Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методика совершенствования педагогического мастерства руководителя.






 

Для успешной деятельности руководителя по обучению и воспитанию подчиненных не достаточно одних только психолого-педагогических знаний и определенного служебного опыта. Нужно нечто большее, а именно – качественно новый этап педагогического развития, каковым является педагогическая культура руководителя.

В ходе лекции на основе изучения требований руководящих документов, практического опыта, литературных источников будет раскрыто содержание основных компонентов этого сложного и многогранного явления.

СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ РУКОВОДИТЕЛЯ.

Педагогическая культура руководителя – это сложное социально-психологическое образование, приобретенная система взаимообусловленных знаний, навыков и умений, способов мышления, эмоциональных средств выразительности, которая во взаимосвязи с высокоразвитыми личностными качествами офицера позволяет успешно решать учебно-воспитательные задачи.

Педагогическая культура представляет собой определенную степень овладения руководителем педагогическим опытом, степень совершенства его учебной, воспитательной деятельности, достигнутый уровень развития личности руководителя как педагога.

Конструктивная деятельность руководителя включает проектировку:

1. содержание будущей деятельности (учебных занятий, учений, воспитательных мероприятий)

2. системы и последовательности собственных действий (что, как и в какой последовательности должен делать педагог)

3. системы и последовательности действий подчинённых (коллектива в целом, отдельных групп в нём и конкретных сотрудников в зависимости от их особенностей).

на практике. Хотя у мастеров-педагогов знание специальности является ведущим, но успех обучения зависит и от знания психологии людей. Замечено, что незнание психологии подчиненного выступает, как правило, препятствием к овладению педагогической культурой.

Организаторская деятельность. В деятельности офицера каждое педагогическое действие носит организаторский характер. Однако качество конструктивной и проектировочной деятельности может быть более высоким, чем организаторской. Бывает и наоборот, педагога выручают организаторские навыки и умения, находчивость. И недостаточно продуманное занятие или мероприятия проходят удовлетворительно.

Организаторская деятельность руководителя имеет три аспекта:

1) организация своей деятельности (рассказа, беседы, показа)

2) организация своего поведения (педагогические действия в реальных условиях деятельности)

Успех организаторской деятельности зависит от того, как педагог умеет сочетать эти аспекты.

Во взаимоотношениях отдельных сотрудников и целых коллективов с руководителем, как правило, образуется стереотип - положительный или отрицательный, - подчинённые воспринимают или только положительную, или только отрицательную сторону в личности руководителя, в его требованиях к себе.

Между умением устанавливать взаимоотношения с подчинёнными и уровнем педагогической культуры просматривается глубокая зависимость.

Каждая из областей педагогической деятельности сложна и в свою очередь имеет определенную структуру: одни компоненты в ней являются ведущими, другие составляют фон. Каждый из аспектов деятельности связан с другими, требует от военного педагога большего или меньшего внимания и напряжения в зависимости от уровня подготовленности и мастерства. Структура деятельности педагога динамична. Она изменяется по мере овладения мастерством, формирования педагогических способностей и ростом педагогического стажа. Наиболее интенсивные изменения происходят с ростом педагогической культуры

В структурном плане педагогическая культура представляет собой синтез психолого-педагогических убеждений и мастерства, общего развития и профессиональных качеств, этики и системы многогранных отношений, стиля деятельности и поведения.

Фундаментом педагогической культуры является мировоззрение - сплав знаний, убеждений и практического действия. Так как мировоззрение человека определяет: его помыслы и чувства, нравственные качества и гражданскую ответственность за результаты своего труда.

Педагогическая культура является проявлением общей культуры в условиях педагогического процесса.

Основными структурными компонентами педагогической культуры являются:

* мастерство учителя;

* мастерство воспитателя;

* система личностных качеств;

Мастерство учителя (методиста) состоит:

- в знании целей и задач обучения подчиненных;

- во всестороннем знании профессионального дела и содержания учебных предметов;

- в знании дидактических принципов и методов;

- во владении методикой обучения конкретной учебной дисциплиной;

- в знании сущностей и особенностей:

- служебно-педагогического процесса;

- психологии обучения;

- психологических закономерностей подготовки сотрудников и коллективов.

