Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






I Вселенский собор и его постановления.






Вселенский собор был созван в городе Никее в 325 году – это был год 20-летия царствования императора Константина. Все путевые издержки и содержание епископов во время собора, а он длился около 3-ех месяцев, император взял на себя. Вероятно, каждому епископу было предоставлено право иметь при себе двух пресвитеров и трех служителей[25]. Общее число епископов на заседаниях было около 300, из них Запад представляли всего 8 человек, при том, что по предположению В.В. Болотова, всего в то время было около 1000 епископов на Востоке и 800 на Западе[26]. Среди участников Собора было много православных исповедников почтенного возраста, переживших годы гонений. Среди известных нам епископов назовем имена Осия Кордубского – советника императора Константина по религиозным вопросам, святителя Спиридона Тримифунтского; по преданию присутствовал на соборе и святитель Николай Чудотворец. Председательствовал на Соборе Евстафий Антиохийский.

Протоколов I Вселенского собора не сохранилось, неизвестно составлялись ли они вообще. Из письменных источников остались лишь 20 канонических правил, неполные списки отцов - участников Собора и вероопределение, известное нам в виде первых семи членов нашего Символа веры[27]. По сведениям историков арианская партия на соборе начитывала до 20 человек[28]. Бесспорными арианами считаются, в частности, Евсевий, епископ города Никомидии, где располагалась императорская резиденция, и два упомянутых выше епископа – Секунд Птолемаидский и Феона Мармарикский, оба из Ливии.

Открывая собор, император обратился к собравшимся на латыни со следующими словами: «Не медлите, о други, служители Божии и рабы общего нашего Владыки Спасителя! Не медлите рассмотреть причины вашего расхождения в самом их начале и разрешить все спорные вопросы мирными постановлениями. Через это вы совершите угодное Богу и доставите величайшую радость мне, вашему служителю»[29].

На заседании Собора Евсевию, епископу палестинского города Кесарии, вероятно, «как епископу того города, которому административно подчинен святой град Иерусалим, как епископу-хранителю предания Иерусалимской Церкви»[30], поручили прочитать Символ веры, который читался в его Церкви при крещении новообращенных. Отметим, что в те времена еще существовало общего для всей Церкви Символа веры.

Сам Евсевий симпатизировал арианству, и прочитанный им Символ был по нраву многим, потому что не содержал в себе точных формулировок и мог удовлетворить всех. Вот здесь, вероятно по совету Осия Кордубского, и применил свое положение Константин – по его просьбе в Символ добавили всего только одно, но очень значимое слово - «единосущный». Этот термин говорит нам о том, что Сын есть одной сущности с Отцом. «Это и есть тот ответ, который Церковь дала на лжеучение Ария, и вместе с тем — важнейший результат I-го Вселенского собора»[31].

К вероопределению Собора был добавлен следующий анафематизм: «А говорящих, что было время, когда не было Сына, или, что Он не был прежде рождения и произошел от не-сущего, или утверждающих, что Сын Божий имеет бытие от иного существа или сущности, или создан, или изменяем, или преложим – таковых анафематствует кафолическая Церковь»[32].

Из числа прочих решений Собора отметим постановление о времени празднования Пасхи: праздник должен совершаться всеми Церквами одновременно, в первое воскресение после первого полнолуния, которое следует за днем весеннего равноденствия[33]. Собор также принял 20 канонических правил, которые, в частности, касались нравственных условий для поставления в священную степень, дисциплины покаяния и прочих актуальных вопросов церковной жизни[34].

Арий и его сподвижники были отлучены от церковного общения и отправлены в ссылку в Иллирию. При том, что определение Собора было подписано большинством его участников, не все сделали это чистосердечно. Убежденный арианин Секунд Птолемаидский упрекает также арианина, придворного Евсевия Никомидийского: «Ты, Евсевий, подписал, чтобы не попасть в ссылку. Но я верю Богу, не пройдет и года, как тебя тоже вышлют»[35]. Так и случилось.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.