Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лекция №9. Педагогика как наука






1. Педагогика в системе общечеловеческого знания.

2. Теории и подходы в педагогической науке.

3. Основные категории педагогики. Методология науки.

Сегодня мы с вами приступаем к изучению второго раздела нашего предмета, к «педагогике». Слово вам, конечно, хорошо знакомо. В ходе изучения раздела мы рассмотрим основные педагогические категории, сущность процесса обучения, воспитания, развития и образования. Вся наша жизнь устроена таким образом, что нас постоянно обучают и воспитывают, заботятся о нашем образовании. Но, и мы ведь, в свою очередь, кого-то обучаем, воспитываем, на кого-то влияем, кому-то показываем пример, а с кого-то берём.

Считается, что в педагогике, медицине, политике и футболе разбираются все. А так ли это на самом деле? Будете ли вы работать по своей специальности – неизвестно, но в области обучения и воспитания – обязательно. Хотелось бы, чтобы знания, навыки, представления и умения, полученные в результате освоения нашего курса, помогли вам в профессиональной деятельности и в семейной жизни. Есть, оказывается, в этой древнейшей науке свои закономерности, которые лучше учесть, чем открывать заново.

Прежде чем решать задачи психолого-педагогической подготовки к профессиональной деятельности, необходимо уяснить исторические и научно-теоретические предпосылки формирования, а также сущность и содержание науки педагогики.

Объект педагогики

Объект педагогики - реальность, воспри​ нимаемая через призму накопленных наукой знаний. Педагогика относится к широкому кругу антропологических наук, изучающих че​ ловека. При этом человек должен рассматриваться как целостность, в ко​ торой в единстве сочетаются биологическое и социальное.

Педагогическое явление – это явление, происходящее в процессе взаимодействия педагогов и учащихся и отражаю​ щее решение определенных педагогических целей и задач. Оно представляет те стороны реальных процессов, которые мы непосредственно воспринимаем, наблюдаем, описываем, и характеризуется необычайной сложностью, богатыми взаи​ мосвязями и большой динамичностью.

Педагогический факт — это сведения о наблюдаемой педа​ гогической действительности, данные педагогических измере​ ний. Он может не являться непосредственным результатом чувственного восприятия. Педагогическое явление становится научным фактом тогда, когда оно включается в систему научного знания.

Таким образом, объектом педагогики являются процессы обучения, воспитания и развития личности.

Предмет педагогики

Важной составляющей предмета педагогики является управление процессом развития личности и индивидуальности.

Предмет педагогики - закономерности обучения, воспитания и развития личности. Педагогика как наука изучает процессы развития и формиро​ вания человека во взаимодействии с социальными инсти​ тутами общества, процессы, реализующие воспитательные функции.

Таким образом, пред​ метом педагогики является педагогический процесс. Говоря об общем предмете педагогики как науки, мы предполагаем, что у каждого педагогического исследования имеется свой предмет, отражающий то явление, которое изу​ чается педагогом.

Задачи педагогики

Основными задачами педагогики являются: выявление и изучение закономерностей, основных принципов, методов, организационных форм обучения и воспитания и построения на этой основе педагогического процесса

Функции педагогики

Функции педагогики как науки – это однородные основные задачи, присущие данной науке, которые определяются ее предметом и основными целями педагогической деятельности.

Теоретическая функция педагогики реализуется на трех уровнях;

-​ изучение педагогического опыта и диагностики состояния и результатов

педагогических процессов;

-​ выявление устойчивых связей и закономерностей в педаго​ гических

явлениях;

-​ прогностическое исследование педагогической деятельности.

Технологическая функция имеет также три уровня реализации:

-​ разработка методических материалов;

-​ внедрение достижений педагогической науки в педагогиче​ скую

практику;

-​ оценка влияния результатов научных исследований на прак​ тику обучения и воспитания и соответствующая коррекция взаимодействия теории и практики.

