Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Свт. Иоанн Златоуст и история его изгнания.






Будущий святитель Иоанн Златоуст родился между 344 и 354 годами в состоятельной семье в Антиохии[94]. Учился риторике у знаменитого антиохийского ритора Ливания, его наставником в области богословия был Диодор Тарсийский[95]. В 381 году Иоанн поставлен во диаконы, а в 386 его против воли рукополагают во пресвитеры. В период своего диаконского и пресвитерского служения Иоанн становится известен своим красноречием, чем завоевывает любовь народа. По смерти в Константинополе в 397 году архиепископа Нектария, правившему на Востоке императору Аркадию (сын Феодосия Великого) посоветовали пригласить на кафедру знаменитого проповедника из Антиохии – Иоанна Златоуста[96]. Новый столичный архиепископ стал строго следить за дисциплиной среди клириков, обличал роскошь и любовь к почестям среди знатных людей, в своих проповедях наставлял паству уделять большее внимание духовной жизни[97].

Такая строгость жизни была по душе далеко не всем. Среди императорского окружения нашлись клеветники на святителя Иоанна. Иногда и сам он яркой образностью своих высказываний навлекал на себя гнев власть имущих.

А однажды в Константинополь прибыла группа монахов, последователей некоего Евагрия, образованного подвижника, богословские взгляды которого сформировались под влиянием Оригена и не были безупречны. Эта группа монахов балы осуждена архиепископом Александрии Феофилом, и им пришлось покинуть границы Египетской Церкви[98] и теперь они жаловались архиепископу столицы на своего правящего архиерея.

Святитель Иоанн, не допустив монахов до церковного служения, тем не менее, отнесся к ним благосклонно, чем фактически поставил под вопрос судебное решение Феофила.

Феофил, вероятно недовольный недавним решением II Вселенского собора о фактическом преимуществе на Востоке константинопольской кафедры, пишет императору письмо, где обвиняет святителя Иоанна Златоуста в превышении своих полномочий[99]. Дело в том, что Феофил не хочет видеть реально сложившейся практики, когда спорные решения могут приноситься на суд столичного архиепископа, а не разбираться на местном соборе, как это было ранее. Иллюстрацией к этому процессу служит и еще одна ситуация: после жалобы из Ефесской мирополии (Антиохийская архиепископия) святитель Иоанн сам низлагает 13 епископов и рукополагавшего их не по правилам митрополита Ефесского Антония, хотя формально, данная ситуация не является подсудной архиепископу Константинополя. Все это создало почву для гонений на святителя.

По этому поводу святитель произнес речь с такими словами: «Вы знаете действительную причину, почему хотят погубить меня? Это потому, что я не распоряжался расстилать перед собой богатых и дорогих ковров, что я не хотел одеваться в одежды, шитые золотом и шелком, что я не очень любил удовлетворять чувственности этих людей»[100]. А его слова в адрес императрицы Евдоксии и совсем восстанавливают против него двор. Святитель говорит: «Еще живо потомство Иезавели. Еще Иродиада беснуется; она пляшет, она требует главы Иоанна. Все устремляется к нечестию…»[101]. (здесь игра слов: «Евдоксия», греч. - благославие, а «нечестием» переведено слово «адоксия», греч. - злославие).

Собор, созванный императором для суда по делу вышеупомянутых александрийских монахов, при поддержке двора фактически превратился в судилище над Иоанном Златоустом. Собравшись недалеко от Константинополя на вилле «под Дубом» собор осудил святителя и после подписания постановления императором его тайно отвезли в ссылку в Никомидию. Однако в столице разразился бунт, а, кроме того, произошло землетрясение, которое было понято многими, в том числе и императрицей, как наказание за несправедливое осуждение Златоуста. Народ потребовал возвращения святителя, и он вернулся[102]. Однако на созванном повторно соборе Златоуст был вновь осужден и тайно отправлен в «Кукуз, глухое селение в пределах нашего Закавказья»[103]. Однако там святитель был встречен почетно и имел возможность писать многочисленные письма. Несколько позже власть приняла решение о переводе святителя в боле отдаленное место – Пициунд (современная Пицунда?), однако по дороге туда в 407 году святитель скончался. Его последними словами были: «Слава Богу за все!».

Пусть и не совсем скоро, но история все расставила на свои места. В 417 году имя святителя было восстановлено в списках для поминовения Константинопольской Церкви. Интересно, что в Александрии это решение столицы вызвало неприятие. Святитель Кирилл Александрийский даже воскликнул: «Если Иоанн в епископстве, то почему Иуда не с апостолами?»[104]. Однако в 419 году и Александрийская Церковь приняла свершившееся оправдание святителя Иоанна. Его мощи были в 438 году, уже после III-го Вселенского собора, торжественно положены в храме 12-ти апостолов в Константинополе.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.