Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социально-экономическая сущность финансов, их признаки и функции.






 

Финансы представляют собой экономические (денежные) отношения, имеющие регламентированный характер и связанные с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях обеспечения условий расширенного воспроизводства, материального стимулирования работающих и удовлетворения социальных потребностей государства.

Социально-экономическая сущность финансовых отношений состоит в исследовании вопроса – за счет кого государство получает финансовые ресурсы и в чьих интересах использует эти средства.

Признаки финансов:

· принцип единства основан на единстве законодательной и

нормативно-правовой базы, денежной, кредитной и налоговой системы, форм

финансовой документации и отчетности, и т.д.;

· принцип сбалансированности означает, что стоимостная

оценка имущества хозяйствующих субъектов имеет конкретный источник формирования

за счет поступлений и доходов;

· принцип целевой направленности предполагает направление

ФДС по заранее установленным конкретным целям;

· принцип диверсификации проявляется двояко:

1) в инвестировании денег из различных источников в разные объекты и

имущество;

2) создание многопрофильных предприятий, занимающихся различными

направлениями предпринимательской и некоммерческой деятельности;

· принцип стратегической ориентированности означает, что

для достижения конкретных целей следует выработать четкую стратегию мобилизации

финансовых ресурсов, обеспечить оптимальное и эффективное финансирование

производства.

Функции финансов:

1. формирование денежных фондов (доходов).

Осуществляется посредством проведения государственной налоговой политики. Формируются разно­образные денежные фонды — централизованный (государственный бюджет), децентрализованные (на региональном и местном уров­нях), целевые фонды и т.д.

2. использование денежных фондов (доходов).

Собранные средства в порядке проведения политики государственных расходов перераспределяются на материальное содержание государственного аппарата с тем, чтобы последний мог эффективно выполнять возложенные на него государственные функции, на создание и поддержание в обществе рациональной и эффективной структуры общественного произ­водства, проведение экономической, социальной, военной политики и т.д.

 

3. контрольная.

Реализуется одновременно либо с первой, либо со второй функциями финан­сов. Конкретное проявление содержания контрольной функции осуществляется в ходе деятельности финансовых органов, реализу­ющих на практике финансовую политику государства (Минфин, ФНС, ФК, Счетная палата и т.д.).

 

2. Управление финансами: сущность, методы, инструменты.

Управление финансами — деятельность по обеспечению развития финансовой системы государства или конкретного субъекта хозяйствования в соответствии с заданными количественными и качественными параметрами.

В управлении финансами выделяют несколько функ­циональных элементов:

1) Финансовое планирование

2) оперативное управление

3) финансовый контроль

Органы управления финансами:

1. Министерство финансов осуществляет выработку единой государственной финансовой, кредитной, денеж­ной политики и нормативно-правовое регулирование, включая бюджетную, налоговую, страховую, валютную сферы, сферу государственного долга, в области аудитор­ской деятельности, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности.

2. Федеральное казначейство осуществляет переводы бюджетных денежных средств через свои счета для их га­рантированного поступления в учреждения федеральной бюджетной сферы на соответствующей территории субъекта Федерации, района или города.

3. Федеральная налоговая служба является единой системой контроля за соблюдением налогового законо­дательства, правильностью исчисления, полнотой и свое временностью внесения в соответствующий бюджет нало­гов и других обязательных платежей, установленных за­конодательством РФ и республик, входящих в ее состав.

4. Федеральная служба страхового надзора осущест­вляет государственный надзор за страховой деятельностью в целях соблюдения требований законодательства РФ о страховании, эффективного развития страховых услуг, защиты прав и интересов страхователей, страховщиков, иных заинтересованных лиц и государства.

В управлении финансами выделяют две группы методов:


Экономические
Административные


1. К экономическим относятся:
- фискальная политика;
- финансовое планирование;
- координация финансовых ресурсов;
- финансовое регулирование.
Фискальная политика - это меры со стороны правительственных органов по изменению порядка налогообложения и структуры государственных расходов для воздействия на экономику с целью ускорения экономического роста.
Объектом финансового планирования является формирование и распределение доходов и накоплений, использование фондов денежных средств.
2. К административным методам следует отнести:
- систему амортизационных отчислений;
- систему финансовых санкций.
- финансовый менеджмент.
Выделяют следующие функциональные элементы управления (инструменты) финансами:
Финансовое планирование
Финансовое прогнозирование
Оперативное управление
Финансовый контроль
1. Целью фин. планирования является обеспечение фин. ресурсами воспроизводственных процессов в соответствии с программами соц.эконом. развития на планируемый период.
2. Основной целью фин. прогнозирования является оценка предполагаемых объемов фин.ресурсов для определения предпочтительных вариантов фин. Обеспечения деятельности субъектов хозяйствования, органов гос. власти и органов местного самоуправления.
3. Оперативное управление представляет собой процесс разработки комплекса мер направленных на достижение максимального эффекта при минимуме затрат на основе анализа текущей фин. ситуации и соответствующее перераспределение фин. ресурсов.
4. Финансовый контроль это совокупность действий и операций, осуществляемых специальными уполномоченными органами с целью контроля над соблюдением субъектами хозяйствования, органами гос. власти и органами местного самоуправления норм права в процессе образования, распределения и использования фин. ресурсов для своевременного получения полной и достоверной информации о ходе реализации принятых управленческих фин. решений.

3. Финансовое планирование и прогнозирование.

Финансовое планирование.

Объектами финансового планирования является финансовая деятельность хозяйствующих субъектов и государства, а итоговым результатом - составление финансовых планов, начиная от смет отдельного учреждения до сводного финансового плана государства.

Планирование характеризуется:

- экстенсивностью (охватывает широкий круг социально- политических и экономических явлений)

- интенсивностью (подразумевает применение совершенной техники)

- эффективностью (означает, что в итоге необходимо достичь тех целей, которые ставит финансовое управление).

МЕТОДЫ ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ

- автоматический (данные этого года переносятся на следующий с умножением на коэффициент инфляции);

- статистический (складываются расходы за предыдущие года и делится на количество предыдущих лет);

- метод нулевой базы (все позиции должны рассчитываться по новой. Этот метод учитывает реальные потребности и увязывает их с возможностями;

Финансовое планирование на уровне государства.

Сводный финансовый баланс государства состоит из доходной и расходной частей.

Коммерческое предприятие.

Финансовый план для коммерческого предприятия - это баланс доходов и расходов.

Бюджетное предприятие.

Для бюджетных организаций финансовый план - это смета.

Главное различие сметы от баланса в том, что в смете очень детально отражается расходная часть, тогда как доходы отражаются в разрезе источников. Для составления сметы в качестве исходных данных используют контрольные цифры и экономические нормативы. Контрольные цифры состоят из показателей, отражающих специфику деятельности и являются ориентирами.

По всем разделам сметы приводятся плановые и отчетные данные текущего года, которые позволяют сопоставить их с показателями планируемого года.

Финансовое планирование для органов государственной власти и управления. Это бюджеты различных уровней, которые делятся на доходную и расходную части.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.