Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Подготовка пакета требований для издания сборника научных статей.






Сб.ст.публикуется по мере накопления материалов, либо по итогам конференций.

1)опред.общую тему-указ.направление исследований. Темы проблемные, практические, авторские. Д.содержать тематич.рамки и осн.категориальный признак; д.б. широкой.

2)составить пакет требований(инф.письмо): сроки, тема, требования(V, формат, поля, выравнивание, абзацный отступ, шрифт, интервал, перенос, способы выделения, нумерация страниц, сноски, ссылкисписки лит-ры, шрифтовое оформление, наличие аннотации, м.перевод на англ.язык, требования к внетекстовым материалам: цвет иллюстр., формат таблиц, формул и т.д.; требования к структуре: содерж.шапки-имя автора/ руководителя/назв.уч.заведения /организации,, инд.назв., аннот., кл.слова, контакт.данные).=> правила для автора.

3)подготовить программу-опр.секции и разделы.

4)принять материалы(проверить комплектацию).

5)распределить по разделам.

6)опр.порядок статей, рубрикация.

7)проверить каждую статью, выбрать единый макет.

8)проверить сноски, выделения, оформл., списки л-ры.

9)оформление записей, пробелов, замена кавычек, отступы.

10)корректура.

11)собрать материалы в один файл, проверить по списку; желательно пересохранить варианты. Номера стр., колонтитулы. Подготовить содержание, данные об авторах, введение и аннотация.

12)тит.листы, концев.стр, проверка висячих строк.

13)проверка содержания.

Требования к содержанию научной статьи. Н: Высокий научный уровень; Принимаются ранее не опубликованные научные статьи; В статье должны содержаться такие элементы: постановка проблемы, формулирование целей статьи (постановка задачи), изложение основного материала исследования с новым обоснованием полученных научных результатов, выводы, сделанные в результате исследования.

 

56. Научно-популярные издания: функции, типологическая характеристика и особенности редакторской подготовки научно-популярного издания.

Научно-популярным издание -содержит сведения о теоретических и/или экспериментальных исследованиях и предназначено для (целевое назначение:)популяризации и пропаганды основ и достижений науки и техники, культуры и результатов прикладной деятельности среди широких масс читателей в доступной для них форме. Тематика д.определяться потребностями и задачами общества, интересами и спросом читателей. Предметом содержания м.счит-ся всё, что имеет отношение к науке и научн.исследованиям.

Требования к науч.-поп изд-ям: 1)освещение новейших открытий. 2)показ процесса открытий. 3)ясность и занимательность изложения.

Важнейшей функцией научно-популярной книги является популяризация и пропаганда научных знаний. Также функции: 1)информативная(просто несет инфо); 2) просветительская и ознакомительно-образовательная (источник научной информации в учебном процессе); 3)воспитательная; 4)формирование научного мировоззрения(понимание сути науки, технич.прогресса) 5) развлекательная.

Читательскую аудиторию научно-популярной книги можно разделить на две части: ту, которая является массовой и включает читателей-неспециалистов, и ту, в которую входят специалисты из смежных отраслей.(детская, подростк аудит-недостаточно информированный круг чит-лей).

Характер инфо -опред-ся видом науки, к кот.посвящена книга. Различают текстовые, формульные, табличные и др.способы передачи инфо. В научно-поп.книге использ.все приемы, адаптированные для потенциального чит-ля.

Работа редактора над содержанием научно-популярного произведения, составляющего основу издания, имеет двуплановый характер. С одной стороны, перед редактором стоит задача оценить научность содержания, с другой - приемы его отображения, обеспечивающие популяризацию. Инфо в науч-поп.изд-ии д.б. интересной, увлекательной, и в доступной форме. Доступность достигается 2-мя средствами: последовательность и конкретность изложения. Фактический материал д.б. точным, достоверным, обоснованным и опираться на результаты научного исследования, и опред-ся чит.адресом. жанр и чит.адрес опред-т полноту фактич.мат-ла.

Ярким отличительным признаком научно-популярной книги является занимательность, которая находит проявление как в содержании, так и в средствах популяризации. Научно-популярной манере повествования свойственна ярко выраженная образно-экспрессивная окраска, используют: эпитет. сравнение, юмор или ирония, каламбуры 9Н:, «размышляя над природой самой природы». Что позволяет избежать монотонности повествования, облегчает восприятие произведения. Заглавия должны рассматриваться редактором как важный структурный элемент, от которого зависят точность поиска нужных сведений и успех работы с книгой. Для редактора они представляют объект, требующий глубокого анализа.

