Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 3. Познавательные процессы






СЕНСОРНО-ПЕРЦЕПТИВНЫЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ: ОЩУЩЕНИЯ, ВОСПРИЯТИЕ

Упражнение 1.Назначение: развитие осязания.

 

Инструкция: обучаемый становится лицом к аудитории, надевает маску, вытягивает руки в сторону ладонью вниз. На первом этапе преподаватель показывает предмет так, чтобы его видели все, кроме испытуемого. Затем преподаватель кладёт предмет на тыльную сторону руки испытуемого и просит его дать характеристику этого предмета. После чего предмет осторожно снимают. Аналогичным путём осуществляется идентификация и других предметов. При этом ответы испытуемого могут заносится в протокол.

На втором этапе эксперимент проводится также, как и на первом, с той лишь разницей, что предметы кладут на ладонь.

На третьем этапе испытуемому поочерёдно предлагают ощупать каждый из исследуемых предметов, лежащих на ладони. (В качестве предметов могут использоваться резинка, мел, вата, скрепка, ключ, кольцо и др.).

2.ИНТЕГРАТИВНЫЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ: ПАМЯТЬ, ПРЕДСТАВЛЕНИЕ, ВНИМАНИЕ И ВООБРАЖЕНИЕ

Сравнительное исследование непосредственного и опосредованного запоминания отвлеченных понятий

Цель исследования: установить роль системы вспомогательных пиктографических знаков в расширении объема памяти.

 

Материал и оборудование: наборы слов, тестовый бланк для пиктограмм размером в стандартный лист, разделенный на 20 клеточек, протокол исследования, бумага, карандаши или ручки для записи и рисования, секундомер.

 

Процедура исследования

 

Исследование состоит из двух опытов, которые проводятся с одним испытуемым..

Опыт №1

 

Задача первого опыта: определить объем памяти испытуемого на отвлеченные понятия классическим методом удержания членов ряда.

 

Материалом для запоминания служат 20 отвлеченных понятий равного объема. Экспериментатор четко читает в ходе опыта слова-понятия, делая между каждым из них короткую паузу в 10-12 с. По прочтении всех 20 слов пауза длится 5 м., после которой испытуемому в письменном виде предлагается в протоколе записать запомнившиеся слова, по возможности сохраняя их порядок:

 

Инструкция испытуемому. " Я прочту вам 20 слов. Слушайте меня внимательно и запоминайте их. Когда я скажу " Пишите! ", запишите в протоколе те слова, которые Вы запомнили, сохраняя по возможности порядок их предъявления. Если все понятно, приготовьтесь слушать и запоминать".

 

Слова для запоминания в первом опыте:

1. Санкция

8. Уверенность

15. Законность

 

2. Фантазия

9. Терпение

16. Одиночество

 

3. Надстройка

10. Понятие

17. Узнавание

 

4. Обобщение

11. Отречение

18. Способность

 

5. Вероятность

12. Мышление

19. Индукция

 

б. Эстетика

13. Пространство

20. Сочинение

 

7. Интуиция

14. Созидание

После опыта записывается в протокол словесный отчет испытуемого о способе, который он использовал для запоминания слов и наблюдения экспериментатора.

 

Опыт №2

 

Задача второго опыта: определить объем памяти испытуемого на отвлеченные понятия при удержании членов ряда методом пиктограмм.

 

Второй опыт проводится не раньше, чем через 30 мин после окончания первого. Экспериментальным материалом. так же как и в первом опыте, служат отвлеченные понятия, того же количества и объема.

 

В этом опыте испытуемому дают тестовый бланк для зарисовок в его клеточках предложенных на запоминание понятий. В этих же клеточках он может потом вспомнившиеся понятия воспроизвести. Читать понятия экспериментатор должен четко, делая паузу между каждым словом для зарисовки не более 10-12 с. По прочтении всех 20 понятий пауза длится 5 мин. Затем, по сигналу: " Пишите! " испытуемый воспроизводит запомнившиеся понятия, а затем дает отчет о том, как он их связывал с рисунками.

