления у младших школьников. Все эти достижения свидетельствуют о переходе ребенка к следующему возрастному периоду, который завершает детство.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.