Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные направления корр-восп раб с умо дошк, их характеристика






Главной целью дошкольного коррекционного воспитания является создание условий для развития эмоционального, социального и интеллектуального потенциала ребенка, формирование его позитивных личностных качеств. В специализированном дошкольном учреждении решаются следующие блоки задач: диагностические, воспитательные, коррекционно-развивающие и образовательные. Коррекционно-воспитательная работа в ДОУ представляет собой целостный комплекс психолого-педагогических, строго иерархиезированных мероприятий, направленных на всестороннее развитие психических и физических возможностей каждого нетипичного ребенка, а также, максимальную коррекцию и компенсацию нарушений его развития. Система представлена следующими направлениями работы: 1. Формирование сотрудничества ребенка со взрослым и формирование способов усвоения социокультурного опыта. В основе этого процесса лежит эмоциональный контакт, который является центральным звеном, формирующим у ребенка мотивы для деловой формы общения, основанной на совместных действиях взрослого и ребенка. Условия формирования сотрудничества ребенка со взрослым следующие: * эмоциональный, визуальный и тактильный контакт взрослого и ребенка; * постановка перед ребенком учебно-воспитательных задач в доступной ему форме; *подбор способов передачи ребенку социокультурного опыта, соответствующих уровню его актуального развития. 2. Физич воспе и разв. Физическое развитие лежит в основе организации всей жизни детей в специальном ДОУ и определяет организацию предметной и социокультурной среды. ЗАДАЧИ: - охраназдоровья детей, закаливание их организма; -полноценное развитие основных движений, двигательных навыков, совершенствование моторики рук; -воспитание культурно-гигиенических привычек. Режим ДОУ включает занятия по физическому воспитанию, игры и развлечения на воздухе. Работа по коррекции дефектов физического развития воспитанников проводится комплексно по двум направлениям: медицинскому и педагогическому. К первому относятся: медикаментозное специфическое и физиотерапевтическое лечение, массаж и ЛФК, ортопедическая помощь, диетическое питание. К педагогическому - индивидуальные занятия по коррекции психического развития, моторной сферы, поведения, соблюдение охранительного режима, трудо и игротерапия. Особое значение в физическом воспитании ребенка с умственной отсталостью имеет работа по формированию культурно-гигиенических навыков, которые составляют одну из основ общей культуры поведения. 3. Умственное восп явл наиболее важным и сложным разделом работы специального ДОУ. Вследствие органического поражения у детей - дошкольников с умственной отсталостью стойко нарушена познавательная деятельность и речь. Представления отличаются бедностью и фрагментарностью. Игровой опыт ограничен. Дети часто не понимают вербальных инструкций. Особенности психофизического развития таких детей определяют задачи работы по умственному воспитанию: а)улучшение и развитие сенсорной сферы детей с умственной отсталостью; б)уточнение, расширение объема представлений об окружающем, развитие речи; в)формирование навыков умственной деятельности. 4. Формир игровой д-ти. Работа направлена на развитие у детей интереса к игрушкам, предметно-игровым действиям, умения играть совместно с другими детьми. Игра - это ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте, который обеспечивает всестороннее развитие ребенка, является одним из действенных средств обучения и воспитания. Поэтому должны использоваться и дидактические игры, и сюжетно-ролевые, и подвижные, и хороводные и т.д. Одним из эффективных средств целенаправленного воздействия на все стороны личности умореб, на его сознание, чувства, волю, отношения, поступки и поведение в целом служит игровая коррекция. Развитие психических процессов, расширение словарного запаса, развитие способности к обобщению, продуктивной коммуникации с другими людьми происходит незаметно для ребенка при правильно организованной работе с игрушкой. Сам процесс такого воздействия происходит на фоне выраженного эмоционального фактора. 5. Трудовое восп и обуче. К направлениям трудового воспдет в спец ДОУ относятся: А) занятия ручным трудом. Представлены формир продуктивных видов д-ти. Осн задача - сформир интерес к изо д-ти и заинтересованность в ее рез-те, овладение способами обслед-я их св-в, кач-в и передачи их ч-з рис, лепку, аппликацию, конструирование, занятия с природ материалом, полуфабрикатами из дерева. Изо д-ть напрямую связ с занятиями по сенсорному восп, ознакомлению с окр, обуч игре. Поэт занятия ИЗО начинаются с млад гр. Б) восп навыков самообслуж. В) восп уважения к труду взросх провод в ходе каждоднев наблюд и в проц занят по ознакомлению с окр. Дет рассказ о труде няни-уборщицы, повара, дворника, водителя, врача, т.е. людей, кот окр дети труд кот доступен поним дет с наруш интел. Осн задача педаг - показать опред вид труда, его рез-таты, их значимость именно для дет, а также воспитывать у них ч-во благодарности, обращать вним на нравств аспекты. Впоследствии круг профес расшир. Добавл, в первую очередь, профес родит. Организуются экскурсии, обращя вним дет на разнообразие труд д-ти чел. Формир-е представлений о труде взрослых проводится также в проц ознакомл дет с худ произвед, картинами, иллюстрац с отображающ труд люд. 6. Нравст восп. Задачи – формир-е первичных представл о нравств нормах у дет, овлад-е навыками правильн повед. Содерж занятий подразумев знакомство с нравств и безнравств поступ, объяснение их смысла, показ нравственных поступков и их оценивание, создание воспитывающих ситуаций нравственной направленности. Обязательным является формирование в русле нравственного воспитания готовности к труду (трудолюбие, потребность трудиться, получать радость от труда). 7. Эстетическое восп - это процесс целенаправл и систематич формир умений адекватно воспринимать, правильно понимать, верно оценивать прекрасное в природе, искусстве и обществе, а также разв творч способностей создавать красивое в окр мире. Задачами выступают восп у чела способности видеть, правильно понимать и ценить прекрасное в искусстве, жизни; восп потребности и способности вносить прекрасное в жизнь своим трудом и поведение; формир у дет правильных эстет бытовых привычек; разв изобразит худож способностей. 8. Музыкальное восп. В процессе музыкальных занятий происходит развитие слухового внимания, слухового восприятия, развитие голоса, движений под музыку, ориентировки в пространстве, ритмических способностей, а также коррекция и компенсация недостаточности межсенсорных связей. На этих занятиях у детей воспитывается положительное эмоциональное отношение и интерес к музыке, расширяются музыкальные впечатления, средствами музыки формируется эстетическое отношение к окружающему, к родной природе. Занятия строятся по следующим направлениям: слушание музыки, пение, танцы, музыкально-дидактические игры, музыкально-ритмические движения. 9. Нетрадиционные практики реабилитации. Последнее время характеризуется появлением множества инновационных методик психолого-педагогической абилитации и реабилитации. Это: - Арт и эстетотерапия, керамическая мини-мастерская, сказко и куклотерапия, гидро и натуртерапия, фольклорные факультативы, кружки флордизайна, прием косвенного внушения - библиотерапия; - Хаготерапия - лечение легкими поглаживаниями. - Иппотерапия (лечебно-верховая езда). Т.о. в процессе всей корр-восп раб происх становление начал лич-ти реб-дошк, кот связ с формир адекват повед дет и с гармонизацией их отношений со сверстн и взросл. При этом у дошк заклад основы таких нравст кач-в как отзывчивость, доброта и терпение, понятие о взаимопомощи, и дет приобрет практич опыт их реализации в повседнев жизни.