- в наличии необходимых навыков и умений: передавать знания; организовать формирование навыков и умений; использовать ТСО; поддерживать контакт с аудиторией; владеть различными элементами педагогической техники и др.

Мастерство руководителя - это совокупность:

- простых и сложных навыков, умений, сформированных на основе психолого-педагогических знаний;

- положительных мотивов;

- воспитанных чувств и воли, приобретённых как в процессе практической деятельности и общения руководителя с людьми, так и путём целенаправленного воспитания.

а) идейно-нравственные - ответственность, принципиальность, товарищество и т.д.;

б) профессиональная компетентность;

в) морально-профессиональные - целеустремленность, решительность, настойчивость, дисциплинированность, трудолюбие, стойкость, самообладание, честность, скромность, мужество, любовь к своей профессии и др.

г) организаторские - плановость в работе, распорядительность, умение осуществлять контроль и учет своей работы и работы подчиненных и т.д.;

д) специфические качества педагога - педагогическая наблюдательность. воображение и мышление, качества речи, педагогическая требовательность и такт и др.

2. Педагогическое воображение:

- умение мысленно представить внутренний мир, психическое состояние подчиненных;

- умение правильно, ясно и живо представить возможные факторы, влияющие на поведение воина и на его отношение к окружающей действительности;

- умение предвидеть важнейшие варианты вероятного поведения подчиненных в той или иной ситуации, под воздействием того или иного фактора (слова, действия, приема, примера);

- умение представить и спланировать основные мероприятия, действия по обучению, воспитанию или перевоспитанию различных категорий подчинены.

Педагогическое воображение характеризуется широтой, содержательностью и реальностью. Преувеличение или преуменьшение представлений о человеке приводит к ошибочным действием, высказываниям и к отрицательной реакции подчиненных.

3. Педагогическое мышление:

- умение быстро анализировать своё поведение и поведение воинов, их отношение к службе, к командиру, выделять основные элементы и приз наки в поведении каждого подчинённого и коллектива в целом;

- умение синтезировать, мысленно устанавливать связи, объединять отдельные моменты в своей деятельности и деятельности подчиненных в их отношении к учебному процессу, к окружающему;

- умение абстрагироваться от случайного в поведении подчиненных или обобщать, объединять факты, моменты в их поведении, в отношении к служебной деятельности;

- умение осуществлять конструктивную, организаторскую, коммуникативную, проектировочную и гностическую деятельность, мгновенно принимать решения и находить эффективные пути для их осуществления;

- умение делать правильные выводы из своей деятельности и давать объективную оценку действиям и знаниям подчинённых.

4. Педагогическая культура речи руководителей. В зависимости от содержания, выразительности и форм речи она оказывает положительное или отрицательное влияние на сознание, чувства и волю подчиненных. Для педагога-мастера характерны следующие качества речи:

1. высокая культура, содержательность и гармоничная развитость во всех её видах (командной, пропагандистской, речь общения);

2. высокая моральное отношение к слову - верность данному обещанию, ответственность высказываний и поступков;

3. владение эмоционально-выразительными средствами речи, что в педагогике относя к элементам педагогической техники (интонация, темп, выразительность, тембр, мимика, жестикуляция).

Высокая культура речи руководителя, её выразительность и содержательность помогают более доходчиво убедить, доказать, разъяснить, делают возможным глубже влиять на сознание и эмоционально-волевое состояние подчиненных.

5. Педагогическая требовательность. Она проявляется в отношениях офицера к подчиненным, к самому себе, к людям. Это внутреннее свойство личности и выражение уровня развития педагогического мастерства командира. Наибольшей эффективности требовательность достигает при определенных педагогических условиях:

- требовательность должна основываться на глубоком знании своего дела и своих подчиненных;

- исходить из личных интересов, из интересов дела, общества, коллектива;

 

- требовательность должна быть постоянной, не от случая к случаю, и распространяться на всех подчинённых в равной степени;

- она должна быть справедливой, учитывать разумные интересы коллектива и каждой личности;

- требовательность к подчиненным должна сочетаться с требовательностью к самому себе;

- она должна сочетаться с заботой о подчиненных и уважением их личного достоинства;

- по форме предъявления она должна быть тактичной, несовместимой с грубостью.

