Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Развитие архивного законодательства в 1990-е годы






 

Становление самостоятельной системы архивов РФ началось в 1991 г. После провала августовского путча 1991 г. началась ликвидация параллельного хранения партийных, советских документов и документов КГБ и начались преобразования по централизации и демократизации архивного дела.

После распада СССР и создания Содружества Независимых Государств (СНГ) 6 июля 1992 г. главами СНГ было подписано «Соглашение о правопреемстве в отношении государственных архивов бывшего СССР».
В соответствии с «Соглашением о правопреемстве» центральные государственные архивы бывшего СССР перешли под юрисдикцию Российской Федерации в ведение Государственной (Федеральной) архивной службы России. Основными положениями Соглашения были: принцип целостности и неделимости фондов; сохранение как единого целого документов центральных архивов бывшего СССР; неприкосновенность всех архивов государств СНГ. Стороны, исходя из принципа целостности и неделимости фондов, образовавшихся в результате деятельности высших государственных структур и хранящихся в государственных архивах, которые находятся за пределами их территорий, не претендуют на право владения этими комплексами документов. Стороны взаимно признают осуществленный в соответствии с их национальным законодательством переход под юрисдикцию государственных и других архивов союзного уровня, включая находящиеся на их территории государственные отраслевые архивные фонды бывшего СССР.

В соответствии с Соглашением о правопреемстве центральные государственные архивы бывшего СССР перешли под юрисдикцию Российской Федерации в ведение Государственной архивной службы России. Таким образом, значительная часть «общей истории» оказалась в распоряжении России.

В августе 1991 г. вышли Указы Президента Российской Федерации «О национализации архивов КПСС» и «О передаче в госархивы документов бывшего КГБ СССР». Указ Президента РСФСР об архивах Комитета государственной безопасности был подписан 24 августа 1991 г., Указ Президента РСФСР о партийных архивах был подписан в тот же день. Открылся доступ к ранее преимущественно закрытым архивным материалам; перестал существовать в стране «партийный архивный фонд» в параллели Государственному архивному фонду страны.

12 октября 1991 г. было издано постановление Совета министров РСФСР «О Российском центре хранения и изучения документов новейшей истории (РЦХИДНИ) и Центре хранения современной документации (ЦХСД)». На основании этого постановления на базе привилегированного Центрального партийного архива был создан Российский центр хранения и изучения документов новейшей истории, который позже вместе с Центром хранения документов молодежных организаций был преобразован в Российский государственный архив социально-политической истории, а архивные комплексы ЦК КПСС были включены во вновь созданный ЦХСД, переименованный в 1999 г. в Российский государственный архив новейшей истории. 12 октября 1991 г., вышло постановление Совета Министров РСФСР «О развитии архивного дела в РСФСР».

24 июня 1992 г. было издано постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении положения о Комитете по делам архивов при правительстве Российской Федерации и сети федеральных государственный архивов и центре хранения документации». Ранее секретный Центральный государственный (особый) архив СССР, хранивший трофейные документы, перемещенные в СССР в результате второй мировой войны из Германии и других зарубежных стран, а также архивные документы Главного управления по делам военнопленных и интернированных МВД СССР, был преобразован в Центр хранения историко-документальных коллекций (ЦХИДК) и стал публичным.

19 июня 1992 г. было принято Постановление Верховного Совета Российской Федерации «О временном порядке доступа к архивным документам и их использованию», согласно которому доступ в архивы был открыт для всех граждан, учреждений, предприятий, организаций на равных основаниях; был ограничен доступ к секретным материалам на 30 лет с момента их создания и к документам личного состава на 75 лет с момента их создания; доступ к документам личного состава мог быть открыт ранее указанного срока только с разрешения их владельца или его наследников; пользователи архивных документов несли полную ответственность за их использование.

Законом РФ «Основы законодательства РФ о культуре» от 09.10.92 № 3612-1 (ред. от 23.06.99) были закреплены следующие основные принципы архивного дела в РФ: архивное дело является областью культуры и входит в культурное наследие РФ; каждый человек имеет право на приобщение к культурным ценностям, на доступ к архивным фондам; государство обеспечивает целостность архивных фондов, ответственно за их выявление, учет, изучение, реставрацию, охрану.

Принятие 7 июля 1993 г. «Основ законодательства Российской Федерации об Архивном фонде Российской Федерации и архивах» явилось знаменательным событием. Факт рождения нового специфического подотдела права зафиксировал общеправовой классификатор отраслей законодательства, утвержденный указом Президента Российской Федерации от 16 декабря 1993 г., где появилась специальная рубрика «Архивное дело. Делопроизводство» (правда, почему-то в разделе «Законодательство по общим вопросам народного хозяйства»).

Главное значение Основ законодательства заключалось в том, что впервые в нашей истории архивное дело было узаконено как самостоятельная сфера жизнедеятельности личности, общества, государства, а архивы были признаны самостоятельными объектами хозяйствования. В Основах законодательства впервые в архивной сфере законодательно были определены две части Архивного фонда РФ (АФ РФ): государственная и негосударственная.

Впервые были четко определены границы компетенции РФ и ее субъектов. Основы законодательства дали толчок развитию регионального законодательства в сфере архивного дела.

По сравнению с Положением о Государственном архивном фонде СССР, утвержденным в 1980 г., в Основах законодательства существенно менялось в демократическом духе содержание этого высшего законодательного акта, закреплялось право собственности на архивные документы, облегчался доступ к документам Архивного фонда Российской Федерации и т.д. Данный законодательный акт впервые гарантировал принцип общедоступности архивной информации (за исключением документов, относящимся к секретной информации и информации, затрагивающей тайну личной жизни человека), устанавливал принцип публичности Архивного фонда России, то есть был установлен запрет на организацию тайных государственных архивов, обеспечивая тем самым свободное обращение любого гражданина в любой государственный архив и исключая возможность создания тайных архивов, затрагивающих права и законные интересы граждан.

