Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Проблема авторского права в сфере электронного книгоиздания.






23 апр-день книг и авт.права.(ЮНЕСКО, 1995г)

Осн.понятиями этой сферы яв-ся авт.право, авт.права, копирайт.

Авторское право – право, регулирующее отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений науки, литературы и искусства. В России нормы авторского права установлены Законом РФ «Об авторском праве и смежных правах» от 9 июля 1993 года.

Оцифровка книг, создание электронных библиотек в настоящее время приобретает мировые масштабы, и, как следствие, возникает ряд проблем, связанных с сохранением прав авторов и издателей. Книжный массив состоит как из изданий, авторских прав на которых уже нет, так и из изданий, чьи авторы, либо правообладатели могут быть против перевода в электронный вид результата их интеллектуальной собственности.Поскольку даже фрагмент книги яв-ся объектом авт.права, его сканир-е и ксерокопирование без письм.разрешения автора-запрещено.

Проблема защиты авторского права применительно к электронным изданиям достаточно сложна. Причина в том, что электронное издание имеет комплексный характер, как по содержанию, так и по форме. Над изданием работает творческий коллектив, и требуется учесть права всех авторов.

Перевод произведения в цифровую форму любыми средствами является либо переработкой произведения, либо его воспроизведением, либо одновременно и тем и другим. Именно в момент оцифровки любыми средствами (сканирование, фотографирование на цифровой фотоаппарат) пользователь вступает в конфликт с авторским правом, т.к. это является тиражированием произведения.

Копир-е-созде- единственной копии док-а, тиражир-е-возможность созд-я более 1 копии с оригинала.

В случае неправомочных действий пользователь сети несет ответственность за обход технических средств защиты объектов авторских прав от копирования а так же за изготовление, импорт, распространение и владение в коммерческих целях любого устройства, предназначенного преимущественно или только для взлома.

Проблема сохранения авт.прав стоит необыкновенно остро в связи с существованием электронных он-лайн библиотек, где все желающие бесплатно или за символическую плату могут скачать любое литературное произведение. Больш-во таких сервисов выклад-ют в общий доступ книги без согласия их авторов, впрочем, убирая их с сайта по их требованию.Классическим примером нарушения авторских прав может выступить проект по оцифровке корпорации Google, Google Book Search, осн.идея которого-сканирование огромного книжного фонда, созд-е цифровой базы данных и затем полнотекстовый поиск по ней. Оцифровка, в том числе книг, защищенных авторским правом, вызвала ряд судебных разбирательств со стороны крупн.изд-в и писательских объединений. Многие считают электр.библ-ки основой для пиартства, однако общественное мнение данную точку зрения не поддерживает. Чаще всего чит-ли пльз-ся библ-ми чтобы найти книги, недоступные в обычн.магазинах, есть возможность знакомиться книгами не переиздавашимися оч давно или изданными малыми тиражами, многие популярн.росс.авторы не возражают против присутствия в онлайн-библ-х своих текстов.

Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям выделило грант в 1 млн. рублей на развитие, пожалуй, самой популярной он-лайн библиотеки – библиотеки Максима Мошкова, несмотря на судебные процессы, связанные с нарушением этим сервисом авторских прав. В библиотеке Максима Мошкова заявлено: «Все тексты, выставленные в моей библиотеке были взяты из интернета - из ftp/www архивов открытого доступа или присланы читателями. Не исключаю возможность, что авторы и/или владельцы авторских прав на некоторые из этих произведений будут возражать против их нахождения в открытом доступе. В таком случае поставьте меня об этом в известность, я готов НЕМЕДЛЕННО снять такие тексты из своей библиотеки».Для того чтобы упорядочить взаимоотношения авторов, библиотекарей и конечных пользователей в нашей стране с 01.01.2008 была принята четвертая часть Гражданского Кодекса РФ – Права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации.

Перепубликация научных работ и монографий в онлайне должна поощряться, это поможет защитить научные записи и одновременно сделает их более доступными. В случае учебников и большинства справочников, публикация измененных вариантов должна быть также разрешена, поскольку это подвигнет общество к их улучшению.

 

20.Договоры в авторском праве: договор отчуждения авторских прав, лицензионный договор (исключительная и неисключительная лицензия), сублицензионный договор, договор заказа.

