Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Законодательная процедура в парламенте






Важнейшими участниками законодательного про­цесса являются депутаты и само общенациональное выборное пред­ставительное учреждение — парламент.

Законодательный процесс состоит из ряда стадий:

— осуществление права законодательной инициативы;

— обсуждение законопроекта;

— принятие закона;

- одобрение второй палатой (если таковая существует);

— промульгация закона главой государства, его опубликование;

— вступление закона в юридическую силу.

Принятие закона зависит от реализации права законодательной инициативы, под которой понимается правомочие определенных в кон­ституционных (законодательных) нормах субъектов (государственных органов, должностных лиц и др.) по внесению законопроектов в парла­мент. Правовым последствием реализации права законодательной инициативы является обязанность парламента рассмотреть внесен­ный законопроект.

Конституции большинства демократических стран закрепляют круг субъектов законодательной инициативы путем их точного пере­числения, хотя этот перечень в различных странах может существенно различаться. Как правило, к их числу относят правительство и депута­тов парламента. В парламентских государствах основным субъектом законодательной инициативы является правительство. В федератив­ных государствах этим правом наделяют законодательные легислату­ры субъектов федерации. В президентских и полупрезидентских рес­публиках правом законодательной инициативы широко пользуется президент. В ряде стран правом вносить законопроекты наделены из­биратели в порядке реализации народной правотворческой инициа­тивы, а также некоторые органы государства по предметам своего ве­дения (например, судебные).

Регламент палат парламента подробно регулирует саму процедуру осуществления законодательной инициативы. Иногда определенные законы вносятся только в верхнюю палату (в ряде государств Латин­ской Америки, Азии, Африки).

Традиционной законодательной процедуре предшествует этап под­готовки закона, который не рассматривается как часть законодатель­ного процесса.

Однако в ряде стран существуют законы, закрепляющие нормы, относящиеся к стадии, предшествующей реализации законодатель­ной инициативы. Проект закона может быть подготовлен гражданами и выдвинут в порядке реализации народной правотворческой инициа­тивы. В этом случае требуется большое число подписей граждан в под­держку законопроекта.

Обсуждение законопроекта — это наиболее продолжительная ста­дия, когда внесенный законопроект рассматривается как в комитетах, так и на заседаниях парламента.

Как правило, законопроект проходит три чтения. В первом чтении решается вопрос о целесообразности принятия закона, во втором — он совершенствуется и «обрастает» многочисленными поправками, а в третьем — принимается в целом. Законопроект, одобренный в треть­ем чтении той палатой, в которую он был внесен, при необходимости направляется в другую палату. Процесс обсуждения во второй палате бикамерального парламента проходит ту же процедуру обсуждения, что и в первой палате. При наличии двухпалатной структуры парла­мента требуется одобрение законопроекта обеими палатами. В случае разногласий между ними применяются различные согласительные процедуры. После принятия согласованного проекта закона палатами он подлежит промульгации главой государства.

В течение определенного конституцией времени со дня принятия парламентом закона глава государства может воспользоваться правом вето. Различают абсолютное (резолютивное) вето, которым пользуется монарх, и отлагательное (суспензивное), которое наличествует у прези­дента. Абсолютное вето означает невозможность принятия данного закона и преодолеть его нельзя. Отлагательное вето предполагает воз­ражения президента против законопроекта, которое может быть пре­одолено как путем голосования квалифицированным большинством депутатов парламента, так и внесением в законопроект устраивающих президента изменений (капитуляция).

Законы подлежат обязательному опубликованию в официальных изданиях.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.