6. Педагогический такт. В нем выражается высоко-моральное отношение офицера к подчиненным и окружающим его людям, искреннее уважение их, умение владеть собой и соблюдать меру в применении педагогических воздействий.

 

Существенными признаками педагогического такта являются:

* требовательность без грубости и мелочной придирчивости;

* естественность, простота общения, не допускающая фамильярности и панибратства;

* принципиальность и настойчивость без упрямства;

* внимательность и чуткость к подчиненным без подчеркивания этого;

* юмор и ирония без насмешливости, унижающего человека;

* воздействие в форме требований, внушений, предупреждений и предложений без подавления и унижения личности подчиненного;

* умения выражать распоряжения, указания и даже просьбы без подчеркивания своего превосходства, без упрашивания и высокомерия;

* умение слушать собеседников, не выражая безразличия и превосходства;

* серьёзность подхода к ответу подчиненного независимо от его правильности и грамотности.

По своей внутренней структуре педагогический такт представляет собой совокупность сложных интеллектуальных навыков и умений, сформированных на основе специфических психолого-педагогических и этических знаний, воспитанных чувств, воли, положительных мотивов поведения.

7. Педагогическая техника - это целесообразный подбор приёмов и средств педагогического воздействия, быстрота, легкость и совершенство их применения.

Педагогическая техника включает в себя:

а) навыки и умения организации учебных занятий и различных воспитательных мероприятий;

б) приемы выразительного показа руководителем своего отношения и определенных чувств к действиям подчиненных, умения пользоваться техникой речи, словом (постановка голоса, тон, стиль и культура речи, интонация, жесты, мимика и т.д.);

в) учет личностных качеств воспитанников, особенностей коллектива, создание различных педагогических ситуаций воспитательного воздействия на человека;

г) овладение техническими средствами обучения и воспитания, наглядными пособиями, умение педагогически правильно использовать в учеб но-воспитательном процессе кино, телевидение, магнитофонные записи, различные наглядные пособия,

Педагогическая культура представляет собой определенную степень овладения руководителем педагогическим опытом, степень совершенства его учебной, воспитательной деятельности, достигнутый уровень развития личности руководителя как педагога.

2.ОСНОВНЫЕ УСЛОВИЯ И ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА.

Процесс формирования и развития педагогического мастерства является длительным, сложным, внутренне противоречивым. Он обусловлен влиянием многочисленных факторов. Для каждой личности характерен определенный уровень развития каждого качества и педагогической культуры в целом. Данный уровень зависит от содержания структуры конкретной личности руководителя, от того, в системе каких ее ведущих потребностей и мотивов, жизненных условий она формировалась и складывалась. Процесс этот не стихийный, а управляемый. Осуществляется он, в первую очередь, на фоне идейно-нравственного, интеллектуального, эстетического и физического развития каждого человека.

Совершенствования личности педагога осуществляется на учениях, тренировках, при организации и решении учебно-производственных задач.

3.МЕТОДИКА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА РУКОВОДИТЕЛЯ.

Систему методов педагогического воздействия условно можно разделять на:

1. Методы и средства формирования положительных качеств, воспитание чувств, идейно-нравственных качеств;

2. Методы и средства накопления воспитательных и методических навыков и умений, опыт нравственного и волевого направления;

3. Стимулирование педагогически целенаправленного поведения преимущественно методами оценочного воздействия (поощрение и принуждение).

В основе применения перечисленных методов и средств педагогического воздействия лежит индивидуальный подход к каждому сотруднику, учет его уровня развития, педагогической подготовленности и воспитанности.

Наибольший воспитательный эффект достигается в тех случаях, когда целенаправленно используется вся система методов и средств педагогического воздействия с учетом основных условий и требований психологии и педагогики.

Многолетний опыт профессионально-педагогической деятельности в вузах показывает, что первоначальные психолого-педагогические знания, методические и воспитательные навыки, умения, профессиональные качества развиваются у студентов успешнее, если они систематически и целеустремленно формируют у себя соответствующие установки на активную педагогическую деятельность, проявляют в этом большую заинтересованность, берут на вооружение все лучшее в области педагогического общения, обучения и воспитания, чем располагает ВУЗ.