Договор об отчуждении исключительного права, - Ст.1234. Одна сторона(правообладатель) передает//обязуется передать др.стороне принадлеж.ей искл.права на результат интелл.деят-сти или ср-ва индивидуализации в полном объеме.(все права на весь срок). Должен быть заключен в письменной форме, подлежит государственной регистрации. Если не соблюдено, то договорсчит-ся недействит. Нотар.заверение-по желанию сторон. Сущ.условие-кто, кому и на какое право передает, обяз.указ.либо на безвозмездность, либо на цену или способ ее указания(изд-ль в теч.жизни авт.обяз.выплач.опр. % от использования). Если в возмездном договоре, предусматривающем отчуждение исключительного права, отсутствуют условия, которые касаются размера вознаграждения или же порядка его определения, то договор считается недействительным.

Исключительное право переходит к приобретателю в момент заключения договора. В том случае, если предполагается договор, подвергнуть гос.регистрации, то исключительное право на средство или же результат переходит к приобретателю от правообладателя в тот момент, когда осуществлена гос. регистрация такого договора. При существ.нарушении приобр.обяз.выплатить правообл.вознагражд., прежний правооблад.через суд м.потреб.возвращение прав и возмещение убытка.

Лицензионный договор. Одна сторона –обладатель искл.прав(лицензиар) предост.др.стороне (лицензиату) пр.использования рез-тов интел.деят-ти в предусмотренных дог.пределах(в дог.д.б. какие именно пр., на какой срок, терр., на кот.предполагается исп.). Если ничего не написано, счит.что исп.на терр.страны, где дог.заключен. Д.б. указан срок действия договора(не явл.сущетсв.условием); Не м.б. больше срока действия искл.прав. Срок не указан-5 лет. Сущ.условие-цена//безвозмездность. Д.б. точно указано какое пр-е является объектом дог.и какие пр.передаются. Переход искл.прав к новому правооблад.не явл.основанием для расторжения или изменения лиц.дог., уже закл.пердыд.правообл.

Две разновидности: 1. Неисключительная лицензия (простая) (ст.1236) - правообладатель может выдавать лицензию в одно и тоже время на один и тот же способ использ-ия разным лицам. Если в договоре нет никаких спец. указаний, то он считается договором неисключител. лицензии (п.3 ст. 1233). 2. исключител. Лицензия (полная): лицензиар передает права только одному лицу, другому уже передать права не может. - должно четко прописываться в договоре, что это исключительная лицензия

Исполнение лиц.договора (ст.1237): 1)лицензиат обязан предост.лицензивару отчеты об испол.искл.прав, если в дог.не предусмотрено иное. Если в дог.отсутствуют условия о сроке и порядке предост.отчетов, то счит., что они д.б. предст.по требованию лицензиара. 2)в теч.срока действ.дог.лицензиар обязан воздерж.от действий, кот.м.затруднить осущ.тех прав, кот.по договору предост.лицензиату. 3)использ-е искл.пр.способом, не предусм.в дог., по ист.срока действия дог.влечет ответственность.

Ст.1238. Сублицензионный договор 1.При письменном согласии лицензиара лицензиат может по договору предоставить право использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации другому лицу (сублицензионный договор). 2. По сублицензионному договору сублицензиату могут быть предоставлены права использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации только в пределах тех прав и тех способов использования, которые предусмотрены лицензионным договором для лицензиата. 3. Передать права м.только в пределах того срока, по кот.лицен-т сам получил пр. 4. Ответственность перед лицензиаром за действия сублицензиата несет лицензиат, если лицензионным договором не предусмотрено иное.

Ст. 1288. Договор заказа. По договору авторского заказа одна сторона (автор) обязуется по заказу другой стороны (заказчика) создать обусловленное договором произведение науки, литературы или искусства на материальном носителе или в иной форме.Материальный носитель произведения передается заказчику в собственность, если соглашением сторон не предусмотрена его передача заказчику во временное пользование. Договор авторского заказа является возмездным, если соглашением сторон не предусмотрено иное. 2. Договором авторского заказа может быть предусмотрено отчуждение заказчику исключительного права на произведение, или предоставление заказчику права использования в установленных договором пределах. В дог.заказа реч идет о заказе ФЛ, а не изд-ву(не путать с муниц.заказом). Обязат.выплата аванса.Д.б. четко пропис.сумма, сроки выплаты, условия возврата.Нужно точно установить, каким треб.должно отвечать пр-е, в каком виде д.б. сдано, в какой срок и каков будет порядок приема. Нужно пропис., что заказанное пр-е при соотв.треб.будет принято-> закл.лиц.дог. Лиц.дог.закл.только на имеющ.пр-е.

