Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Протест против Нестория. Святитель Кирилл Александрийский.






В ответ на такое развитие событий известный константинопольский адвокат Евсевий, впоследствии епископ Дорилейский, вывесил в портике храма св. Софии обвинение, где говорилось о том, что из Антиохии в столицу вместе с Несторием снова пришла ересь Павла Самосатского, лишающая Христа Божественного достоинства, и именующая, следовательно, Божию Матерь просто «Христородицей»[117].

Тем временем, Несторий свои проповеди, возражающие против имени " Богородица", широко распубликовал, и сам послал их и в Рим, и в Александрию.

Таким образом в этом процесс оказался непосредственно вовлечен и александрийский архиепископ – святитель Кирилл – племянник и преемник Феофила Александрийского, который, как мы помним, в свое время конфликтовал со святителем Иоанном Златоустом.

Свт. Кирилл Александрийский, в ответ написал письма в Рим, а также активно проповедовал против Нестория на греческом Востоке и послал последнему обличительное письмо.

Однако с богословием святителя Кирилла дела обстоят тоже непросто. Дело в том, что свт. Кирилл обосновывая свои мысли по незнанию использовал ряд богословских сочинений IV в., которые были написаны еретиками – последователями Аполлинария Лаодикийского.

Мы уже упоминали, что в IV веке Аполлинарий Лаодикийский сформулировал неправильное христологическое учение. По его учению «во Христе отсутствовало, свойственное человеческой природе, высшее духовное начало»[118]. Этот ум был замещен Божественным Логосом. Как мы помним, учение Аполлинария было осуждено на II-ом Вселенском соборе, однако его последователи пустили в ход богословские сочинения Аполлинария, надписав их именами чтимых отцов Церкви[119], например, святителя Афанасия Великого[120].

Святитель Кирилл, имея в руках эти аполлинарианские подлоги, был твердо уверен, что они принадлежат тем, чьими именами надписаны. Из этих сочинений святитель и почерпнул формулу «единая природа Бога Слова воплощенная» - формулу, неправославную по существу, уничтожающую две природы – Божественную и человеческую, и объединяющую их в одно. Именно в этом и есть слабое место терминологии святителя Кирилла «единый субъект, центр, к которому относятся все … предикаты, называется ошибочным термином … - «единая природа»»[121].

Критики святителя Кирилла подметили, что он пользуется аполлинарианскими сочинениями. И не давая себе труда вникать в богословские размышления святителя, они объявили его приверженцем ереси Аполлинария[122]. Таким образом, против него восстали, в числе прочих, и некоторые из тех, кто мыслил вполне православно.

Папа Целестин собрал в Риме летом 430 г. собор и осудил доктрину Нестория в том виде, как ее представил ему святитель Кирилл, при этом последнему даны были особые полномочия представлять в этом деле архиепископа Рима. Свт. Кирилл собрал также местный александрийский собор, на котором были приняты суждения Рима и добавлено к ним обличительное письмо Кирилла к Несторию с 12-ю анафематизмами.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.