 

Бланк для зарисовок, представляющий собой стандартный лист бумаги, разделенный на 20 пронумерованных в левом верхнем углу клеточек, дают испытуемому перед инструкцией.

 

Инструкция испытуемому: " Я буду читать Вам 20 слов. Это – отвлеченные понятия. Слушайте их внимательно и, чтобы лучше запомнить, зарисуйте каждое в соответствующей клеточке предложенного Вам бланка. Качество рисунков значения не имеет, но писать слова, буквы и цифры в клеточках не разрешается. Когда будут прочитаны и зарисованы все 20 слов, переверните лист бланка, чтобы не видеть свои рисунки. После паузы, я скажу: " Пишите! ". Тогда Вы переверните бланк на лицевую сторону и в каждой клеточке запишите те понятия, которые в соответствии с рисунком запомнили. Все ли Вам понятно? Если да, то приготовьтесь слушать, рисовать и запоминать! "

 

Слова для запоминания во втором опыте:

1. Эрудиция

8. Авантюризм

15. Невежество

 

2. Восприятие

9. Равнодушие

16. Отношение

 

3. Базис

10. Раздумие

17. Ликование

 

4. Абстракция

11. Призвание

18. Склонность

 

5. Возможность

12. Ощущение

19. Аналогия

 

6. Этика

13. Отражение

20. Суждение

 

7. Констатация

14. Разрушение

 

Обработка результатов

 

Показателем объема памяти на отвлеченные понятия является количество правильно воспроизведенных в каждом опыте слов. Поскольку ошибочно воспроизведенные слова используются для анализа процесса опосредованного запоминания, то и правильно воспроизведенные слова и показатели ошибочно воспроизведенных заносятся в сводную таблицу:

Слова, воспроизведенные

Опыт 1

Опыт 2

 

правильно

неправильно

 

Анализ результатов

 

Сопоставляя результаты обоих опытов по количественным и качественным показателям и словесным отчетам нужно установить различия в непосредственном и опосредованном запоминании. В ходе их анализа важно показать целесообразность зарисовок как средств для запоминания.

 

В обсуждении результатов желательно проследить xарактер связи запомнившегося с содержанием зарисовок, особенно если воспроизведение было успешным. Использование зарисовок, то есть пиктограмм, для запоминания абстрактного материала возможно при развитом мышлении испытуемого. Можно выделить в этой связи типологию зарисовок. Люди с преобладающим их абстрактным мышлением чаще рисуют в клеточках символы, например, волнистые линии, наборы точек, математические знаки и тому подобное. Те, у кого преобладает образное мышлени предпочитают рисовать нечто конкретное: цветы, деревья, антропоморфизированные объекты и др.

 

Если в обоих опытах данного исследования приняла участие группа испытуемых, то можно сравнить рисунки испытуемых и выяснить, в каких случаях и какие именно рисунки благоприятствовали запоминанию, а характер каких из них приводил к ошибочным воспроизведениям. В том случае, когда испытуемые участвовали еще и в исследовании 8, появляется основа для обобщений и выводов относительно значения вспомогательных средств, то есть смысловых связей и рисунков для удержания и воспроизведения слов.

 

 

изображать некие абстракции или геометрические фигуры. В отличие от них лица с гуманитарной направленностью любят сюжеты, связанные с человеческой деятельностью, рисуют людей, их лица или антропоморфные предметы.

 

При обсуждении результатов тестирования и составлении рекомендаций необходимо установить условия, способствующие преодолению стереотипности, развитию творчества и наметить задачи для тренировки гибкости процесса воображения.

 

3.ВЫСШИЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ: МЫШЛЕНИЕ, ИНТЕЛЛЕКТ И РЕЧЬ

 

МЫШЛЕНИЕ

 

Мышление - это процесс познавательной деятельности индивида, позволяющий обобщенно и опосредованно отражать окружающую действительность, устанавливать связи и отношения между предметами и явлениями.