15. Система дошк учрежд спец образов: правила комплект, организац-е пр-пы

Воспитание и обучение детей с умственной отсталостью дошкольного возраста является начальным звеном всей многоуровневой системы специального коррекционного образования. Первичность данной структуры и её ориентация на детей дошкольного возраста, который является наиболее благоприятным к любому педагогическому воздействию предопределяет важность комплексной и эффективной реализации дошкольных образовательных программ. Тем более, что часто, только в самом раннем возрасте имеется возможность успешного коррегирования многих недостатков психофизического развития.

В РФ создана дифференцированная система специальных дошкольных образовательных учреждений для умственно отсталых детей. В соответствии с характером дефекта и степенью выраженности дети воспитываются в специальных учреждениях системы общего (группы при ДОУ) и специального образования Министерства здравоохранения ли Министерства труда и социального развития. В системе коррекционного образования существует есть специальных детских садов (или ДОУ) с круглосуточным пребыванием детей, атак же специальных детских домов. В ряде случаев разрешается открытие специальных групп при специальных образовательных коррекционных школах и школах-интернатах. В эти учреждения принимают детей с диагнозом «олигофрения в степени дебильности несложной формы». Дети с эписиндромом, шизофренией, выраженным психопатоподобным поведением, болезнью Дауна, олигофренией в степени имбецильности и т.п., получают социальную и психолого-педагогическую помощь в учреждениях Министерства труда и социального развития, (психоневралогические стационары для детей с осложнёнными формами умственной отсталости и специальные ясли для детей от 2 до 4 лет). Дети с ЗПР находятся в ДОУ общего типа. В специальные ДОУ и группы при специальных образовательных коррекционных школах и школах-интернатах принимаются дети возрасте от 4 до 8 лет.

Работа по выявлению умственно отсталых детей и комплектование дошкольных учреждений для детей с нарушениями интеллекта осуществляются ПМПК в со­ответствии с действующей инструкцией. Среди детей, которые направляются в медико-педа­гогические комиссии и консультации, могут быть дети с ЗПР разной этиологии, социально и педагогически запущенные, с общим недоразвитием речи, а также с нарушением деятельности анализаторов. Во всех этих случаях отмечается отставание умственного развития, носящее вторичный характер. В задачи специали рис появл, но они примитивны, фрагментарны, не передают целостных образов предмета, искажают их форму и пропорции, представл собой усвоенный реб графический штамп, не отражающий для него реальный предмет. В связи с недоразв зрительно-двигат координац и с моторными трудностями, техника изо д-ти остается у дет с наруш-ми интел весьма примитив. Особ-о показательным явл тот факт, что, умеющие рис, дет не использ в своих рис цвет ни как средство изображ-я, ни как ср-во эмоц выразит-ти. Эл-ты труд д-ти. Под влиянием требований окр-их начинают формир-ся, прежде всего навыки самообслуж. Естественно, что при существующем у них состоянии разв предметных действий это процесс трудный. Поэт в семье часто идут по линии наименьшего сопротивления - родители одевают, раздевают, кормят реб. Однако имеются и семьи, в кот перед реб пытаются ставить опред требов и достигают известных успехов. Поэт умо дет имеют разный уровень овладения навыками самообслуж. Движения у дет при выполнении действий, связанных с самообслуж, неуверенные, нечеткие, часто замедл или суетлив, недостаточно целенаправ. Сильно выражена несогласованность действий обеих рук. В ряде случаев даже у старш дошк нет понимания последовательности и логики всех действий, входящих в навык. Напр, при умывании дет берут сухое мыло, не намочив руки, и кладут его на место, а затем открывают кран. Страдает и хар-р кажд отд взятого, входящего в состав навыка действия. Напр, дет держат ложку в кулачке, набирают неумеренное кол-во пищи и т.п. Сведения о том что некот дет, к кот предъявл последовательные требов, овладев навыками самообслуж, свидетельст о достаточных потенциальных возможн разв практической д-ти у детей с нарушениями интеллекта.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.