Для формирования педагогического мастерства нужны соответствующие условия, желание и стремление стать рувководителем. А.С. Макаренко считал, что настоящим хорошим педагогам можно стать только в хорошем педагогическом коллективе, где происходит взаимное обогащение опытом, доброжелательное обсуждение педагогических находок и неудач.

Вопросы для самостоятельного изучения:

Методика совершенствования педагогического мастерства в вузе.

3.2.Литература

РАЗДЕЛ I. ПСИХОЛОГИЯ

 

Основная:

1.​ Столяренко Л.Д. Психология и педагогика: учебник / Л. Д. Столяренко, С. И.

Самыгин, В. Е. Столяренко. - 2-е изд., перераб. и доп. - Ростов н/Д: Феникс, 2010. - 636 с.: граф. - (Высшее образование).

2.​ Сластенин В. А. Психология и педагогика: учебное пособие / В. А. Сластенин,

В. П. Каширин. - 7-е изд., стер. - М.: ACADEMIA, 2008. - 480 с.: ил. - (Высшее профессиональное образование)

3.​ Сластенин В. А. Психология и педагогика: учебное пособие / В. А. Сластенин,

В. П. Каширин. - 8-е изд., стер. - М.: ACADEMIA, 2010. - 480 с.: ил. - (Высшее профессиональное образование)

4.​ Петровский А. В., Ярошевский М. Г. Психология: учебник для вузов. -7-е

изд., стер., М.: ACADEMIA, 2007. - 512 с.

5.​ Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. - СПб.: Питер (Серия

«Учебник Нового века»), 2008.

Дополнительная:

1.​ Канин В. Прикладная психология: Учебник для вузов/1-е изд-е – СПб.: Питер

(Серия «Учебник нового века»), 2007.

2.​ Немов Р. С. Психология: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3-х

кн. Кн. 1: Общие основы психологии. — 2-е изд. М.: Владос, 2008.

3.​ Психология и педагогика: курс лекций по спец. 280104.65 - Пожарная

безопасность, 030501.65 - Юриспруденция, 080109.65 - Бухгалтерский учет, анализ и аудит / Д. С. Безносов [и др.]; ред. В. С. Артамонов; МЧС России. - СПб.: СПбУ ГПС МЧС России, 2008. - 388 с.

4.​ Столяренко Л. Д. Основы психологии: учебное пособие. -18-е изд. Ростов-на-

Дону: Феникс, 2007. - 671 с.

5.​ Сластенин В. А.,. Каширин В. П. Психология и педагогика: учебное пособие. -

8-е изд., стер. - М.: ACADEMIA, 2010. - 480 с.

6.​ Филатова О. Г. Социальная психология. СПб., Питер (Серия «Мастера

психологии»), 2008.

РАЗДЕЛ II. Педагогика

Основная

1. Сластенин В.А Психология и педагогика: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. М. -Издательский центр «Академия», 2008

2. Краевский В.В. Общие основы педагогики: учебное пособие / В. В. Краевский. - 2-е изд., испр. - М.: Академия, 2009. - 256 с.

3.Островский Э.В. Психология и педагогика. Издательство Вузовский учебник. 2008.

4.Реан А.А.Психология и педагогика.. Издательство Питер 2006.

5.Психология и педагогика для студентов вузов. Издательство феникс. 2008.

Дополнительная

1.​ Барабанщиков А.В., Муцынов С.С. Педагогическая культура офицера. – М.:

Воениздат, 2007.

 

2.​ Каптерев П. Ф. История русской педагогии: популярное изд./ П. Ф. Каптерев;

ред. А. А. Корольков. - СПб.: Алетейя, 2009. - 560 с.

3.​ Основы военной психологии и педагогики: Учеб. пособие. М.: Воениздат,

2008. - 366 с.

4. Психология и педагогика: курс лекций/ В.Г.Крысько. – 4-е изд., испр.- М.Изд-во Омега –Л. 2007. БВШ

5.Сластенин В. А. Общая педагогика: учебное пособие. В 2-х ч: Ч. 2/ В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; ред. В. А. Сластенин. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2010. - 256 с.

6. Психология и педагогика: курс лекций/ В.Г.Крысько. – 4-е изд., испр.- М.Изд-во Омега –Л. 2008. БВШ

7. Харламов И.Ф. Педагогика: Учебник. – 6-е изд. – Минск, 2009.