Если есть термины -включ-ся в минималь.необх.кол-ве, значение терминов д.б. разъяснено в сносках. Науч.поп.изд-е содержит как правило много иллюстраций. Аппарат -необх.для оптимального усвоения инфо неспец-ста, поэтому предисловие и вступит.статья носят популразъясняющий хар-р, библ.ссылки-редко, чаще-поясняющие постраничные сноски, спис.лит-ры-рекоменд-й хар-р.

Редактору научно-популярного издания необходимо следить, чтобы приемы занимательности были органически связаны с темой произведения и соответствовали характеру содержащейся в нем информации.

Способы изложения материала: описательный, повествовательный и проблемно-аналитический. Выбор того или иного из них зависит от особенностей содержания, читательского адреса и целевого назначения научно-популярного издания, но главным образом от творческих возможностей автора.

Виды: 1)научно-популярной монографией(сведения по одной теме, Н: открытие, изобретение, создание теории. Различают: биографический, путешествия описание географии отд-го региона, описание земель, проблемно-предметная, обзорно-историческая монография). 2)сборники научно-популярных произведений(ряд публикаций 1го жанра на разные темы или разного автора). 3)журналы(науч-поп.произвед.разных авторов на разные темы). 4)энциклопедии(справочное, науч-поп.изд-е 5)художественно-публицис.произвед(Н: науч.фантастика). 6)мемуары(записки современн-ков о событиях).

 

 

57. Справочные издания: типологическая характеристика, классификация и особенности редакторской подготовки. Аппарат справочного издания.

Справоч. изд-е -издание, содержащее краткие сведения научного или прикладного характера, расположенные в порядке, удобном для их быстрого отыскания, не предназначенное для сплошного чтения.

К важнейшим разновидностям справочных изданий относятся словари, справочники, энциклопедии. Наиболее общей функцией справочных изданий является справочная функция: они предназначены для получения сведений разнообразного характера, суммируют знания, накопленных наукой и практикой. Для них характерны особый отбор фактов, обусловленный необходимостью свертывания информации; особый язык и стиль, лаконизм изложения; максимальная открытость для поиска нужных сведений, всё это требует специфич.способов представления материала, его оптимизации, что выражается в особой структуре справочных изданий. В подготовке спр.изд-я учавств.большой коллектив. Важнейшее требование к составлению справочного издания - максимально четкая и полная разработка его концепции, которая должна учитывать потребности определенной читательской группы и конкретные задачи издания. Концепция издания становится основой редакторской подготовки справочной книги; детализация ключевых параметров издания на этапе его проектирования позволяет редактору принимать взвешенные и обоснованные решения на всех этапах своей работы. В этой связи особое значение имеет глубокое знание редактором типологических особенностей справочной книги.

Классификация(типы): 1) Энциклопедия - это справочное издание, содержащее в обобщенном виде основные сведения по одной или всем отраслям знаний и практ.деятельности, изложенные в виде кратких статей, располож. в алф. или систематич. порядке. Задача энц. - в тексте запланированногоV представить читателю систематизированный свод знаний по всем (универсальная) или по одной отрасли знания (специализированная: отраслевая, тематич-ая, персональная, региональная).

По способу организации текста: многотомные, однотомные. По полноте инфо: полные, краткие.

В состав аппарата: помимо вых.свед-, сопроводит.статья(кот.чаще всего представлена предисловием), список сокращений и усл.обознач., система ссылок, вспомогат.указатели(именной, тематич., предметный), библиографич.аппарат(список), содержание

2) Словарем называют справочное издание, содержащее упорядоченный перечень языковых единиц (слов, словосочетаний, фраз, терминов, имен, знаков), снабженных относящимися к ним справочными данными. Важнейшие функции словарей (прежде всего языковых) - информативная (позволяют кратчайшим путем приобщиться к знаниям), коммуникативная (дают знания о словарном составе родного или чужого языка как о средстве общения) и нормативная (фиксируют значения слов, закрепляют языковую норму). По характеру информации, статусу объекта описания, выделяются: языковые(одноязыч.общие, однояз.частные, двуязычн, многоязычн), терминологические, энциклопедические. По целев.назнач языковые дел-ся на: научн., нормативные, учебн. популярн. По способу располож: алфавитн(строгоалф., гнездовые), неалфавитн(тематич., статистич).

