Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Характерные черты германского федерализма




Федерализм в Германии имеет давние исторические корни. Он сформировался снизу и адаптировался к ее условиям. Исключение — период нацизма, когда страна превратилась в централизованное уни­тарное государство.

Поражение во Второй мировой войне и фактический раздел страны державами-победительницами привели к тому, что на востоке и на зала ранее единой Германии развитие государственности шло разными пу­тями. Приобразовании ГДР восторжествовал унитарный принцип. На западе были воссозданы или образованы новые земли, а затем в 1949 С на их основе конституировано новое федеративное государство.

После объединения Германия стала состоять из 16 земель (10 ста­рых западных земель, 5 воссоединенных территорий бывшей ГДР, а также Берлин). Субъекты ФРГ обладают довольно высокой степенью автономности. По своему статусу земли — не политические субъекты, а скорее регионы с государственной структурой и определенной госу­дарственной самостоятельностью. В германской модели федерализма фактически реализовано равенство федеральных единиц. Субъекты федерации имеют свои конституции, парламенты и правительства. Вмешательство федерации как вышестоящей структуры в сферу суве­ренной компетенции земель допускается лишь в исключительных случаях, предусмотренных Основным законом.

Бундесрат, который можно рассматривать как федеральную палату Парламента, формируется целиком из представителей земельной ис­полнительной власти. Она имеет большие полномочия. В частности, в ряде случаев Бундесрат имеет право на участие в принятии решений наряду с Бундестагом и Правительством. Это относится, например, к введению в действие закона о чрезвычайном положении, о примене­нии федерального принуждения к какой-либо из земель, при выдви­жении обвинений против Президента ФРГ, а также при объявлении войны. Определенное значение имеет и тот факт, что федеральный Президент избирается не всеобщим голосованием, а Федеральным со­бранием (см. вопрос № 84).

Центр тяжести в законодательной области смещен в сторону феде­рации, а в области исполнения законов — в сторону земель. Земли правомочны принимать законы в той мере, в какой конституция не отводит данное право федерации. В связи с этим в Основном законе ФРГ проведены разграничения между федеральным и земельным за­конодательством, между исключительной компетенцией федерации, совместной компетенцией федерации и земель и общегерманским за­конодательством, которое детализируется в землях, а также вопроса­ми, находящимися в компетенции местных властей. В исключитель­ное ведение федерации входят: внешние сношения, оборона, граж­данство, вопросы эмиграции и иммиграции, денежное обращение, таможенное и торговое единство территории, таможенная и погра­ничная охрана, железные дороги и воздушное сообщение, правовое положение лиц, находящихся на службе федерации, правовая охрана промышленной собственности, защита и безопасность федерации или какой-либо земли и некоторые другие объекты. В ведении земель находятся культурная, полицейская и коммунальная сферы, а также гражданское и уголовное право, судопроизводство, хозяйственное право, национализация, судоходство, охрана побережья, иммиграция и т.д. В большинстве случаев сферы компетенции земель и компетен­ции Федерации переплетены таким образом, что для принятия како­го-либо решения требуется взаимное согласование.



Федерация и земли самостоятельны в ведении бюджетного хозяй­ства, но они должны учитывать требования национального экономи­ческого баланса и долгосрочного финансового планирования.

Важной чертой германского федерализма является то, что в компе­тенцию земель переданы функции исполнительной власти, за исклю­чением тех, которые оставлены в ведении федерации. И земли выпол­няют федеральные законы как свои собственные, а федеральные орга­ны внимательно следят за тем, чтобы законы не нарушались. Указания по порядку проведения в жизнь каких-то конкретных зако­нов руководители земель получают, только когда действуют по пору­чению федерации.

При разрешении затрагивающих конституционные прерогативы сторон споров между отдельными землями и федерацией или между различными землями, последнее слово принадлежит Федеральному конституционному суду.

В целом германский федерализм функционирует достаточно эф­фективно, межрегиональные отношения не могут стать угрозой ста­бильному развитию общества и государства.



51. Парламент ФРГ: полномочия и внутренняя организация

Парламент Федеративной Республики Германии фактически состоит из двух палат: нижней - Бундестага и верхней – Бундесрата (формально в Германии Бундесрат не рассматривается как палата Парламента). Бундестаг олицетворяет весь народ, проживающий на германской территории, депутаты избираются всем населением сроком на четыре года. Его численность превышает 600 человек. Бундесрат - это орган представительства земель (субъектов федерации). Он состоит из членов правительств земель. Каждая земля направляет в верхнюю палату как минимум трех членов (представителей). Земли с числом жителей более 2 млн имеют четыре голоса, более 6 млн – пять голосов, а более 7 млн - шесть. Земельное правительство имеет право отзывать своих представителей.

К полномочиям Бундестага относятся: законотворчество, право на внутреннюю организацию и контрольная функция.

В области законотворчества Бундестаг играет основную роль. Бундесрат также обладает полномочиями в законодательном процессе, но есть законы, которые не требуют одобрения Бундесрата. Право законодательной инициативы имеет Бундесрат и федеральное Правительство. Члены Бундестага также имеют право внесения законопроектана обсуждение. Каждый закон подлежит рассмотрению в ходе трехчтений. Бундесрат может не согласиться с законопроектом, тогда создается посредническая комиссия, после работы которой проводится процедура повторного голосования. Окончательные этапы законотворческой деятельности - оформление, провозглашение и вступление в силу. Эти стадии связаны с полномочиями федерального Президента.

Бундестаг собирается на пленарные заседания, которые, как правило, проводятся открыто и гласно. Кроме того, в Бундестаге создаются многочисленные комиссии, создание трех из них является обязательным: комиссия по петициям, по иностранным делам и по делам обороны. Работа этой палаты строится по партийно- фракционному принципу.

Помимо законотворческой функции Бундестаг избирает федерального Канцлера, принимает участие в выборах федерального Президента и федеральных судей, избирает Уполномоченного по делам обороны. Смысл контрольной функции нижней палаты немецкого Парламента сводится к тому, что деятельность федерального Правительства зависит от доверия Парламента. Согласно Основному закону федеральное Правительство находится в политической зависимости от Бундестага и несет перед ним ответственность. В правовом смысле это выражается в том, что в отношении федерального Канцлера Бундестагом может быть вынесен вотум недоверия. Однако если федеральный Канцлер сам поставит вопрос о доверии перед Бундестагом и не получит абсолютного большинства голосов, то федеральный Президент может распустить Бундестаг по его предложению. Бундестаг также может быть распущен, если на заключительном туре выборов федерального Канцлера он не избирает кандидата абсолютным большинством голосов.

Бундесрат не имеет срока избрания, его состав частично меняется, когда в одной из земель происходит смена правительства. В качестве органа законодательной власти Бундесрат может одобрять или не одобрять федеральные законы, определять регламент своей работы, формировать собственные комиссии.


mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2018 год. (0.012 сек.)Пожаловаться на материал