Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные проблемы и слабые стороны развития отраслей промышленности Республики Казахстан.






Глубокая структурная перестройка в пользу индустриального развития была осуществлена и в Казахстане в первые десятилетия советской власти. В промышленности неоправданно высокую долю (абсолютную и относительную) занимали отрасли добывающей промышленности и производство вооружений. Постепенно структура хозяйства все более утрачивала прогрессивную социальную на­правленность. Это обострило и затянуло процесс перехода к рыночной экономике и сделало пробле­му структурной перестройки одной из центральных для выхода страны из кризиса. К середине 80-х годов конъюнктура мирового рынка энергоносителей стала менее благоприят­ной. Ухудшение условий внешней торговли вызвало ускорение развития кризисных процессов в эко­номике. Началось сокращение объемов производства, которое к концу 80-х годов распространилось на отрасли I подразделения. Гипертрофированное развитие военного сектора экономики, постоянное утяжеление ее структу­ры, гигантские усилия по производству огромной массы энергий и сырья, постоянно увеличивавшие­ся объемы выпуска инвестиционного оборудования, рост дефицита ресурсов — все это жестко огра­ничивало экономическое пространство, отводимое для выпуска товаров народного потребления. Стагнация всех потребительских отраслей сдерживала повышение доходов населения, ослабляла трудовые мотивации, препятствовала формированию современных потребительских стандартов. Важной структурной предпосылкой реформы могло бы стать использование возможностей обо­ронных предприятий для производства современных потребительских товаров, в частности, совре­менных товаров длительного пользования. Наращивание производства товаров длительного пользо­вания, как показал опыт многих стран, включая континентальный Китай, - наиболее короткий путь быстрого заполнения рынка, создания долгосрочных перспектив для роста доходов, формирования устойчивых потребительских и трудовых мотиваций. В разработанной программе конверсии фактически исключалась возможность перепрофилиро­вания и реконструкции оборонных предприятий. В качестве условия наращивания производства гра­жданской продукции выдвигалось требование выделения крупных капиталовложений (речь шла о десятках миллиардов рублей) для создания новых производственных мощностей. В 90-е годы прошлого столетия национальная экономика пережила период глубоких структур­ных изменений, внутренних и внешних, экономических и политических.В результате ее экономиче­ский потенциал, с одной стороны, резко сократился, а с другой, - после нескольких лет непрерывного снижения, во второй половине 90-х годов обнаружил отчетливую тенденцию к экономическому рос­ту. В годы кризиса и на протяжении восстановительного периода не только изменялся объем произ­водства товаров и услуг, но и происходили разнонаправленные сдвиги в экономических и социаль­ных структурах народного хозяйства республики.

 

46. Основное содержание Послания Главы государства «Нұ рлы жол».

Первостепенной задачей для Казахстана Президент называет строительство дорог, что соответствует концепции формирования транспортного хаба в стране. Развитая транспортная сеть должна создать более 200 тыс. рабочих мест, но это далеко не единственный положительный фактор мультипликативного эффекта. Поскольку дорожное строительство предполагает вовлечение множества сфер промышленности, в программу попутно будут вовлечены практически все предприятия, занятые в строительстве, малый и средний бизнес. Эффект, который дорожное строительство окажет на экономику, можно сравнить с выходом США из «Великой депрессии» в 30-х годах прошлого века, когда в США стартовало глобальное строительство объектов инфраструктуры, что позволило стране выйти из кризиса. Представители строительной промышленности, отмечу, составляют значительную часть предпринимателей, получивших субсидии. Отрасль уже получила мощный импульс к развитию и готова к дальнейшему совершенствованию в условиях такой беспрецедентной поддержки со стороны государства. Масштабные планы инфраструктурного развития, о которых сказал Глава государства в своем Послании народу, несомненно, дадут экономический эффект. Во всем мире инфраструктурные инвестиции рассматриваются в качестве важнейшего инструмента создания условий для экономического развития и новых рабочих мест. Так, по данным экономистов, государственные капиталовложения в инфраструктуру стимулируют частные инвестиции: каждый доллар, потраченный на инфраструктурные проекты вызывает мультипликационный эффект в размере 1, 59 доллара. Безусловно, основным драйвером роста благосостояния страны, как отметил Глава государства, должен стать малый и средний бизнес, к возрастанию доли в ВВП которого мы активно стремимся.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.