В состав аппарата словарного издания входят сопроводительные статьи, списки сокращений и условных обозначений, система ссылок, вспомогательный указатель (в отдельных случаях), прикнижный библиографич. список.

3) Справочником называют издание, носящее прикладной, практический характер, имеющее систематическую структуру или построенное по алфавиту заглавий статей. Для справочников характерна четко выраженная прикладная, практическая направленность. Задача - дать конкретный и по возможности исчерпывающий ответ на поставленный вопрос. По цел.назнач: 1)научный2)производственно-практич-й3)массово-политич-й4)учебный5)популярный6)бытовой.

По характеру инфо: справочник спец-ста(проф.деят), справочник любителя(интересующ.сфера деят.); статистич.справочник; каталог(перечень предм); спр.таблица; определитель(об опред-м объекте изуч-я); биографич.справочник; путеводитель; календарь; календарь знаменат-х дат. По знак.природе инфо: текст, изобразит.

В состав аппарата справочника входят сопровод. статья (предисловие), списки сокращ. и условных обозначений, система ссылок, вспом. указатель, библиографический список, содержание (оглавление).

Работа ред-ра над справоч.изд. В подготовке спр.изд.участв.большой коллектив.Для подготовки созд-ся ред.коллегия и организуются отраслевые редакции по осн.научным направлениям и обл.практич.деят-сти. Подгтов.работа ведется в ред. в 4 осн.направл-ях: 1)разраб.редактором методич.указания для авторов(содерж.требов., предъявл.к статьям, библиогр., илл., дается всесторонняя хар-ка буд.изд-я); 2)составление словника(предст.собой своеобразный каркас, отраж.тематич.своеобразие, полноту отбора терминов и др.существ.черты); 3)работа над типовыми схемами статей(тип.статья-образец, эталон по типу которого созд-ся аналогичн.тексты, унификация структуры статей). 5)подбор авторов и ред.-консульт.(для надлеж.кач-ва статей-умелый подбор авторов). Специфич. Особенностью подготовки справ.изд.явл. смежное чтение статей, кот.осущ.смежными ред. Сплошн.чтение провод-ся спец-ми, имеющ.богатый опыт ред-ия. С? сами систематизации материала тесно связ.раб.ред-ра над аппаратом изд-я, чтобы повысить информац.потенциал изд-я, сделать поиск наиб.оптимальным. Большая инф.нагрузка ложится на сопровод.статьи, и особое внимание-вспомогат.указ. и библ.списки. При разработке плана иллюстрирования необх.учитывать характеристики конкр.изд-я., н: энц.по искусству-обязат.содерж.иллюстр.

58. Энциклопедии: виды и особенности редакторской подготовки.

Энциклопедия - это справочное издание, содержащее в обобщенном виде основные сведения по одной или всем отраслям знаний и практической деятельности, изложенные в виде кратких статей, расположенных в алфавитном или систематическом порядке.

Задача энциклопедии - в тексте запланированного объема представить читателю систематизированный свод знаний по всем (универсальная энциклопедия) или по одной отрасли знания (специализированная). Важными требованиями к энциклопедии являются сжатость изложения, концентрация фактического материала, его точность. Материал для энциклопедии подбирается целенаправленно, при этом должно обеспечиваться комплексное освещение как отдельного явления, события, предмета, так и их совокупности. Статьи не должны дублировать друг друга. Важнейшие качества материала - достоверность и научность, соответствие современному уровню знаний в данной области.

Основой энциклопедической статьи служат конкретные сведения и факты, а также понятия, законы, правила и т.п. Наряду с краткими статьями, содержащими только дефиницию(кратк.опред-е) и (или) небольшую справку, энциклопедия может содержать и развернутые статьи, полно описывающие названный объект.

По структуре основного текста энциклопедии могут быть алфавитными или систематическими.

Существуют также энциклопедии со смешанной структурой: систематически-алфавитные и алфавитно-систематические. Согласно ОСТ 29.132-99 по целевому назначению и читательскому адресу выделяются научная, научно-популярная и популярная энциклопедии.

Научные энциклопедии предназначены для специалистов и требуют глубокой разработки отдельных вопросов; научный характер энциклопедии выражается прежде всего в принципах подбора материала («Большая медицинская энциклопедия»). Научно-популярная энциклопедия адресована широкому кругу читателей и освещает какую-либо область знания достаточно полно и всесторонне с учетом интересов читателей («Краткая медицинская энциклопедия»). Популярная энциклопедия содержит широкий круг сведений, необходимых в повседневной жизни или для проведения досуга («Ваш ребенок», «Машинная вышивка»).