 

Учебные пособия, подготовленные и изданные авторами УМК

По курсу «Психология и педагогика»

1. Колесов В.И. Психология и педагогика / Учебно-методические рекомендации по изучению курса для студентов всех специальностей. – СПб.: «7 СТУДИЯ» Рекламно-издательская компания, 2009 – 36 с.

2. Колесов В.И. Педагогика: учебное пособие. – СПб.: «7 СТУДИЯ» Рекламно-издательская компания, 2009 – 36 с.

3. Краснова М.В., Колесов В.И. Психология управления: Теория и практика. Учебно-методическое пособие. –СПб., 2011 -148 с.

4.Колесов В.И., Краснова М.В. Психология для бакалавров. Учебно-методическое пособие. –СПб, Пушкин, 2014 -140 с.

 

3.3 Контрольные вопросы и тестовые задания по отдельным разделам дисциплины для проведения текущего контроля знаний

Список вопросов для проведения текущего контроля знаний

Список вопросов для оценки знаний первого раздела дисциплины:

1. Что является предметом и объектом психологии?

2. Какие явления изучает психология?

3. Что такое психика?

4. Какие отрасли психологии являются основными?

5. Какое место занимает психология в классификации наук?

6. Когда оформилась психология как самостоятельная наука?

7. Кто ввел термин «психология» в научный оборот?

8. С чем было связано признание психологии как самостоятельной науки?

9. Какая психология изучает особенности онтогенетического развития психики?

10. Какая отрасль психологии изучает социально-психологические проявления личности, ее взаимоотношения с людьми?

11. Что такое психическая закономерность?

12. Какой принцип требует рассматривать психические явления в постоянном изменении и движении?

13. Какой критерий лежит в основе появления зачатков психики у живых организмов?

14. Как называется развитие организма человека?

15. Что понимается под биологической формой отражения?

16. Как называется развитие человека как вида?

17. Какой подход к изучению психики определяет возможности психического анализа как сложной многоуровневой системы?

18. Каково строение нервной системы?

19. Что такое сенсорная система?

20. Какие методы являются основными в психологии?

Список вопросов для оценки знаний второго раздела дисциплины:

1. Что такое когнитивные процессы?

2. Какие психические процессы относятся к когнитивным?

3. Чем отличаются эмоции от когнитивных процессов?

4. В чём отличие речи и воли от когнитивных процессов?

5. Что отражают ощущения?

6. Как принято называть восприятие?

7. Как называется зависимость восприятия от содержания психической жизни человека и от особенностей его личности?

8. Что такое константность восприятия?

9. Какое качество психического процесса мышления проявляется в умении увидеть и поставить новый вопрос, новую проблему и затем решить ее своими силами?

10. Какой процесс психики отражает общие и существенные признаки, связи и отношения предметов и явлений?

11. Какие связи и отношения между предметами и явлениями отражает сущность процесса мышления?

12. Какой вид памяти является - высшим видом этого психического процесса?

13. Какая разновидность памяти основана на повторении материала без его осмысления?

14. Какой вид памяти функционирует в течение четверти секунды?

15. В чём отличие представления от ощущения и восприятия?

16. Как называется творческая деятельность, основанная на создании новых образов?

17. Какое воображение всегда направлено на решение творческой или личностной задачи?

18. Что характеризует воссоздание зрительных образов, непосредственно не воспринимаемых органами чувств?

19. Как называется психическая функция обеспечивающая сосредоточенность восприятия на каком-нибудь предмете, явлении или переживании?

20. Какая направленность восприятия на определенный предмет характеризует внимание ясно и отчетливо?

21. В чём особенность эмоций в сравнении с другими психическими процессами?

22. Какую функцию выполняют эмоциональные процессы и состояния в жизни организма?

23. Как называется интенсивная и кратковременная эмоция, сопровождающаяся бурными двигательными и вегетативными реакциями, дезорганизующая сознание?

24. Что является показателем состояния аффекта?

25. С чем связано регулирование человеком своего поведения, связанное с преодолением внутренних и внешних препятствий?

Список вопросов для оценки знаний третьего раздела дисциплины:

1. Что такое адаптация?

2. Что такое задача адаптации?