 

Функции мышления

-Установление всеобщих взаимосвязей.

-Понимание сущности конкретного явления как разновидности определенного класса явлений.

-Обобщение свойств однородной группы явлений и др.

Особенности мышления как психического познавательного процесса:

-Мышление человека связано с практической деятельностью человека, с его потребностями, целями и задачами, направленными на преобразование

 

-Мышление носит опосредованный характер. Устанавливая связи между предметами и явлениями окружающего мира, человек опирается не только на непосредственные ощущения и восприятие, но и на свою память, свой прошлый опыт, знания и умения.

 

-Мышление основывается на общих законах развития природы и общества, в которых отражены наиболее существен​ ные связи и отношения между предметами и явлениями объективной реальности.

 

-Мышление находиться в неразрывном единстве с речью. Оно есть отражение связей и отношений между предметами в словесной форме.

 

-Мышление позволяет человеку отражать связи между предметами и явлениями в отвлеченном и обобщенном виде, как имеющие общее значение для всех сходных явлений данного класса.

 

Операции мышления:

 

1. Анализ - мысленное разложение сложного объекта, явления, ситуации на составляющие части, элементы, стороны.

 

2. Синтез - мысленное соотнесение частей, сто​ рон, элементов и действий в единое целое.

 

3 Обобщение - мысленное соотнесение и выделение общего в двух или нескольких различных предметах, явления, ситуациях.

 

4. Сравнение - мысленное соотнесение каких-либо объектов и выделение в них общего или различного.

 

5. Абстрагирование - отвлечение существенных признаков предметов и явлений от несущественных.

 

Формы мышления:

 

1. Понятие - это отражение в сознании человека общих и существенных свойств, предметов или явлений. Понятия формируются в процессе исторического развития человеческого общества. Вместе с тем уже готовые, выработанные понятия усваиваются человеком в процессе индивидуального развития. Усвоить понятие - осознать его содержание и уметь использовать в познавательной и практической деятельности.

2. Суждение - это форма мышления, в которой утверждаются или отрицаются какие-либо отношения между предметами или явлениями.

3 Умозаключение - это выделение из двух или нескольких суждений нового суждения.

4 Аналогия - это такое умозаключение, в котором вывод делается на основании частичного сходства между предметами без достаточного рассмотрения всех условий.

 

Способы мышления:

 

-Индукция - способ мышления, при котором умозак​ лючение движется от единичного к общему выводу.

-Дедукция - способ мышления, осуществляемый от общего вывода к частному.

 

Виды мышления:

Мышление человека включает в себя не только операции, способы и формы, но и протекает на различных уровнях. Это виды мышления.

 

1. По степени развернутости разделяют:

 

-Дискурсивное мышление - поэтапно развернутый процесс.

-Интуитивное - характеризуется быстротой протекания, отсутствием четко выраженных этапов, минимальной осознанностью, мышление на основе непосред​ ственных чувственных восприятий.

 

2. С точки зрения новизны и оригинальности решаемых задач выделяют:

 

-Творческое мышление (продуктивное) - направленное на создание новых идей или усовершенствование чего-либо старого.

-Репродуктивное мышление (воспроизводящее) - применение готовых знаний и умений.

 

3. По характеру решаемых задач разделяют:

-Теоретическое мышление - направленное на от​ крытие законов, свойств объектов;

 

-Практическое мышление - связано с постановкой целей, выработкой плана, нахождением оптимальных спо​ собов действий.

 

4. В зависимости от содержания решаемых задач вы​ деляют:

-Предметно-действенное - это мышление, вклю​ ченное в деятельность, реальное преобразование ситуа​ ции.

 

-Наглядно-образное мышление - связано с представ​ лением того, что человек воспринимал раньше, с оперирова​ нием образами. В отличие от предметно - действенного при наглядно-образном мышлении ситуация преобразуется лишь в плане образа.

-Словесно-логическое мышление - оно совершает​ ся на основе отвлеченных понятий и при помощи логичес​ ких операций.