По характеру информации выделяются 1)универсальная(содержит сведения по всем областям знания и относится, как правило, к научно-популярным энциклопедиям), 2)специализированная (посвящена отдельной области знания и может относиться как к научным, науч-поп. и поп.энциклоп.), виды: отраслевая(свод сведений по к-л отрасли: Н: Философская энц), тематич-ая(раскрыв.ту или иную локальную тему:»Шахматы»), персональная(жизнь и деят-ть выдающ.личности Н: «Лермонтовская энц»). 3)региональная энциклопедии(свед.о к-л стране, районе, Н: Города России(универс), Москва(специализ)).

По способу организации текста: многотомные, однотомные. По полноте инфо: полные(большие), краткие(малые).

Однотомные (реже двух-трехтомные) алфавитные энциклопедии называют энциклопедическими словарями - это энциклопедия, материал в которой расположен в алфавитном порядке. Считается, что для энциклопедии характерно наличие значительного числа больших по объему комплексных статей, а энциклопедические словари состоят в основном из кратких статей-справок, в них практически отсутствует аппарат отсылок к другим статьям, активно используемый в энциклопедиях.

В состав аппарата входят (помимо выходных сведений): сопровод. статья (предисловие и др.), список сокращ. и услов.обозначений, система ссылок, вспомогат.е указатели, библиограф. аппарат, содержание. Во всех энциклопедиях помещается предисловие от составителей (редактора, издательства,), где даются общие разъяснения о характере и целях издания и рекомендации по пользованию им.Важный элемент аппарата энциклопедии - вспомогательный указатель(яв-ся обязат., за исключ.энциклоп.словаря). Иногда в энциклопедиях используется система указателей (именной, тематический, предметный и др.).

Работа ред-ра над справоч.изд. В подготовке спр.изд.участв.большой коллектив.Для подготовки созд-ся ред.коллегия и организуются отраслевые редакции по осн.научным направлениям и обл.практич.деят-сти. Подгтов.работа ведется в ред. в 4 осн.направл-ях: 1)разраб.редактором методич.указания для авторов(содерж.требов., предъявл.к статьям, библиогр., илл., дается всесторонняя хар-ка буд.изд-я); 2)составление словника(предст.собой своеобразный каркас, отраж.тематич.своеобразие, полноту отбора терминов и др.существ.черты); 3)работа над типовыми схемами статей(тип.статья-образец, эталон по типу которого созд-ся аналогичн.тексты, унификация структуры статей). 5)подбор авторов и ред.-консульт.(для надлеж.кач-ва статей-умелый подбор авторов). Специфич. Особенностью подготовки справ.изд.явл. смежное чтение статей, кот.осущ.смежными ред. После получения замечаний спец-ов смежных дисциплин, совместно реш-ся?, уточн.формулировки, ликвидир.повторения и разнобой фактич.мат-ла. После смежн.чтения-сплошное чтение-оно позвол.окончат.проверить соотнош.V м/у ст., выявить пропущ.ссылки.проверить насыщенность терминов. Сплошн.чтение провод-ся спец-ми, имеющ.богатый опыт ред-ия. С? сами систематизации материала тесно связ.раб.ред-ра над аппаратом изд-я, чтобы повысить информац.потенциал изд-я, сделать поиск наиб.оптимальным. Большая инф.нагрузка ложится на сопровод.статьи, и особое внимание-вспомогат.указ. и библ.списки. При разработке плана иллюстрирования необх.учитывать характеристики конкр.изд-я., н: энц.по искусству-обязат.содерж.иллюстр. Иллюстр.удачно дополн.тексты статей, стан-ся самост.источником инфо.

59. Словари и справочники: виды и особенности редакторской подготовки.

1) Словарем называют справочное издание, содержащее упорядоченный перечень языковых единиц (слов, словосочетаний, фраз, терминов, имен, знаков), снабженных относящимися к ним справочными данными. Словарная статья является структурной единицей словаря, включает заглавное слово и его пояснение (определение, толкование). Статья может быть сплошной или делиться на зоны основной и дополнительной информации. Н:, в толковом словаре произношение слова, этимология, его синонимы и т.п. являются дополн. инфо. В этимологич.наоборот, дополнит. инфо. мб толкование слова.