3. В чём состоит принцип реальности?

4. В чём состоит принцип удовольствия?

5. Что такое опыт?

6. В чём заключен опыт человека как представителя вида Homo sapiens?

7. В чём заключен опыт человечества?

8. Какое обозначение человека как представителя рода выражает неделимость, целостность и генотипические особенности?

9. Как называется понятие, указывающее на отнесенность существа к высшей степени развития живой природы?

10. Что такое инстинкт?

11. Что относится к свойствам нервной системы?

12. От каких свойств зависит темперамент?

13. Что является критерием проявления темперамента?

14. Для какого типа темперамента характерен по И.П. Павлову, сильный, уравновешенный и подвижный тип нервной системы?

15. Какому типу темперамента присуще психологическая ранимость и склонностью к глубоким переживаниям?

16. Что свидетельствует о наличии способностей к какому-нибудь виду деятельности?

17. В чем значение труда, общения и познания для развития человека?

18. Как называется структура психики – психическое свойство, представляющая собой носитель активности в отечественной психологии?

19. Как называется структура психики, представляющая собой носитель активности в зарубежной психологии?

20. Что является высшей ступенью развития творческих способностей?

21. Что является высшей степенью проявления творческих способностей человека в определенной сфере жизнедеятельности?

22. Какая деятельность человека направлена на изменение и преобразование действительности ради удовлетворения своих потребностей, а также на создание материальных и духовных ценностей?

23. Что представляет собой совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении?

24. Что такое личность?

25. В чем проявляется личность?

26. Что такое личностный рост?

27. Что необходимо для личностного роста?

28. Что такое индивидуальность?

29. В чём суть процесса идивидуализации?

30. Из чего состоит жизненный путь?

Список вопросов для оценки знаний четвертого раздела дисциплины:

1. Что такое психическая норма?

2. Каковы критерии определения психической патологии?

3. Каковы критерии психического здоровья?

4. Что относится к психическим заболеваниям?

5. Когда развиваются неблагоприятные нервно-психические состояния?

6. Что относится к психопатологическим расстройствам личности?

7. Что относится к поведенческим девиациям?

8. Каковы причины развития психопатологических расстройств личности?

9. Каковы причины развития психопатии?

10. Что является причиной возникновения поведенческих девиаций?

11. Какие бывают неврозы?

12. Каковы причины развития неврозов?

13. Что такое социопатии?

14. Каковы причины развития социопатии?

15. Какие виды акцентуаций характера Вы знаете?

16. Каковы последствия акцентуации характера для жизнедеятельности человека?

17. Каковы последствия наркомании?

18. Каковы причины наркомании?

19. Каковы причины инфантилизма?

20. Каковы причины виктимности?

Список вопросов для оценки знаний пятого раздела дисциплины:

1. Что называется межличностным взаимодействием?

2. Какие виды межличностного взаимодействия Вы знаете?

3. На чём основано межличностное влияние?

4. Каковы условия властного влияния?

5. Что относится к психологическим аспектам власти?

6. Что такое социальная группа?

7. Какая социальная группа называется референтной?

8. В чём функции группы?

9. Какие групповые роли Вы знаете?

10. Что такое конформность?

11. Каковы условия психологической совместимости?

12. Чем должен обладать человек, чтобы стать лидером группы?

13. Что такое социальный стереотип?

14. В чём значение социального стереотипа?

15. Как социальные стереотипы влияют на взаимоотношение людей?

16. Что такое Гало-эффект?

17. В чём отличие общения от коммуникации?

18. Что необходимо учитывать для эффективного процесса коммуникации?

19. Каковы условия нарушения процесса коммуникации?

20. Что такое невербальное общение?

21. К каким средствам общения относятся жесты, мимика и пантомимика?

22. Какой уровень коммуникативных умений представляет частный и несистематизированный осознанием вид общения?

23. К какому умению относится понимание эмоционального состояния другого человека?

24. К каким барьерам в общении относится неправильное отношение в процессе общения друг к другу?

25. При каком стиле деятельности другой человек рассматривается как равноправный партнер в общении, как коллега в совместном поиске знаний?

Список вопросов для оценки знаний шестого раздела дисциплины:

1. Что является предметом педагогики?

