Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общая психолого-педагогическая характеристика развития умо дет дошк возраста. Ранняя диагностика развития дошкольника с умственной отсталостью.




Период от рождения до поступления в школу является возрастом наиболее стремительного психофизического развития ребенка. Особенностью этого периода является то, что именно он обеспечивает общее развитие, служащее фундаментом для приобретения в дальнейшем любых специальных знаний и навыков, а также овладения различными видами деятельности. Характе-ка физич (соматич) статуса дет дошк возраста с умо. У многих дет задерживается (вплоть до конца 2-го года жизни) разв прямостояния, т.е. они позже, чем обычные дет начин держ голову, сидеть, стоять, ходить. Позднее, после 3 лет у детей наблюд плохое самочувствие, общая слабость, быстрая утомляемость, истощаемость, нервнозность. Органич наруш сказ-ся на становл-и и разв отд систем, внутр органов дет. Многие из них отстают от возрас нормы в весе, росте. Чаще, чем у обыч дет встреч наруш осанки, искривл позвоноч, деформац грудн клетки и конечностей. У некот дет надолго задерж-ся проц окостенения скелета. В целом у детей не наблюд выражен наруш моторики. Иногда наблюд отклон в состоянии дыхат системы: учащение дыхания, неровный его ритм, добавочные дыхательные движения - придыхания. Как правило, такие дет жалуются на голов боли, общую слабость, сонливость, гиперутомляемость. Кроме того, сопутствующим основному дефекту м/ выступать наруш в раб зрит, слух, тактил анализаторов не выраженного хар-ра. Т.о., хар-ка физич разв де дошк возр с умо свидетельствует о своеобразии их отд систем и внутр органов, что явл следствием проявления органич пораж централ и периферич отделов коры ГМ. Психоэмоциональн и социокультур статус. Почти у всех дет с умо наблюдается отсутствие или значительное снижение интереса к окр-му, общая патологическая инертность, кот не исключает крикливость, раздражительность, расторможенность. В раннем возр реб не интересны игрушки, подвешенные над кроватью или находящиеся в руках взрослого. Позже - игрушки др дет, сюжетно- ролевые игры с ними. Предпосылки к разв речи формируются поздно (к 4-м г): предметное восприятие, предметные действия, общение со взросл и, в частности, доречевые средства общения. Такие рефлекторные процессы как лепет и гуление, кот в норме появл в первые месяцы жизни, м/ отсутствовать в онтогенезе реб с умо. У реб отмечается низкий уровень интереса к окр-му и недостаточная сформированность процесса восприятия, что предопределяет невозможность его самостоят ориентац в условиях задачи, потребность в детализированном ее разъяснении, затрудняет смену 1 вида д-ти др. Кроме того, нарушена связь м-ду действием и словом. Действия бывают недостат осознаны, опыт действия не фиксируется в слове, не обобщается. Связь м-ду осн-ми компонентами познания - действием, словом и образом не совершенна. Переломным годом в разв умо реб явл условно 5 год жизни. Реб начин проявл интерес к игрушкам, а след-но, получ простейш представл об их св-вах, приз-х, отнош, способен делать выбор по образцу. У подавляющего бш-ва дет к концу дошко возр доминирующим остается предметно-практич (нагл-действ) тип мышл. Игров д-ть хар-ся до 5 лет элементарны возр 6 л - в подг кл. Наполняемость: не более 12 чел. У обучающихся сохраняется возможность перехода в обыч шк по мере корр отклон в разв, устранения пробелов в знаниях после получения начального общего образ. При необходимости уточнения диагноза реб м/ обучаться в школе 7в в теч года. Спец пед помощь дет получают на инди­видх и групповых корр занятиях, а также на логопедх занятиях. Спец шк VIII в обеспечивает спец образ для дет с интел недоразв. Обуч в этой шк имеет качественно иное содержание. Осн вним удел соц адаптации и проф-труд подготовке при освоении учениками доступного им объема содержания образ по общеобразов предм. Обуч заверш экз по труд обучению. Шк-и м/б освоб от экз по сост здор. В шк реб м/б принят в 1 или подгот кл в возр 7-8 лет. Подгот кл позволяет не т-ко лучше подготовить реб к шк, но и дает возможность уточнения диагноза в ходе образ проц и псих-пед изуч возможностей реб. Наполняемость в подгот кл не выше 6-8 чел, а в ост кл - не более 12. Сроки обуч 8 лет, 9 лет, 9 лет с классом проф подг, 10 лет с кл проф подг. + 1 год с подг.кл. М/б открыты классы с углуб труд подг. Выпуск-ки этих кл успешно сдавшие квалификац экз получают документ о присвоении соответствующего квалификац разряда. М/ создаваться кл для дет с глуб умо. Наполняемость: 5-6 чел. Дет м/б направ в подг кл. В теч учеб года предварит диагноз уточн, и в завис-ти от этого на след год реб м/б либо направлен в кл для дет с тяж формами наруш интел, либо в обыч кл шк 8в. Комплектование классов для дет с тяж фор интел недоразв пров-ся по 3 ур-ням: 1 - в возр 6-9 л; 2 - 9-12 л; 3 – 13-18 л. В такие кл м/б направл дет в возр до 12 л, пребывание их в системе шк обуч до 18 л. Отчисление из шк происх в соотв-ии с рекомендациями ПМПК и по согласованию с родит. В такие кл не приним дет с психопатоподобным поведением, эпилепсией и др психич заболев, требующими активного лечения. Эти дет м/посещать консультативные группы вместе с родителями. Для детей-сирот и дет, оставшихся без попечения родит и имеющих особ образов потреб, созд-ся спец детские дома и шк-интернаты в соответствии с профилем нарушений в развитии. Преимущ-о это дет дома и шк-интернаты для дет и подростков с интел недоразв и трудностями в обуч. В случае, если реб не в состоянии посещать спец (корр) ОУ, организуется его обуч в дом усл. Для обуч, восп и соц адаптации дет и подрост со сложными, с тяж наруш в разв, с сопутств заболев, а также для оказ им комплекс помощи создаются реабилитац центры различных профилей. Занятия строятся по программам индивид или груп восп и обуч. Нередко центры оказывают консульт-диагност и методич помощь родит. Реабил центры оказ также соц и психологич помощь бывшим воспитанникам ОУ для дет-сирот и дет, ост без попеч родит. Сущ и др вар-ты спец ОУ, создаваемых сегодня энтузиастами спец П.


Данная страница нарушает авторские права?





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.