 

Качества мышления (ума).

 

-Широта - умение охватить широкий круг вопросов, твор​ чески мыслить в различных областях знания и практики.

-Конкретность - способность охватить не только весь вопрос целиком, но и умение не упустить существенные частные моменты.

-Глубина - умение вникать в суть вопроса, проблемы, видеть основу фактов, понимать смысл происходящего.

-Самостоятельность - возможность самому увидеть вопрос, требующий решения и умение найти ответ на него собственными силами.

-Критичность - умение не поддаваться влиянию чужих мыслей, строго и правильно их оценивать и находить в них ошибки.

-Гибкость - способность изменить намеченные реше​ ния или способ решения, если они оказались неправильными, умение подойти с новой точки зрения к предмету размышления.

-Последовательность - умение соблюдать логический порядок в рассмотрении вопроса, логическую обоснованность рассуждений.

-Быстрота - принятие обоснованного решения и его реализация в условиях дефицита времени.

 

Этапы решения мыслительных задач.

Осознание проблемной ситуации.

Постановка задачи.

Ограничение зоны поиска.

Построение гипотезы.

Проверка гипотезы.

Оценка действий и результатов.

 

РЕЧЬ

 

Речь - это процесс практического применения языка в целях общения с другими людьми. Язык - это строго нормализованная система средств общения (символы, знаки и т.д.). По своему значению речь носит полифункциональный характер, являясь не только головного мозга в результате воздействия на человека предметов и явлений действительно​ сти и слов, которыми эти предметы и явления обозначены. Слова, являясь особым видом раздражителей (вторая сигнальная система), воспринимаются от других людей, когда те произносят их во время действия на нас предметов, к которым эти сло​ ва относятся. В силу многократного сочетания определенных слов с восприятием определенных предметов у человека образуется связь между теми и другими. Таким путем слово приобретает определенное смысловое значение, становится обозначением определенных предметов и явлений действительности. Именно поэтому любые предметы и явления могут вызывать затем у человека определенные речевые реакции.

 

Функции речи:

-Обозначения - реализуется в способности человека посредством речи давать предметам и явлениям присущие только им названия.

-Выражения - состоит в возможности человека с помощью речи полнее передавать свои переживания и отношения к информации и собеседнику.

-Воздействия - заключается в способности человека посредством речи побуждать людей к определенным действиям и поступкам.

-Сообщения - состоит в обмене мыслями между людьми посредством слов и фраз.

 

Свойства речи:

Содержательность - характеризуется количеством выраженных в речи мыслей, чувств и стремлений, а также их значительностью и соответствием реальности.

Понятность - определяется синтаксически правильным построением предложений, применением пауз и выделением слов с помощью логических ударений.

Выразительность - характеризуется эмоциональной насыщенностью речи, ее энергичность.

Воздейственность - определяется возможностью ее влияния поведение, мысли, чувства и волю других людей.

Виды речи:

1. Внутренняя

2. Внешняя

- устная – монолог, диалог

- письменная

 

Внутренняя речь - не выполняет функцию общения, а обслуживающая процесс мышления конкретного человека. Внутренняя речь направлена на себя, носит сокращенный свернутый характер.

Устная речь - включена в общение между людьми посредством произношения слов вслух с одной стороны и восприятие их на слух с другой стороны. Протекает в меняющихся условиях, отличается сокращенным количеством слов и простой грамматической конструкцией.

Письменная речь - осуществляется с помощью письменных знаков. Общение опосредовано текстом. В отличие от устной речи, письменная более содержательна и концентрирована, имеет четкий замысел и сложную грамматическую конструкцию.

Монолог - речь одного человека в течение длительного времени, излагающего свои мысли. Это развернутая, подготовленная и завершенная речь, которая имеет композицию и строгую логику. Требует тщательного отбора слов и оборотов.

Диалог - разговор, в котором активно участвуют не менее двух собеседников. Эта речь поддерживается взаимными репликами и не полностью развернутая. Часто эта речь возникает как ответ на вопрос, не требует специальной подготовки.