2. Какие три основные задачи решает каждое поколение людей?

3. Какова цель воспитания?

4. Какие основные категории педагогики Вы знаете?

5. Как в педагогике называется деятельность целенаправленного формирования личности человека?

6. Как в педагогике называется деятельность, когда взрослый передаёт, а ребёнок приобретает поведенческий, нравственный и другой опыт в естественном процессе взаимодействия поколений?

7. Как называется процесс усвоения социальных норм, ценностей, и типичных форм поведения?

8. Как называется процесс передачи и усвоения общественно-исторического опыта?

9. На основании чего формируется личность человека?

10. Какие принципы воспитания Вы знаете?

11. Какие требования предъявляются к принципам воспитания?

12. Какие методы воспитания Вы знаете?

13. Каковы основные методы семейного воспитания?

14. Каково значение института привязанности для семейного воспитания?

15. Какие методы поощрения эффективны в семейном воспитании?

16. Какие методы поощрения наносят вред формированию личности ребенка?

17. Какие методы наказания эффективны в семейном воспитании?

18. Какие методы наказания приводят к разрушению института привязанности ребенка к родителю?

19. Каковы условия успешного обучения?

20. Какие задачи решаются в процессе обучения?

21. Как связаны процессы познания и обучения?

22. Что такое дидактика?

23. Каковы основные принципы дидактики?

24. Какие методы обучения Вы знаете?

25. В чем суть контекстного обучения?

26. В чем отличие проблемного обучения от традиционного?

27. Каковы основные правила организации учебного процесса?

28. Какого человека мы назовём образованным?

29. Что такое образование?

30. Какой компонент образовательного процесса является системообразующим?

31. Что такое образовательная система?

32. В чём ценность образования?

33. Какие ансиологические принципы Вы знаете?

34. Какие ценности определяю педагогическую деятельность?

35. Какова роль педагогического идеала в процесс самовоспитания, саморазвития, самообразования?

 

4. Учебно-методические материалы практических занятий

 

4.1 Методические указания по проведению практических (семинарских) занятий

Назначение и основные функции семинара:

- проверка и закрепление знаний, полученных на лекциях; при самостоятельном изучении отдельных тем, при чтении первоисточников, монографический и периодической литературы;

- превращение этих знаний в убеждения, с помощью которых студент может убедительно мотивировать свои выводы по тем или иным мировоззренческим и научным проблемам, отстаивать свою точку зрения, которую должны характеризовать два основных признака - рационализм и гуманизм.

4.1.1 План проведения практических занятий

№ п/п   Наименование тем занятий № темы лекции
  Понимание строения психики и развития личности в концепциях психоаналитического, бихевиориального, гуманистического направления психологии.   1.1
  Понимание строения психики и развития личности в теориях ведущих отечественных психологов   1.1
  Изучение индивидуальных особенностей психических процессов восприятия и памяти 2.1.1 2.1.2
  Изучение особенностей мышления и воображения 2.1.3
  Изучение индивидуальных особенностей психических процессов эмоциональной сферы, речи и воли 2.2 2.3
  Изучение особенностей нервных процессов, темперамента 3.2
  Изучение интеллекта 3.3
  Изучение свойств личности 3.4
  Изучение нарушения характера, системы психологических защит, самоконтроля  
  Изучение индивидуальных особенностей социального интеллекта и доминирующих поведенческих установок в различных ситуациях социального взаимодействия  
  Теории развития, образования, воспитания в трудах ведущих отечественных педагогов 6.1
  Теории развития, образования, воспитания в трудах ведущих западных педагогов 6.1
  Значение и сущность семейного, дошкольного, школьного, группового воспитания, воспитания в трудовом коллективе, их наиболее эффективные и неприемлемые методы. 6.2
  Значение и сущность умственного, нравственного, трудового, эстетического и физического воспитания, их наиболее эффективные и неприемлемые методы 6.2
  Традиционное, дистанционное, развивающее, догматическое, программированное, проблемное, контекстное обучение, их особенности, сферы приложения, наиболее эффективные методы 6.3
  Закон Российской Федерации «Об образовании» 6.4

4.1.2 Краткие теоретические и учебно-методические материалы по каждой теме

РАЗДЕЛ I. ПСИХОЛОГИЯ

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.