Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Эпигенетическая теория развития Э. ЭРИКСОН.




Основной вклад изучения личности заключается в том, что на ряду с фрейдовскими стадиями психосексуального развития эриксон показал, что чел-к одновременно с этим проходит стадии психосоциального развития истадию развития «эго». Доказал, что развитие продолжается всю жизнь и каждая стадия развития может иметь как положительный так и отрицательный. В основе его работ лежит теория циклов чел-кой жизни. Модель, которой интегрирует рост и развитие чел-ка от рождения и преклонного возраста. Свою модель стадий ч-ого развития Эриксон эпигенетической. Понятие эпигенез подразумевает, что каждый элемент развивается над отдельными частями, по мнению эриксона рост личности похож на развитие эмбриона, а именно возникновение каждой последующей стадии определяется развитием предыдущей. Каждая стадия характеризуется кризисами, которой должен разрешится, чтобы че-ек перешёл к следующей стадии. Успешное разрешение кризиса каждой стадии способствует развитию определёной психосоциальной силы и навыков. Выход из кризиса по каждой стадии может быть как положительный так и отрицательный, в том случае когда чел-к преодолевает обстоятельства, борется с собой, формируется его идентичность. По эриксону идентичность- чуство самотождествености собственной интености, полноцености, сопричасности миру и другим людям. Идентичность -чувство владения собственным я. Эгоидентичность- является условием психологического здоровья чел-ка. Расцвет личности по мнению эриксона зависит от того как чел-к справится с каждой из психосоциальных кризисов, через которые он проходит в своей жизни.

Стадии развития личности по Эриксону:

Младенчество от 0 до 1 года- формируется базовое доверие к мир, в случае отрицательного выхода из кризиса базовое недоверие к миру к людям.

2.Ранний в-ст от 1г до 3 лет- при положительном выходе из кризиса автономность, при отриц-м сомнения и стыд. Задачи: борьба против чувства стыда и сильного сомнения в своих действиях, за свою независимость и самостоятельность.

Дошкольный воз-т от 3лет до 6-7лет- при положительно-инициативность, при отриц-м чувство вины. Задачи- развитие активной инициативы и в тоже время переживание чувства вины и моральной ответственности за свои желания.

4.Школьный от6-7 до 11-12лет- при положительном выходе формируется компитентность собсьвенной значимости, при отриц-м неполноценность. Задачи: формирование трудолюбия и умение обращается с орудием труда, чему противостоит осознание собственной неумелости и безполезности. 5.Подроток от 11-12 лет до 18 лет: при положительном выходе идентичности, при отриц-м дифузия идентичности. На этой стадии начинается задача первого цельного осознания себя и своего места в мире,отрицательный полюс решения этой задачи это неуверенность в понимании кто я такой



6. Молодость от 18 до 35 при положительном интимность при отриц-м изоляция. Задача: поиск спутника жизни и устоновление близких дружеских связей, преодолевающих чувство одиночиства.

7.Зрелый возраст от 35 до 65 лет приположительном формируется творчески при отриц-м отстой. Задача: полностью реализовать способности и возможности. Поздняя зрелость от 65 до……… при полож-м выходе эгоцентричен, при отриц-м выходе разочирование в жизни

17.Генетическая эписистема: учение Ж. Пиаже об интеллектуальном развитии ребёнка.

Одно из направлений работ Пиаже - изучение развития интеллекта в поведении ребенка. В исследовании истоков интеллекта и представления о реальности у детей первых двух лет жизни Пиаже установил, что в этот период в сознании ребенка происходит революция. Первоначально ребенок воспринимает мир как индивид, который не знает себя в качестве субъекта, не понимает своих собственных действий и поэтому приписывает реальности свои субъективные ощущения, даже не подозревая об этом. Ребенок пытается воздействовать на вещи, но сначала он не представляет их себе вне связи с непосредственными действиями. А в непосредственном действии может установиться лишь поверхностный контакт с вещами. Это приводит к тому, что ребенок считает объективной только такую реальность, которая выявляется в непосредственном восприятии. Разумеется, видимая реальность не исчерпывает объективно сyществующую. Поэтому ребенок, считает Пиаже, на ранних стадиях развития воспринимает мир как солипсист - он игнорирует себя в качестве субъекта и не понимает собственных действий.



Конструкция представления об окружающем мире, о реальности у ребенка в первые годы жизни состоит в переходе от одного состояния, где вещи центрированы вокруг "Я", которое управляет всем, не осознавая себя в качестве субъекта, в другое состояние, где "Я" занимает свое место в устойчивом мире и рассматривается как активный субъект среди других в этом мире. В этот период меняется исходная позиция ребенка по отношению к вещам; в сфере практических действий происходит переход от эгоцентризма к объективности. Так, на доречевом уровне умственного развития ребенка Пиаже выявил тот же самый эволюционный переход, который был обнаружен им в исследованиях вербального интеллекта. Всеобщность и неизбежность этого процесса позволили Пиаже назвать его законом эволюции.

