Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Программа






Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

Стерлитамакская государственная

педагогическая академия

 

Лексикология. ЛЕКСИКОГРАФИЯ. фразеология

Учебно-методический комплекс
для студентов очной формы обучения
по специальности «050708 –
Педагогика и методика
начального образования»

 

Печатается по решению

Учёного совета Стерлитамакской

государственной педагогической академии

 

 

Стерлитамак 2008


УДК 81’37 (078)

ББК 81.2 – 3р30

Л 43

Рецензенты:
кафедра башкирской и русской филологии
и методики преподавания
(Стерлитамакская государственная
педагогическая академия);

кафедра русской и зарубежной филологии
Стерлитамакского филиала Московского государственного
гуманитарного университета им. М.А. Шолохова;
кандидат филологических наук, доцент
З.М. Габитова (Башкирский институт развития образования, г. Уфа);

кандидат филологических наук, доцент
Л.А. Шнайдерман (Стерлитамакская государственная
педагогическая академия)

Л 43 Лексикология. ЛЕКСИКОГРАФИЯ. фразеология: Учеб.-метод. комплекс для студ. очной формы обучения по спец. «050708 – Педагогика и методика начального образования» / Авт.-сост. А.Ш. Зайнетдинов, А.Л. Фатыхова. – Стерлитамак: Изд-во СГПА, 2008. – 120 с.: 14 табл.

 

Ответственный редактор – кандидат педагогических наук Г.Р. Фархшатова (Стерлитамакская государственная педагогическая академия)

 

Работа предназначена для студентов очного отделения факультета педагогики и методики начального образования и представляет собой учебно-методический комплекс по таким разделам курса русского языка, как «Лексикология», «Лексикография», «Фразеология».

Рекомендуется студентам заочного отделения, а также учителям русского языка.

 

 

Ó Авторы-составители:

Зайнетдинов А.Ш., Фатыхова А.Л., 2008

Ó Стерлитамакская государственная

педагогическая академия, 2008


Предисловие

 

Данный учебно-методический комплекс предназначен для студентов, обучающихся по специальности «050708 – Педагогика и методика начального образования», и представляет собой учебно-методический комплекс по таким разделам курса русского языка, как «Лексикология», «Лексикография», «Фразеология».

Целью работы является углубление теоретических знаний студентов и формирование у них умений и навыков, определяемых содержанием названных разделов.

В учебно-методическом комплексе последовательно представлены программа, составленная на основе государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования указанной специальности в части дисциплины «русский язык», тематический план изучения лексикологии, лексикографии, фразеологии, перечень умений и навыков, которыми должен овладеть студент в результате усвоения теоретического материала, планы практических, самостоятельных и индивидуальных занятий. Ввиду сложности указанных разделов в планах практических занятий приводится образец выполнения предлагаемых заданий.

Образцы выполнения заданий учитывают специфику как дневного, так и заочного обучения. Для студентов заочного отделения указанные образцы могут стать надёжным подспорьем в самостоятельном лингвистическом образовании.

Завершают учебно-методический комплекс контрольные измерительные материалы, вопросы к экзамену, терминологический аппарат указанных разделов и занимательные задания по лексикологии и фразеологии.

Авторы-составители


программа

изучения лексикологии, лексикографии, фразеологии

 

Понятие о лексике, лексикологии и фразеологии. Слово как единица лексического уровня. Системно-семасиологический и социолингвистический аспекты изучения лексики в современной лексикологии. Лексическое значение слова, его структура. Типы лексических значений по способу номинации, по степени семантической мотивированности, по возможности лексической сочетаемости и характеру выполняемых функций.

Понятие об омонимии. Лексические омонимы, их типы. Явления, близкие к лексической омонимии: омофоны, омоформы, омографы. Происхождение лексических омонимов. Проблема разграничения омонимии и полисемии как лексикографическая проблема в русском языке. Разграничение омонимии и полисемии в языках с высокой степенью насыщенности словарного состава омонимами.