Важнейшие функции словарей - информативная, коммуникативная, нормативная (фиксируют значения слов, языковую норму). По характеру информации: 1.языковые - перечень языковых ед-ц с их харак-ми или переводом их на др.язык(одноязыч.общие-толковый, однояз.частные-фразеологич/антонимы, двуязычн, многоязычн), Языковые по целев.назнач: а)научные-результ.лингвист.исслед-й-словарь РЯ Даля; б) нормативные-включ.устоявшуюсю лексику совр.лит.яз, Н: толковый Ожегова; в) учебные-пособие в процессе преподов-ия и обучения; г)популярные-включ.наиб.употребит-ю лексику, н: разговорники. 2.терминологические -содерж.термины к-л области знания, разъясняет понятия., 3. энциклопедические- сведения о соврем.состоянии к-л отрасли знания. По способу располож заглав.слова: алфавитн(строгоалф: прямые, обратные., гнездовые(материал по алфавиту первообразных слов, их производные и однокор. Слова в той же словарной статье)), неалфавитн(тематич(близкие по смылсу слова)., статистич(слова по убывающей или возрастающей частоте: частотные слова)). Необходимым элементом любого словаря (и энц.и) является словник - перечень каких-либо языковых единиц (слов, словосочетаний, фраз, терминов и пр.), расположенных в алфавитном или систематическом порядке, который подготавливается для работы над словарем (энциклопедией). В состав аппарата словарного издания входят сопроводительные статьи, списки сокращений и условных обозначений, система ссылок, вспомогательный указатель (в отдельных случаях), прикнижный библиографич. список.

2) Справочником называют издание, носящее прикладной, практический характер, имеющее систематическую структуру или построенное по алфавиту заглавий статей. Справочник содержит комплекс сведений, охватывающих определенную отрасль знания и (или) практической деятельности и строится таким образом, чтобы обеспечить удобство поиска необходимых данных. Для справочников характерна четко выраженная прикладная, практическая направленность. Справочник не поясняет и не обосновывает представленные данные, его задача - дать конкретный и по возможности исчерпывающий ответ на поставленный вопрос. Справочные данные д.б.представлены в форме, обеспеч-щий их быстрое восприятие и использование. Чаще всего в справочнике использ-ся систематический принцип построения материала, в основу м.б. положен тематич., хронологич., топографич., алфавитный-чаще для биографич.справочников или иной принцип. Ответы на поставленные? даются в виде прикладных решений, конечных формул, числовых значений и т.п. Широко примен-ся таблицы, кот.позволяют компактно и наглядно представить инфо. В ряде справочников большая информац.нагрузка ложится на фор-лы, иллюстр, чертежи, графики, схемы, фото, диаграммы. Использ-е внетекстовых элементов обусловлено спецификой соответствующ.области знания или практич.деят-сти. Особые требования предъявл-ся к качеству материала, кот.д.представл.собой устоявшиеся, проверенные наукой и практикой данные. (энцикл-полно отраж.систему знаний, справоч-отдельный аспект этой системы).

По цел.назнач: 1)научный2)производственно-практич-й3)массово-политич-й4)учебный5)популярный 6)бытовой. По характеру инфо: справочник спец-ста, справочник любителя; статистич.справочник(статистич.данные); каталог(перечень опред.предм); спр.таблица(в форме табл); определитель(об опред-м объекте изуч-я); биографич. справочник; путеводитель(о к-л геогр.пункте календарь(послед-ый перечень недель, месс., и др.свед-й); календарь знаменат-х дат(выборочные перечни дней года). По знак.природе инфо: текст, изобразит(большую роль игр.илл).

В состав аппарата справочника входят сопроводительная статья (предисловие), списки сокращений и условных обозначений, система ссылок, вспомогательный указатель, Библиографический списокбиблиографический список, содержание (оглавление)=обязат.элемент аппарата справочн.