Переход от эгоцентризма к объективной оценке вещей был установлен Пиаже также в многочисленных исследованиях генезис числа и представления о количестве у ребенка от 2 до 7 лет. Огромный экспериментальный материал, полученный в этих исследованиях, нуждался в строгой интерпретации.Сначала он классифицирует факты, затем устанавливает закономерность, которой эти факты подчиняются и, наконец, выясняет причину или механизм этого явления.Исходя из необходимости точно интерпретировать полученные факты, Пиаже в 1937 г. выдвинул гипотезу о применении к психологии мышления опыта операторной логики. Пиаже отмечал, что психологи часто пытаются в математической форме выразить законы поведения. Однако, психологические факты индивидуальны, изменчивы и не всегда подчиняются действию статистических законов; математический подход практически не позволяет выяснить внутренние механизмы психической деятельности. Метрические шкалы интеллекта позволяют сравнить результаты, достигнутые интеллектом в ходе эволюции, но они не дают возможности измерить переход от одной схемы интеллектуальной деятельности к другой и изучить механизм этого перехода. Поэтому Пиаже предложил выразить качественные аспекты развития интеллектуальных операций не на языке математики, а на другом аксиоматическом языке - языке логического исчисления.Пиаже, разработал понятие группировки, и этим вызвал недовольство со стороны логиков. Группировки - это закрытые и обратимые системы, аналогичные математическим "группам". Такие логические операции, как простое и мультипликативное включение, простая и мультипликативная сериация, симметрия и т.п. и представляют собой группировки. Согласно гипотезе Пиаже, интеллектуальное развитие можно описать в виде группировок, последовательно вытекающих одна из другой. Это позволяет изучать процесс развития психики одновременно эмпирически (с помощью наблюдения или экспериментирования) и теоретически (путем логической дедукции, с помощью аксиоматических моделей).Опираясь на эмпирические факты, Пиаже заметил, что прежде, чем у ребенка устанавливаются логические операции, он выполняет "группировки" объектов и действий (ищет спрятанный предмет, собирает пирамидку и т.п.), которые, в свою очередь, порождают арифметические, геометрические и элементарные физические "группы". Группировки Пиаже рассматривал в качестве основания, а не в качестве следствия формирования логических операций. Каждая классификация в своей целостности, каждая серия объектов, расположенных в их отношениях, каждая система родословных связей, каждое генеалогическое дерево, каждая шкала ценностей - это различные группировки. Избрав в качестве единицы мысли группировку, Пиаже начал исследовать, как формируются у ребенка логические операции классификации, сериации и др.

Трудность психологического исследования группировки очевидна. Нельзя непосредственно проследить, как складываются группировки в голове думающего субъекта. Поэтому психологу нужно обратиться к дедуктивной теории группировок. С формальной точки зрения, группировка - это закрытая, обратимая система, в которой все операции объединены в одно целое, подчиняющееся пяти формальным законам, или, точнее, критериям:комбинативность А+В=С;

обратимость СВ=А;

ассоциативность (А+В)+С=А+(В+С);

общая операция идентичности АА=0;

тавтология или специальная идентичность А+А=А.

Если эти свойства есть у какой-то совокупности действий, то значит - это группировка. В своем формальном выражении группировка - логическая, аксиоматическая модель, которую психолог может использовать для интерпретации своих фактов.Со времени выдвижения этой гипотезы в концепции Пиаже особенно ясно проявляется следующий двухсторонний подход к изучению интеллектуального развития. С одной стороны, открывается богатство фактического материала, полученного в экспериментах с детьми, с другой - интерпретация его с точки зрения аксиоматических моделей, взятых из логики и разработанных далее Пиаже.В своем психологическом выражении группировка - это состояние "равновесия мысли", финальная стадия генетического развития. Группировку нельзя рассматривать как закон развития. Это форма равновесия, к которой развитие стремится.В процессе развития группировки возникают не сразу. Повсюду и всегда факты показывают один и тот же закон развития, сущность которого состоит в последовательной децентрации объектов и связей между ними от восприятия и собственного действия: в коррекции исходного эгоцентризма и в объективной группировке этих объектов и их отношений, то есть в построении структуры, одновременно объективной и логической. Так, например, основание для возникновения понятия есть и на раннем уровне развития, но там оно подавлено эгоцентризмом. В упомянутом уже эксперименте с макетом из трех гор все суждения ребенка дошкольного возраста подчинены его собственной точке зрения, ребенок не умеет представлять себе вещи с разных позиций. В том же возрасте при каждом изменении формы предмета, например, шарика из пластилина, ребенок, оценивая его свойства, учитывает только то, что он видит теперь, и только постепенно он освобождается от влияния сиюминутных впечатлений. Постепенно понятия объективизируются и достигают логической структуры, составляя группировку суждений, объясняющих каждое из воспринимаемых состояний. Однако не все понятия достигают такого уровня развития в одно и то же время, так как действие, порождающее понятие, может долго оставаться эгоцентрическим, что представляет препятствие для группировки.


mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2018 год. (0.005 сек.)Пожаловаться на материал