Понятие о синонимии. Разновидности синонимии: лексико-фразеологическая, фразеологическая, синонимия словообразовательных средств, синонимия форм слова, синонимия синтаксических конструкций. Понятие о лексических синонимах. Типы лексических синонимов по характеру выполняемых функций и структуре. Понятие о синонимическом ряде. Контекстуальные синонимы.

Антонимы. Типы антонимов по выражаемой ими противоположности и структуре. Разновидности однокоренных антонимов: антонимы-энантиосемы и антонимы-эвфемизмы. Стилистические функции антонимов.

Понятие о паронимии и паронимах. Типологическая классификация лексических паронимов. Связь паронимии с другими лексическими явлениями. Словообразовательная и морфологическая характеристика паронимов.

Происхождение русской лексики. Собственно русские, восточнославянские, общеславянские и индоевропейские слова в современной лексической системе. Старославянизмы в лексике русского языка. Признаки старославянизмов. Заимствованная лексика, её фонетические, графические и морфологические признаки.

Лексика русского языка в стилистическом отношении. Научная, газетно-публицистиче­ская, официально-деловая, художественная, разговорно-бытовая лексика.

Сферы употребления русской лексики. Общеупотребительная лексика. Специальная лексика. Социально и территориально ограниченная лексика. Характеристика территориально ограниченной лексики.

Лексика русского языка с точки зрения её активного и пассивного запаса. Активный и пассивный словарный состав. Устаревшие слова, их типы: историзмы и архаизмы. Типы историзмов и архаизмов по степени устарелости. Историзм слова и историзм значения. Типы архаизмов по характеру архаизации. Неологизмы и их типы по характеру выполняемых функций.

Фразеология. Понятие о фразеологической единице. Основные признаки фразеологизмов. Классификация фразеологических единиц русского языка с точки зрения семантической слитности: фразеологические сращения, фразеологические единства, фразеологические сочетания, фразеологические выражения. Состав фразеологических единиц русского языка с точки зрения происхождения.

Энциклопедические и лингвистические словари. Различные типы лингвистических словарей русского языка. Толковые словари. Принципы расположения словарных статей в толковых словарях. Характеристика основных толковых словарей русского языка. Словари омонимов, синонимов, антонимов, паронимов. Фразеологические словари и словари крылатых слов. Этимологические и исторические словари. Словари устаревших слов. Словари иностранных слов. Диалектные словари. Словари правильности русской речи и трудностей русского языка. Орфографические и орфоэпические словари. Словари одноязычные и многоязычные. Другие типы словарей: словари частотные, словари сочетаемости слов, словари языка писателей, словари ассоциативных норм, тематические словари.

ПЕРЕЧЕНЬ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ,

которыми должен овладеть студент
в результате изучения разделов
«Лексикология», «Лексикография», «Фразеология»

1. Умение определять лексическое значение слова в контексте; употреблять в речи слова в различных значениях; пользоваться толковыми словарями в работе с многозначными словами.

2. Умение выделять в тексте слова с эмоциональной окраской; умение анализировать слова по специальным пометам в словарях.

3. Умение подбирать к словам синонимы и определять различия в значении и употреблении синонимов, пользоваться синонимами в речи, умение работать со словарями синонимов.

4. Умение подбирать антонимы к словам и к разным значениям многозначного слова, строить словосочетания и предложения с антонимичными парами, работать со словарями антонимов.

5. Умение находить в тексте заимствованные слова и устанавливать при помощи словарей их происхождение.

6. Умение выделять из текста устаревшие слова и неологизмы, определять их значение, заменять архаизмы словами современной лексики; характеризовать функции устаревших слов и неологизмов в художественных произведениях.

7. Умение находить в тексте фразеологические единицы и объяснять их значение, используя толковые и фразеологические словари; заменять слова близкими по значению фразеологическими единицами; употреблять фразеологические единицы в речи.

8. Умение анализировать содержание словарных статей из различных типов словарей.

9. Умение производить лексико-семантический анализ слова.

 

тематический план

изучения разделов

Разделы Семестр Количество часов Отчётность
ЛК ПР СР Индивидуальная работа[1]
Лексикология          
Лексикология. Лексикография. Фразеология           Экзамен
ИТОГО            





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.