Работа ред-ра над справоч.изд. В подготовке спр.изд.участв.большой коллектив. Подгтов.работа ведется в ред. в 4 осн.направл-ях: 1)разраб.редактором методич.указания для авторов(содерж.требов., предъявл.к статьям, библиогр., илл., дается всесторонняя хар-ка буд.изд-я); 2)составление словника(предст.собой своеобразный каркас, отраж.тематич.своеобразие, полноту отбора терминов и др.существ.черты); 3)работа над типовыми схемами статей(тип.статья-образец, эталон по типу которого созд-ся аналогичн.тексты, унификация структуры статей). 5)подбор авторов и ред.-консульт.(для надлеж.кач-ва статей-умелый подбор авторов). Специфич. Особенностью подготовки справ.изд.явл. смежное чтение статей, кот.осущ.смежными ред. После получения замечаний спец-ов смежных дисциплин, совместно реш-ся?, уточн.формулировки, ликвидир.повторения и разнобой фактич.мат-ла. После смежн.чтения-сплошное чтение-оно позвол.окончат.проверить соотнош.V м/у ст., выявить пропущ.ссылки.проверить насыщенность терминов. Сплошн.чтение провод-ся спец-ми, имеющ.богатый опыт ред-ия. С? сами систематизации материала тесно связ.раб.ред-ра над аппаратом изд-я, чтобы повысить информац.потенциал изд-я, сделать поиск наиб.оптимальным. Большая инф.нагрузка ложится на сопровод.статьи, и особое внимание-вспомогат.указ. и библ.списки. При разработке плана иллюстрирования необх.учитывать характеристики конкр.изд-я., н: энц.по искусству-обязат.содерж.иллюстр.

 

60. Учебные издания: типологическая характеристика, классификация и особенности редакторской подготовки. Тестовые технологии в современных учебных изданиях.

Учебное издание – издание, содержащее систематичные сведения научно-прикладного характера, изложенные в форме, удобной для изучения и преподавания, рассчитано на учащихся разного возраста.

Процесс создания учебной литературы отличается от создания произведений любого др.вида литературы тем, что автор и редактор должны определенным образом конструировать учебный материал. Во1х: содерж-е уч.лит-ры д.предусматривать педагогич.воздействие на обучаемого. Во 2х- инфо, характеризующ.предмет содерж-я учебной лит-ры спец-но отбир-ся и обрабат-ся применительно к задачам того, или иного вида изд-я. Содержание предмета опред-ся государственными образовательными стандартами, которые включают требования к знаниям и умениям выпускников школ, колледжей, различных профессиональных училищ, вузов, а также необходимый минимум и структуру этих знаний и умений.Учебные издания участвуют в формировании информационной культуры личности, системы этических норм и эстетических начал субъекта. Предметная область учебных изданий включает специально отобранные знания и представления, отражающие закономерности той сферы деятельности, которая формирует предмет содержания учебной дисциплины, а также методы их получения и применения. Функции уч.изд: коммуникативную(уч.изд.включ.поток др.уч.изд.по данной дисцип.); информационную(передача V инфо); познавательную(освоение опред.обл.знания); развивающую; воспитывающую(воздейст.на дух.потреб); организационную(послед-сть изучения дисц.).

Читатели представлены различными группами обучаемых (учащиеся школ, вузов, системы повышения квалификации) и обучающих (учителя школ, преподаватели вузов и др.)

По цел.назнач.и хар.инфо выд-т 4 группы:

1. Программно-методические издания. Опред-т цели и задачи, структуру, содержание дисциплин, объем материала по отдельным вопросам, последовательность их рассмотрения. предназначены, преподавателям, учит. организующим учебный процесс. А)Учебный план; б)Учебные программы.

2. Учебно-методические издания. 3 вида: Методические указания, методические рекомендации, учебно-методич.пособие. = организуют работу обучаемых и преподавателей в процессе изучения дисциплины.

3. Обучающие издания. А) Учебник – основное учебное издание по дисциплине. Содержит базовые знания предмета. Б) Учебное пособие выпускается в дополнение к учебнику., содержит в основном новый материал по курсу, расширяя фундаментальные знания, включенные в учебник. В)Для студентов вузов: как курсы лекций и конспекты лекций. Курс лекций включает лекции одного автора по дисциплине или взаимосвязанные между собою лекции нескольких авторов по нескольким вопросам одной дисциплины. Конспект лекций-осн.положения лекц-го курса.

4. Вспомогательные издания. А) Практикумы направлены на закрепление знаний и умений, на формирование навыков практической работы. Б) Хрестоматия –включают документы, литературные произведения и фрагменты из них, а также методические указания, разъясняющие тексты, связывающие их с вопросами учебной дисциплины. В) Книги для чтения издают в помощь изучающим иностранные языки. Г) Сборник задач и упражнений.