Особенности исп.дог.заказа: 1)обяз.д.б.предусм.срок передачи заказ.пр-я заказчику(если нет-дог.не заключ.); 2)когда срок исполнения наступил, автору при наличии уважительных причин, для заверш.созд.пр-я предост.доп.льготный срок продлж.в ¼ часть срока, если не предусмотр.более длительный срок. Сроки истекли-заказчик в одностороннем порядке договор расторгает, имеет пр.на возврат аванса. Конкр.срок-(более позднее исп-е не имеет смысла). В дог.-этапы вып-я заказа; срок сорван-отказ от договора. М.б. возложена обяз.возместить убытки.ФЛ позиции м.оспорить.

Договор подряда. Ст.1288.- одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.

 

21. Права автора: личные неимущественные и исключительно имущественные.

Личные неимущественные права автора тесно связаны с его личностью и, как правило, не способны по самой своей природе переходить к другим лицам, личные неимущественные права принадлежат автору независимо от его имущественных прав и сохраняются за ним в случае уступки исключительных прав на использование произведения. Личные неимущественные права не входят в состав наследства. Особ: нематериальны-нельзя продать, не отчуждаемы от личности, не м.б.оценены, поставлены на бух.баланс. Охран.бессрочно: отказ от прав ничтожен.

1. Право авторства – право создателя произведения признаваться автором произведения, т. е. юридически обеспеченная возможность лица считаться автором произведения и соответствующая возможность требовать признания данного факта от других лиц.

2. Право автора на имя – право использовать или разрешать использование произведения под своим именем, под вымышленным именем (псевдонимом) или без указания имени, то есть анонимно. Право авторства и право на имя неотчуждаемы и непередаваемы. Отказ от этих прав ничтожен.

3. Право на неприкосновенность произведения заключается в запрете без согласия автора вносить в его произведение изменения, сокращения и дополнения, снабжать произведение при его использовании иллюстрациями, предисловием, послесловием, комментариями или какими бы то ни было пояснениями. После смерти охрана осуществляется лицом, указанным автором, наследниками автора, их правопреемниками и другими заинтересованными лицами.

4. Право на обнародование произведения – это право осуществить действие или дать согласие на осуществление действия, которое впервые делает произведение доступным для всеобщего сведения путем его опубликования, публичного показа, публичного исполнения, сообщения в эфир или по кабелю либо любым другим способом. Данное право всегда реализуется с каким-либо иным правом автора: правом на публичный показ, публичное исполнение, опубликование и т. п. Единственное из всех личных неимущественных прав, которое может переходить к наследникам автора.

5. Право на опубликование (выпуск в свет) – выпуск в обращение экземпляров произведения, представляющих собой копию произведения в любой материальной форме, в количестве, достаточном для удовлетворения потребностей публики. Данное право относится к неимущественным, хотя достаточно близко связано с имущественными правами и реализуется вместе с ними (правом на воспроизведение, распространение произведения).

6. Право на отзыв – это право автора отказаться от ранее принятого решения об обнародовании произведения при условии возмещения лицу, которому отчуждено исключительное право на произведение или предоставлено право использования произведения, причиненных таким решением убытков. Если произведение уже обнародовано, автор также обязан публично оповестить о его отзыве. При этом автор вправе изъять из обращения ранее выпущенные экземпляры произведения, возместив причиненные этим убытки. Право на отзыв не применяется в отношении программ для ЭВМ, служебных произведений и произведений, вошедших в сложный объект.

Имущественными являются права автора на использование произведения (или работодателя - на служебное произведение) в любой форме и любым способом. Исключительные права называются имущественными потому, что независимо от того, кто получает вознаграждение, доход или прибыль, использование произведения всегда приносит определенные имущественные выгоды. Одно лишь обнародование произведения таких выгод не порождает.Особенности: материальны(м.оценить), отчуждаемы, срочный характер(70 лет после смерти). Правообладатель м.исп.права любым законным способом/разрешать др.лицам. Использование-воспроизведение, распространение, публикование, показ, импорт, прокат, публичное исполнение, сообщ. В эфир, перевод, переработка, практич.реализация проекта, доведение до всеобщ.сведения(интернет). Вне завис.от прибыли. Исключ.права м.переходить к др. лицам по закону или договору. По договору м. перед.как все права, так и их часть, как на весь срок действия авт.прав, так и на конкр.срок.

1. Право на воспроизведение означает возможность изготовления одного и более экземпляров произведения или его части в любой материальной форме, в том числе в форме звуко- и видеозаписи. Воспр.в личных целях вреда автору не несет, если доступ третьих лиц к экз.не допущен и если не извлек.выгода.