 

Мышление - процесс познавательной деятельности человека, характеризую​ щийся обобщенным и опосредованным отражением действительности1.

Индивидуальные особенности мышления выражаются в его видах и качествах. Человек может мыслить с разной степенью обобщенности, в большей степени опираться в процессе мышления на восприятие, представления, понятия. В зави​ симости от этого различают следующие виды мышления: предметно-действенное (предполагающее опору на конкретное действие с предметом), наглядно-образное (опирающееся на восприятие или представление, образы), словесно-абстрактное (осуществляемое понятиями, лишенное непосредственной наглядности).

У каждого человека в определенной мере развиты все три вида мышления, но какой-то из них может преобладать.

Различия в мыслительной деятельности людей проявляются также в разнооб​ разных качествах мышления. Наиболее существенный из них - самостоятельность к гибкость мысли, широта, глубина, быстрота и критичность ума.

Процесс мышления можно рассматривать как оперирование понятиями, име​ ющими словесное выражение, на основе которых проводятся мыслительные опе​ рации: анализ, синтез, сравнение, абстракция, обобщение и конкретизация.

Анализ заключается в разложении целого на составные части, то есть мыслен​ ное выделение элементов, свойств, признаков данного предмета или явления.

Синтез - операция, обратная анализу. Синтез - это восстановление расчле​ ненного в целое на основе вскрытых при анализе существенных связей и отноше​ ний между предметами и явлениями.

Сравнение. С помощью сравнения устанавливается общность или различие между предметами или явлениями, их свойства и качественные особенности.

Абстракция - мысленное отвлечение от тех или иных сторон, свойств или связей предмета с целью выделения существенных и закономерных признаков.

Обобщение - объединение различных предметов, мыслей или явлений на основе общего признака.

Конкретизация - выделение и детальное рассмотрение определенных сторон предмета или явления.

 

Основные психические процессы. Познавательные процессы.

 

Ощущение. Понятие ощущения как процесса первичной обработки информации на уровне отдельных свойств предметов и явлений. Виды и основные закономерности ощущений. Пороги ощущений и чувствительность анализаторов. Адаптация анализаторов. Чувствительность различных анализаторов. Изменчивость порогов. Взаимодействие ощущений. Взаимодействие и развитие ощущений. Влияние профессиональной деятельности человека на изменение порогов ощущений.

Восприятие. Понятие о восприятии. Отличие восприятия от ощущения. Виды восприятия. Основные свойства восприятия. Избирательность восприятия, его зависимость от личности. Развитие процесса восприятия.

 

Интегративные психические познавательные процессы.

 

Понятие о памяти. Виды памяти: образная, словесно-логическая, двигательная, эмоциональная, произвольная и непроизвольная, кратковременная, оперативная и долговременная, механическая и логическая. Процессы памяти: запоминание, сохранение, воспроизведение, узнавание и забывание. Качества памяти. Индивидуальные различия в объеме кратковременной памяти. Развитие памяти. Мнемические процессы.

Представление. Представление как вторичный обобщенный образ, как звено перехода от конкретного к абстрактному, от ощущения к мышлению. Отличие представлений от восприятий. Свойства представлений.

Внимание. Внимание как направленность и сосредоточенность сознания на каком-либо объекте. Классификация видов внимания. Основные свойства внимания: сосредоточенность, концентрация, устойчивость, объем, распределение внимания. Индивидуальные особенности внимания. Внимание и рассеянность. Внимательность и интерес. Причины неустойчивости внимания.

Воображение. Воображение как психический процесс создания в сознании новых образов. Психологические механизмы воображения. Виды воображения. Развитие воображения.

Мышление как обобщение и опосредованное познание объективное реальности. Мышление как процесс активного, творческого познания и преобразования действительности. Мыслительные операции.

Практическое занятие. Формы и виды мышления. Мышление как деятельность. Мышление и интеллект. Качества мышления. Речь и язык. Виды и функции речи. Творчество.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.