Конструирование учебного издания - сложный процесс. В основе подхода создания учебного издания лежат три позиции: 1)УИ-система знания, при конструир-ии необх.учитывать специфику предметной области дисциплин. 2) УИ-дидактическая система. Изложение содержания строится таким образом, чтобы учебная дисциплина усваивалась эффективно. 3) УИ- педагогическая система. Издание конструируется т.о., чтобы обучаемый не только усваивал теоретич.и практич. знания и навыки, но и формир-лся как личность.

Произведение учебной литературы, которое является основой издания, включает введение, основную часть, разбитую на разделы, части, главы, параграфы, выводы из разделов, частей, глав, заключение.

При анализе основной части произведения редактор рассматривает его содержание и структуру.

Рассматривая содержание учебника, редактор должен ориентироваться на учебную программу дисциплины, которая определяет состав информации и последовательность изложения материала.

Анализируя структуру произведения, редактор выявляет соответствие содержания раздела названию, название параграфов названиям глав и частей.

Оценивая содержание, редактор опирается на следующие критерии: научность, системность изложения, доступность, целостность, полнота.

Различные фрагменты текста имеют неодинаковое значение с точки зрения общей концепции дисциплины. Поэтому текст разделяют на основной, пояснительные и дополнительные, которые отделяются друг от друга шрифтовыми решениями и расположением на полосе.

Язык учебного издания должен быть ясным и четким, понятным для соответствующей категории обучаемых. Особое значение имеет работа редактора над терминами и понятиями. Главное требование: все термины должны раскрываться и объясняться по ходу развития темы.

При оценке иллюстр.матер-ла редактор оценивает: 1.Целесообразность включения иллюстраций, правильность выбора вида иллюстраций, выполнение иллюстрациями соответствующих функций (обеспечение наглядности, комментирование, разъяснение, углубление смысла текста, помощь в запоминании и усвоении знаний).2.Правильность размещения иллюстраций в издании.3.Качество иллюстраций (наглядность, эстетические свойства, совпадение с текстом).

Теория учебных изданий выделяет три составляющие аппарата: аппарат ориентировки, аппарат организации усвоения материала, аппарат обработки издания в целом.

Аппарат организации усвоения материала (методический аппарат) - важнейшая составляющая аппарата учебного издания, а также дидактической системы. Включает вопросы, упражнения, задания. Особенно важен методический аппарат для школьных учебников.

Одной из современных технологий оценки учебных достижений учащихся является форма контроля в виде тестовых заданий - тестовая технология. Плюсы: обеспечивает объективность контроля, исключает субъективный фактор (за одну и ту же работу ученики получают разные оценки), легко обрабатываются результаты (проверять гораздо легче, чем контрольные работы), экономится время учителя, развивается логическое мышление учащихся, внимательность.

Тестовая система самопроверки (самоконтроля) - содержание учеб­ного материала в виде вопросов и ответов, предоставляемое обучаемому. Тестовая система самопроверки изначально несет в себе черты соревновательности (с компьюте­ром), игры и поэтому может оказаться для учащегося наиболее интересной частью учебника. М.б.проверочные, тренировочные. М.даваться в бум.виде, популярнов электр.виде. М.б. по теме к-л: контрольные. М.б.по всему курсу-ЕГЭ, ГИА. Большое внимание удел-ся при составлении?, четко, без двусмысленности. Учитывать скорость чтения, м.даваться ограничения по времени.

По уровню сложности1) Задания фактического уровня (задания, где требуется умение прочитать, формулировать, идентифицировать).2)Задания операционно-алгоритмического уровня (задания, где требуется построить алгоритм, провести расчет по формуле, описать технологию применения).3)Задания аналитическо-творческого уровня (задания, где требуется классифицировать, интегрировать результаты, вывести следствия, определить смысл)

По форме вариантов ответов: 1. Задания открытого типа(вписать самому); 2) Задание закрытого типа (варианты ответов-1) 3) Задание с множественным выбором 4) Задания на соответствие 5)вопрос- да-нет. 6)на правильный порядок.

Соврем.уч.изд-я м.включать тесты, ноих применение шире(тест.сбрники, компь-ые тесты). Преоблад.в высшей школе и дистанц.образовании, в школе в форме ЕГЭ, ГИА.

Компьютерные тестовые задания, которые является весьма эффективным инструментом, стимулирующим подготовку учащихся к каждому уроку и повышающим мотивацию к изучаемому предмету.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.