2. Право на распространение –введение в гражд.оборот опр.числа копий//экз.пр-ий(купля продажа, мена, дарение). Формально пр.на распр.кол-вом экз.не ограничено. Это пр.отн.к экз.пр-й на мат.носителе(если неполн-не распр.). Принчип исчерпания прав-если экз.правомерно опубл.пр- введены в гр.оборот посредством их продажи, то допускаетс их дальнейшее распр.без согл.автора и без выплаты ему авт.вознаргаждения. Данный принцип имеет территор.характер, т.е.е распр тиража на терр одной страны м.б. законно, на терр.др.-незаконно.

3. Право на импорт выражается в возможности импортировать, т.е. ввозить из-за границы, экземпляры произведения в целях их распространения. Установление такого права обусловлено, в частности, тем, что отдельные произведения (прежде всего литературные и некоторые аудиовизуальные) воспроизводятся за рубежом на более совершенной технической (в том числе полиграфической) базе.

Возникло, т.к. в разн.странах авт. пр. закон-во разное. До прис-я СССр к всемирн.конв.пр.ин.авт.в СССР не охр. и наоброт.

4. Право на публичный показ - это возможность демонстрации оригинала или экземпляра (копии) произведения непосредственно или на экране с помощью пленки, диапозитива, телевизионного кадра или иных технических средств в месте, открытом для свободного посещения (картинная галерея и т.п.), или в месте, где присутствует неопределенный круг лиц. Публично показываются прежде всего произведения живописи, скульптуры, графики.

5. Право на публичное исполнение -звуковое исполнение музыки, песни или декламацию стихов в общедоступном месте или в месте нахождения неопределенного круга лиц: в киноконцертном зале, филармонии, консерватории или на эстраде.

6. Право на передачу в эфир означает любую возможность сообщения произведения (включая его показ, исполнение или передачу в эфир) для всеобщего сведения путем передачи в эфир и (или) последующей передачи в эфир. Разновидностью передачи в эфир является передача произведения в эфир через спутник, т.е. любое устройство, находящееся во внеземном пространстве, способное передавать сигналы.

7. Право на сообщение произведения для всеобщего сведения по кабелю (интернет) - самостоятельное имущественное право, отличное от права на передачу в эфир. Имеется в виду возможность сообщать (в том числе показывать, исполнять, передавать в эфир) по кабелю (т.е. для абонентов, имеющих специальные приставки к своим радио- или телеприемникам), проводам или с помощью иных аналогичных средств.

8. Право на прокат -пр.автора разреш/запрещ.прокат аудивизуальн пр-, фоногр.)

9. Право на перевод - автор литературного произведения может сам менять его языковую форму или разрешать делать это другим (переводчикам). Перевод-возможность автора самому переводить и использ.перевод своего пр-я, а также право автора давать разрешение на его епрево и спольз-е его др.лицам. Переводчик не вправе вносить в перевод к-л изменения, не обусл.целью перевода(изм.сюжет, сократить). Автор в рамках своего права на защиту пр-я от искажений может запретить использ-е своего пр-я в том или ином переводе, поэтому если заказ.перевод, то желательно согласие переводчика с автором, илбо предост.перевод автору и получить его согл. Перевод будет явл-ся объектом авт.пр.при усл.что имеет литер.хар-р(результ.творческ.труда). Если перевод чисто технический-не явл-ся объектом автр.прав.

10. Право на переработку – сокращение V, адаптация, аранжировку или иную переработку произведения, например создание из повествовательного произведения драматического или наоборот. Право на перевод и переработку иногда именуется обобщенно правом на изменение формы произведения. Если имеет ТВ.хар-р, при условии собл.всех прав автора пр-я, автор переработки получ.на нее все права.

11. Право на доведение до всеобщего сведения - это возможность сообщать произведение таким образом, при котором любое лицо может иметь доступ к нему в интерактивном режиме из любого места и в любое время по своему выбору.

12.Право следования и право доступа (cn/1292, 1293), если речь идет о пр-и изобр.искусства, скульптуры, когда оригинал сам по сеье имеет ценность. Автор пр-я вправе требовать от собственника оригинала предоставить ему возможность воспр.своего пр-я(пр.доступа). Нельзя требовать доставки пр-я автору. Пр.следования-когда ватор продал картину, пок-ль в каждом послед.случае публичной перепродажи пр-я (ч-з салон, галерею, аукцион) по цене превыш. Предыд. Не менее чем на 20% д.выплатить авт 5% от перепрод.цены. Пр.следования переходит только к наследникам автора по закону на срок действия авт.пр. М. касс.автографов.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.