Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Одаренность

Одаренность в определенном виде деятельности, как правило, сопровождается слабыми способностями в других сферах и даже проблемами в психическом развитии (гиперактивность, синдром дефицита внимания и пр.).

Факторы дезадаптации одаренных детей:

1. Проявляют самодостаточность, потребность в автономии. Обладают независимостью мнений и суждений (нонконформизм).

2. Характерна повышенная психическая возбудимость:

– в психомоторной сфере как избыток физической энергии;

– в перцептивной сфере: 1) как повышенная сензитивность (более чувствительны, чем обычные дети, тяжелее переживают неприятности, насмешки сверстников, собственные неудачи) и 2) повышенная эмоциональная реактивность (бурные эмоциональные реакции на обычные стимулы).

В современной прагматичной культуре высокая чувствительность не считается достоинством, что отдаляет ребенка от сверстников.

3. Среди одаренных детей часто встречаются интроверты, которые испытывают трудности при установлении контактов с другими людьми. В школе интровертам гораздо тяжелее, чем экстравертам:

1) во время школьного дня у них нет возможности для уединения (чтобы отдохнуть от других людей),

2) школьные учителя в основном экстраверты: им бывает трудно понять ребенка-интроверта, они часто склонны принимать их за людей, не умеющих общаться вообще → навязчиво пытаются помочь им стать более общительными, дружелюбными, «как все».

4. Одаренным школьникам часто приходится бороться с завышенными ожиданиями родителей и учителей, которые не всегда учитывают желания самого ребенка.

Чрезмерная настойчивость (натаскивание, стремление заставить выучить как можно больше) в формировании способностей может привести к перегрузке и деформировать его познавательные потребности (отбить у ребенка желание учиться).

Преодоление проблем социальной адаптации одаренных детей связано с предоставлением им возможности общаться с равными по уровню развития детьми (другие одаренные дети либо старшие ребята).

Контакт с одногодками для одаренного ребенка часто затруднен из-за слишком большой разницы в интеллекте, интересах, особенностях поведения.

Общение с равными себе детьми способствует:

· освоению коммуникативных навыков (получают позитивный опыт социального взаимодействия);

· повышению самооценки и укреплению уверенности в себе.

Для реализации выдающихся способностей необходима стабильная самооценка и внутренняя уверенность.

· предотвращению социальной изоляции.

Установлено, что принятие общественных ценностей происходит только на основе принятия ребенка другими детьми. Если одаренный ребенок не находит друзей, которые бы его ценили и уважали, он вырастает в отчужденного взрослого, избегающего людей.

Анализ исследований по проблеме одаренности позволяет сделать следующие выводы:

· большинство исследователей считают одаренных детей принципиально отличными от их обычных сверстников: у них иные образовательные и социально-психологические потребности;

· одаренность предполагает принципиально другой способ мышления, интеллект таких детей развивается по качественно иным психологическим законам;

· проблемы у одаренных детей возникают тогда, когда педагоги обращаются с ними как с обычными детьми, игнорируя их специфические потребности;

· чем сильнее ребенок отличается от возрастной нормы, тем более специализированным должно быть его обучение (обучение в средней школе ориентировано на среднего ребенка);

· одаренные дети нуждаются не только в индивидуальном образовательном маршруте, но и в оптимизации социального окружения, внимании к эмоциональным проблемам и психологическим потребностям.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Трубчатых реакторов | Общая характеристика положения Церкви в период Вселенских соборов.




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.