Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Типы производства и их характеристика.






Тип производства представляет собой комплексную характеристику технических, организационных и экономических особенностей производства, обусловленных степенью специализации, сложностью и устойчивостью изготовляемой номенклатуры изделий, размером и повторяемостью выпуска продукции.

Основным показателем, характеризующим тип производства, является коэффициент закрепления операций, который определяется как отношение числа всех различных технологических операций, выполняемых или подлежащих выполнению в течение месяца, к числу рабочих мест.

В отечественной теории и практике различают три типа производства: единичное, серийное и массовое.

Для зарубежной теории и практики производственного менеджмента характерно выделение следующих производственных стратегий, соответствующих перечисленным типам производства: стратегии, сфокусированные на процессе; стратегии управления повторяющимися процессами, модульное производство; стратегии, сфокусированные на продукте.

Единичное производство характеризуется:

малым объемом выпуска одинаковых изделий, повторное изготовление которых, как правило, не предусматривается;

большой номенклатурой выпускаемых изделий;

неустойчивой технологической специализацией участков;

универсальным оборудованием;

разнообразными и неупорядоченными связями между рабочими местами;

универсальным высококвалифицированным персоналом.

Серийное производство характеризуется производством нескольких однородных типов изделий:

периодически повторяющимися партиями;

специализацией участков - предметной, предметно-групповой.

Массовое производство характеризуется:

большим объемом выпуска изделий, непрерывно изготовляемых продолжительное время, в течение которого на большинстве рабочих мест выполняется одна рабочая операция подетальной специализацией участков;

специализированным оборудованием;

специализацией участков по предметно-замкнутой форме, прямоточными связями между рабочими местами - поточное производство;

рабочие - операторы, низкой квалификации.

В современных рыночных условиях применение массового типа производства крайне ограничено, несмотря на его высокую эффективность, поскольку предполагает выпуск однородной продукции в течение длительного времени с преобладанием рынка продавца и неограниченногороста, поэтому сегодня на его долю приходится примерно 20% выпуска продукции машиностроения.

Текущие рыночные условия ставят задачу удовлетворения разнообразного и изменчивого спроса во всех отраслях производства, что требует повышения эффективности, в том числе за счет применения современных методов организации, планирования и управления, мелкосерийного и единичного производств. Выявление резервов эффективности также направлено на организацию тесных взаимосвязей с поставщиками и потребителями промышленного предприятия (формирование разветвленных логистических цепей); унификацию сборочных узлов и деталей и применение модульного принципа в разнообразии гаммы выпускаемой продукции; использование высокопроизводительных роботизированных и автоматизированных многофункциональных производственных комплексов и т. д.

Доля всех производственных предприятий, использующих единичное мелкосерийное производство (стратегию, ориентированную на процесс), стратегию производства " на заказ", составляет около 75-85%.

 

8. Виды, принципы, организационно-правовые формы предпринимательской деятельности

Предпринимательская деятельность реализуется на основе определенных принципов:

 

а) принцип свободы предпринимательский деятельности. Основы данного принципа заложены в п. 4 ст. 26 Конституции РК: «Каждый имеет право на свободу предпринимательской деятельности, свободное использование своего имущества для любой законной предпринимательской деятельности». Свою дальнейшую детализацию названный принцип находит в ГК РК, в других законодательных актах. Данный принцип означает, что предприниматель имеет право начинать и вести свое дело в любой сфере предпринимательства, в любой из предусмотренных законом форм, с использованием любых (не изъятых из оборота) видов имущества и т.д.

Свобода предпринимательской деятельности может быть ограничена в интересах общества в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Так, она частично ограничивается лишь широкой практикой лицензирования отдельных видов хозяйственной деятельности;

б) конституционный принцип признания различных форм собствен ности юридического равенства прав собственности и равной их загци ты закреплен в ст. 6 Конституции РК: «В Казахстане признаются и равным образом защищаются государственная и частная собствен ность». Согласно этому, законодательством не могут устанавливать ся какие-либо привилегии или ограничения для тех или иных форм собственности для субъектов, ведущих предпринимательскую дея тельносгь с использованием имущества, находящегося в республи канской, коммунальной или частной собственности;

в) принцип поддержания конкуренции и недопущения экономичес кой деятельности, направленной на монополизацию и недобросовест ную конкуренцию (ст. 26 Конституции РК). Соблюдение этого прин ципа - необходимое условие развития рыночной экономики и осу щесгвления предпринимательской деятельности. Важная роль здесь отводится Закону РК «О конкуренции и ограничении монополиста ческой деятельности» от 19 января 2001 г. Монополистическая и вся кая иная деятельность, направленная на ограничение или устранение законной конкуренции, получение необоснованных преимуществ, ущемление прав и законных интересов потребителей, не допускается.