2 марта 1993 г. было принято постановление Президента РФ «О порядке ведомственного хранения документов и организации их в делопроизводстве». Это постановление явилось одним из основных законодательных актов, принятых в целях регулирования взаимоотношений между учреждениями Государственной архивной службы и центральными органами федеральной исполнительной власти, государственными учреждениями, организациях и предприятиями, а также совершенствования ведомственного хранения документов и организации их в делопроизводстве. Далее был ряд постановлений и указов Совета Министров и Правительства РФ: постановление «О реализации государственной политики в архивном деле»; Указ Президента РФ «О включении отдельных объектов культурного наследия народов РФ».

В 1994 г. был издан Указ Президента РФ «Об утверждении положения об Архивном фонде Российской Федерации и положения о Государственной архивной службе России». Наряду с Основами законодательства, данный указ был основополагающим законодательным актов в архивной сфере.

Затем, в 1994 г. был принят Регламент доступа к материалам прекращенных уголовных и фильтрационно-проверочных дел в государственных и ведомственных архивах РФ. Этот очень важный документ был разработан в соответствии с Основами законодательства и законами РФ «О реабилитации жертв политических репрессий» и «О государственной тайне». Регламент был призван упорядочить доступ к архивным документам, содержащим сведения о лицах, подвергшихся политическим репрессиям и реабилитированных, бывших в плену и угнанных в Германию и другие страны Западной Европы в период второй мировой войны.

В 1995 г. выходит постановление Правительства РФ «Об утверждении положения о лицензировании деятельности по обследованию состояния архивных фондов, экспертизе, описанию, консервации и реставрации архивных документов». Речь идет о том, что деятельность архивных учреждений должна лицензироваться, т.е. о предоставлении права заниматься экспертизой ценности, консервацией документов, описанием документов и т.д.

Указами Президента Российской Федерации от 6 ноября 1993 г.
№ 1847, от 24 января 1995 г. № 64 и от 2 апреля 1997 г. № 275 «О включении отдельных объектов в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации» в целях обеспечения сохранности историко-культурного наследия народов Российской Федерации в Государственный свод особо ценных объектов были включены Российский государственный исторический архив (г. Санкт-Петербург), Российский государственный архив древних актов (г. Москва), Государственный архив Российской Федерации (г. Москва), Российский государственный архив кино-, фотодокументов (Московская область), Российский государственный архив литературы и искусства (г. Москва).

Эти и иные нормативные правовые акты заложили правовую базу деятельности органов управления архивным делом и архивных учреждений России, определили правовой статус Архивного фонда Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 28 декабря 1998 г. было утверждено Положение о Федеральной архивной службе России (вместо Положения о Государственной архивной службе России 1994 г.), в котором с учетом современной законодательной базы был определен статус Федеральной архивной службы России (Росархива), его права, функции и задачи, масштаб деятельности, внутренняя структура. К компетенции Росархива было отнесено руководство как архивной, так и делопроизводственной сферой в стране.

Кроме того, в 1998 г. были приняты Госстандарт ГОСТ Р-51141-98 «Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения», Правила работы пользователей в читальных залах госархивов РФ и Примерное положение о Центральной экспертной комиссии министерства, ведомства РФ.

В них продолжалось развитие положений архивного законодательства. Вводимые Госстандартом архивные термины и определения используются и сегодня в архивном деле. Расширились возможности посетителей читальных залов госархивов.

Постановлением Правительства РФ от 15 марта 1999 г. «О федеральных государственных архивах» была учреждена современная структура
сети федеральных государственных архивов.

Таким образом, в 90-е гг. президент и Правительство Российской Федерации уделили немало внимания архивному делу. При этом следует помнить, что архивная правовая база не ограничивается лишь законодательными актами в архивном деле. Вопросы архивной сферы прямо или косвенно регулируют также законодательные акты о культуре, информатизации и защите информации, государственной тайне, службе внешней разведки, оперативно-розыскной деятельности, авторском праве и многие другие.

 

 

Заключение

Принятие Федерального закона «Об архивном деле в Российской Федерации» позволило устранить правовые коллизии, которые возникли сразу же после принятия Основ законодательства Российской Федерации «Об Архивном фонде Российской Федерации и архивах», так как Федеральный закон «Об архивном деле в Российской Федерации» основывается на разграничении предметов ведения и полномочий между Федеральным центром и субъектами РФ, между субъектами РФ и муниципальными образованиями. В данном федеральном законе определен порядок делегирования органам местного самоуправления государственных полномочий в сфере архивного дела, проведено четкое разграничение прав собственности на архивные документы между Федеральным центром, субъектами РФ и муниципальными образованиями.

Архивное дело России сегодня построено в соответствии с едиными принципами организации архивного дела, хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации, в настоящее время создана единая нормативно-методическая база для функционирования архивных учреждений. Поэтому приведение правовой базы архивного дела в соответствие с требованиями современного гражданского общества потребует также разработать состыкованное с законодательством об архивном деле законодательство смежных отраслей (библиотечное, музейное дело и т.д.), законодательство о документообороте (или документационном обеспечении управления), в том числе электронном. Особое внимание необходимо будет уделить принципам коммерческого использования информационных ресурсов, создаваемых архивами в ходе сотрудничества с разнообразными пользователями; вопросам собственности на эти ресурсы; регламентам публичного доступа к информации, предназначенной для использования в государственных информационных сетях.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.