Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности редакторской подготовки учебного издания для общеобразовательной школы.






Школьный учебник является одним из важнейших дидактических средств обучения. Учебник – основное учебное издание по дисциплине. Содержит базовые знания предмета. Учебник ориентирован на урок как основную форму обучения, в настоящее время используются другие формы (лекции, семинары). Создавать надо стабильный учебник (т.е. учебник, который используется во всех школах независимо от специализации). Учебный предмет и программные требования должны отражаться в нем полностью. Но необходимо обновление стабильного учебника.

Он должен отвечать основным требованиям и положениям дидактики, соответствовать целям обучения (образования и воспитания) в современной школе; содержанию обучения в целом и по конкретным дисциплинам, общепринятым принципам обучения, организационным формам обучения. В наибольшей мере с помощью учебника реализуются принципы систематичности, доступности, наглядности обучения и связи с практикой.

Принцип систематичности. предполагает последовательное изложение материала, предполагает разделение учебника на темы, параграфы. Это определяет организацию урока, последовательность изложения материала. Принцип доступности - доступность для самостоятельного изучения школьниками. Принцип наглядности -разработка иллюстративного материала издания, взаимосвязь текста с наглядными пособиями различного рода (таблицами, слайдами, настенными картами и т.д.). Принцип сознательного и активного участия учащихся в процессе обучения конкретизируется в требованиях к методическому аппарату и текстам учебника. В процессе создания учебника необходимо учитывать нормы времени, отведенные на изучение материала. Фактический объем параграфа вычисляется на основании скорости чтения школьников разного возраста и составляет: - учебники для начальной школы - 1-2 страницы компьютерного набора (шрифт Times New Roman, размер шрифта 14); 11 -5, 5 стр. В параграф включаются также дополнительный и пояснительный тексты в объеме около 30% от основного текста. Рекомендуемый объем иллюстративного материала для учебников 5-7 классов - 40%, 8-11 классов - 30% от общего (фактического) объема учебника. Требование к ясности языка учебника определяет и объем учебных текстов с точки зрения психологии усвоения материала. Н: Для учебников 1-4 классов рекомендуются предложения из 8 слов, 10-11 классов - 14-16 слов. От психолого-возрастных особенностей школьников зависит и рекомендуемая средняя длина слов с количеством букв не более 6. Желательно не превышать длину таких слов: в учебниках для 1-4 классов - более 8 букв; 10-11 классов - более 12 букв. Структура школьного учебника: Оглавление; Предисловие; Основной текст; Приложения: таблицы, схемы, рисунки; Указатели; Литература (библиография) Дополнительная литература подбирается с учетом содержания предмета и возраста учащихся.

Текст разделяют на основной, пояснительные и дополнительные, которые отделяются друг от друга шрифтовыми решениями и расположением на полосе.

В функциональном плане основной текст, пояснительные и дополнительные выполняют разные задачи.Так, основной текст должен быть усвоен полностью. Он включает базовую информацию. Пояснительные тексты располагаются в границах той страницы, на которой расположен основной текст. Н: в учебники по физике для общеобраз.школы включают портреты и краткие биографии ученых, открывших закономерности и законы). Дополнительные тексты, располагаются в конце раздела и связаны с основным текстом системой ссылок(способствует лучшему их усвоению, усиливает степень их достоверности).

Аппарат организации усвоения - структурный компонент учебника, призванный стимулировать и направлять познавательную деятельность учащихся в процессе усвоения ими содержания учебника.осн.элементы: вопросы и задания; таблицы; текстовые выделения; подписи к иллюстративному материалу. Аппарат ориентировки представляет совокупность дополнительных и справочно-вспомогательных материалов, которые помогают учащимся быстро и безошибочно находить в учебной книге необходимый материал, создавая условия для успешной самостоятельной работы с ним.Элементы: методическое предисловие; оглавление; рубрикацию; шрифтовые и цветовые выделения; предметные и именные указатели; библиографию; колонтитул.

Язык учебного издания должен быть ясным и четким, понятным для соответствующей категории обучаемых. Важно, чтобы в каждом конкретном случае автор правильно выбрал тип изложения: описание, рассуждение или повествование. Язык и стиль должны соответствовать принятым литературным нормам, подчиняться обучающим и общеобразовательным задачам.Особое значение имеет работа редактора над терминами и понятиями. Главное требование: все термины должны раскрываться и объясняться по ходу развития темы.

При оценке иллюстр.матер-ла редактор оценивает: 1.Целесообразность включения иллюстраций, выполнение иллюстрациями соответствующих функций (обеспечение наглядности, комментирование, разъяснение, углубление смысла текста, помощь в запоминании и усвоении знаний).2.Правильность размещения иллюстраций в издании.3.Качество иллюстраций (наглядность, эстетические свойства, совпадение с текстом).

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.