Не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами, использование предпринимателями гражданских прав в целях ограничения конкуренции, в том числе: 1) злоупотребление предпринимателями своим доминирующим положением на рынке, в частности, путем ограничения или прекращения производства либо изъятия из обращения товаров для создания их дефицита или повышения цен; 2) заключение и исполнение лицами, осуществляющими аналогичную предпринимательскую деятельность, соглашений о ценах, разделе рынков, устранении других предпринимателей и об иных условиях, существенно ограничивающих конкуренцию; 3) совершение недобросовестных действий, направленных на ущемление законных интересов лица, ведущего аналогичную предпринимательскую деятельность, и потребителей (недобросовестная конкуренция), в частности, путем введения потребителей в заблуждение относительно изготовителя, назначения, способа и места изготовления, качества и иных свойств товара другого предпринимателя, путем некорректного сравнения товаров в рекламной и иной информации, копирования внешнего оформления чужого товара и иными способами. Меры по борьбе с недобросовестной конкуренцией устанавливаются законодательными актами;

г) принцип государственного регулирования предпринимательской деятельности. Самое главное, что должно быть достигнуто в процес се государственного регулирования предпринимательской деятель ности — это соблюдение баланса частных интересов предпринимате лей и публичных интересов государства и общества в целом.

д) принцип законности является важнейшим, и воплощение его в жизнь—основа построения правового государства. Во-первых, пред принимательская деятельность должна осуществляться при строгом соблюдении требований законодательства. Во-вторых, что не менее важно, государством должна быть обеспечена законность правовых актов, деятельности органов государственной власти и местного са моуправления, регулирующих предпринимательство;

е) к числу принципов предпринимательства можно отнести и за щиту прав как предпринимателей, так и потребителей. Государство гарантирует свободу предпринимательской деятельности и обеспе чиваег ее защиту и поддержку. Права предпринимателей, осущесгв ляющих деятельность, не запрещенную законодательством, защита югся: 1) возможностью осуществления предпринимательской дея тельносги без получения чьих-либо разрешений, кроме лицензируе мых видов деятельности; 2) максимально простым явочным порядком регистрации всех видов предпринимательства во всех сферах эконо мики в одном регистрирующем органе; 3) ограничением законода тельными актами проверок предпринимательской деятельности, осу щесгвляемых государственными органами; 4) принудительным пре кращением предпринимательской деятельности только по решению суда, вынесенному по основанию, предусмотренному законодатель ным актом; 5) установлением законодательными актами перечня ра бот, видов товаров и услуг, которые запрещены для частного пред принимательсгва, запрещены или ограничены для экспорта или им порта; 6) привлечением государственных органов, должностных лиц, а также иных лиц и организаций к установленной законодательством имущественной ответственности перед предпринимателями за непра вомерное воспрепятствование их деятельности; 6-1) запрещением ис полнительным контрольным и надзирающим органам вступать в до говорные отношения с субъектами предпринимательства на предмет выполнения обязанностей, являющихся функциями этих органов; 7) иными средствами, предусмотренными законодательством.

Производство и продажа некоторых видов товаров, работ или услуг по соображениям государственной безопасности, обеспечения правопорядка, защиты окружающей среды, собственности, жизни и здоровья граждан осуществляются по государственным лицензиям. Перечень таких товаров, работ или услуг, порядок выдачи государственных лицензий определяются законодательными актами или в установленном ими порядке.

Коммерческая (предпринимательская) тайна охраняется законом. Порядок определения сведений, составляющих коммерческую тайну, средства ее защиты, а также перечень сведений, которые не должны входить в состав коммерческой тайны, устанавливаются законодательством.

Защита прав потребителей обеспечивается средствами, предусмотренными настоящим Кодексом или иными законодательными актами. Каждый потребитель имеет, в частности, право на: 1) свободное заключение договоров на приобретение товаров, использование работ и услуг; 2) надлежащее качество и безопасность товаров (работ, услуг); 3) полную и достоверную информацию о товарах (работах, услугах); 4) объединение в общественные организации потребителей.

Именно на это направлены нормы ст. 10 ГК РК, законов, регулирующих предпринимательскую деятельность: «О свободе предпринимательской деятельности и развитии предпринимательства» от 11 декабря 1990 г.; «О защите и поддержке частного предпринимательства» от 4 июля 1992 г.; «О государственной поддержке малого предпринимательства» от 19 июня 1997 г.; «Обиндивидуальном предпринимательстве» от 19 июня 1997 г.; «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» от 31 марта 1998 г.; Указы Президента РК «О дополнительных мерах по реализации государственных гарантий свободы предпринимательской деятельности» от 14 июня 1996 г. и «О мерах по усилению государственной поддержки и активизации развития малого предпринимательства» от 6 марта 1997 г.; «О защите прав граждан и юридических лиц на свободу предпринимательской деятельности» от 27 апреля 1998 г. и др.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.