Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Производство по делам, вытекающим из публичных правоотношений






- производство, где одной из сторон является орган власти, наделенный компетенцией по принятию актов или решений в отношении конкретных лиц либо неопределенного круга лиц.

3 группы:

1) оспаривание НПА

2) обжалование действий/ бездействий

3) защита избирательных прав.

Орган власти - доминирует в материальном, подчиненный субъект - в процессуальном правоотношении.

Отличие от искового производства: отсутствие спора о праве (гражданском) – ч. 3 ст. 247 - иначе оставить без движения

Характеристика:

1) специфично обращение в суд по делам этой категории: производством занимаются параллельно суды ОЮ, арбитражные суды и конституционные (уставные) суды; кто имеет право обратиться с заявлением в суды ОЮ - только лицо в защиту своих собственных интересов в случае если акт или действие прямо ущемляют его права (лицо уже на момент обращения в суд в заявлении должно указать чем именно нарушаются его права – ст. 247 – требование должно быть твердо увязано с нарушенным правом; суд имеет право возвратить заявление)

Субъекты:

· гражданин или организация, выступающие в защиту собственных интересов, либо в прямо предусмотренных законом случаях в защиту неопределенного круга лиц (экологические права)

· прокурор в защиту интересов государства, отдельных граждан, неопределенного круга лиц

· должностные лица, защищающие свою компетенцию; публичные образования

2) нет общих правил искового производства в полной мере - они действуют, когда нет специальной нормы. Нет таких элементов как отказ от иска, признание иска с теми последствиями, которые есть в исковом производстве. Мировое соглашение в некоторых случаях возможно, если вопрос не касается права или обязанности лица

3) субъектный состав - дела с обязательным участием прокурора; дела, в которых суд признает участие прокурора необходимым. 3и лица - вряд ли. Суд становится лицом, которое приобретает сверхактивные полномочия по сравнению с исковым - может по своей инициативе истребовать доказательства, может признать обязательной явку властного органа в процесс, не связан заявленными требованиями, по некоторым делам не связан с желанием заявителя продолжат процесс (ч. 3 ст. 252).

4) перераспределение бремени доказывания – на властный орган возлагается обязанность доказать правомерность

5) более короткие сроки

6) порядок рассмотрения - невозможно заочное решение, закрытый процесс требует особого обоснования суда

7) решение - свойство преюдиции касается всех лиц, если совпадают требование и основания, категория субъектов значения не имеет. Обязательность становится более смешанной с исполнимостью. Суд приобретает контроль над исполнением решения.

Оспаривание НПА - конституционные (уставные) суды, суды ОЮ, арбитражные суды. Признают акты недействующими - акт не будет действовать на будущее с момента вступления решения в законную силу.

Рассмотрение отнесено к подсудности всех судов, кроме мировых судей. Ст. 27 предусматривает подсудность ВС - акты Президента, Правительства, федеральных органов исполнительной власти.

Территориальная подсудность - по месту нахождения органа, издавшего акт.

В заявлении необходимо указать полное наименование властного органа, наименование и дата принятия документа, дата его опубликования, указание на какие права и свободы это повлияло, необходимо приобщить копию НПА полностью или в той части, в которой он обжалуется.

Участники: заявитель; лицо, которое издало соответствующий акт; прокурор.

Суд не связан доводами стороны, доказательствами, которые она представила, желанием стороны продолжать процесса - судебная форма контроля.

Суд имеет право истребовать от органа доказательства, за неявку органа налагать штраф.

Сроки рассмотрения - месяц, в ВС - три месяца со дня подачи.

По результатам рассмотрения акт может быть признан не противоречащим закону или недействующим.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.