Педагогическая технология – это последовательная, взаимообусловленная система действий педагога, связанных с применением той или иной совокупности методов воспитания и обучения и осуществляемых в педагогическом процессе с целью решения различных педагогических задач.

Основные педагогические технологии:

1. традиционное обучение;

2. педагогика сотрудничества;

3. развивающее обучение;

4. игровое обучение;

5. проблемное обучение;

6. эвристическое обучение;

7. программированное обучение;

8. контекстное обучение;

9. активное обучение;

10. дидактическая эвристика;

11. частнопредметное технологии обучения;

12. авторские педагогические технологии;

13. авторские педагогические технологии;

14. компьютерные технологии обучения;

15. разноуровневое обучение;

16. метод проектов.

Взаимосвязь психологии и педагогики

Считается, что первый проект построения единого отечественного психолого-педагогического знания на принципах естественно-научного подхода к обучению и воспитанию детей предложил П.Ф. Каптерев. С аналогичной позиции исследовал роль мышечной активности в формировании детского ума П.Ф. Лесгафт, которому также принадлежит исследование «школьных типов».

Глубокое воздействие на изменение облика педагогики также оказали достижения исторической и этнической психологии, изучающей психику народов, стоящих на различных исторических ступенях культурного развития. Вслед за систематизацией этнографических фактов широкое развитие получили сопоставительные экспериментальные исследования восприятия, памяти, мышления у детей и взрослых, живущих в условиях различных культур.

Психология и педагогика в системе гуманистических наук

 

Современные отечественные психология и педагогика входят в систему гуманитарного знания, поскольку непосредственно обращены к человеку.

Непосредственно отношение к психологии и педагогике имеет философия. Философские вопросы - отношение материи и духа, цель и смысл жизни человека определяют практическое решение психолого-педагогических задач (цели образования, его содержание и др.). Со второй половины XX века стали активно развиваться отрасли философского и социологического знания, тесно связанные с психологической и педагогической проблематикой: философия психологии, философия образования, социальная психология, социология образования и др.

Существенное значение для психологии и педагогики имеет этика. Выводя нормы морали и нравственности, она не занимается вопросом о том, как индивид или общество присваивает эти нормы и образцы поведения. Этим занимается психология и педагогика, выстраивая направления воспитания и разрабатывая его методы.

В результате взаимодействия с эстетикой, становится возможным разработка теории и создание действенной системы художественного воспитания.

Психология и педагогика связана с естественными науками, изучающими человека как биологическое существо (анатомия, физиология, гигиена и др.).

Логика во многом определяет структуру психологических и педагогических исследований, содержания образования и порядок изложения материала в процессе обучения, а также способы развития мышления в рамках образовательного процесса. Логические схемы, фигуры, законы являются необходимой основой, если используется аппарат одной науки для решения прикладных задач другой.

Связи психологии и педагогики с различными разделами математики и кибернетики (теория вероятности, математическая статистика, теория автоматов и др.) важны для решения психолого-педагогических проблем с использованием аппарата этих наук (например, моделирования и алгоритмизации).

2.​ Теории и подходы в педагогической науке.

В педагогике различаются несколько относительно самостоятельных и с разным уровнем распространенности педагогических теорий, которые можно условно объединить в несколько групп.

Структуралистские теории восходят к идеям Пифагора, который считал гармонию одним из основных начал всего существующего и распространил это представление на человека. В современном виде они разработаны представителями гештальтпсихологии, Ж.Пиаже, Н.Хомским и их последователями. В их основе лежит категория опыта, обладающего свойствами структурированной целостности. Образование и воспитание выступают обязательным условием приобретения такого опыта.

Сенсуалистские теории зародились в Европе (Аристотель, Квинтилиан) и исходят из того факта, что способность к образованию дана человеку от рождения. Школьное воспитание следует предпочитать семейному, т.к. только в школе могут развиваться социальные чувства. Кроме того, уже Аристотель различал физическое, нравственное и умственное воспитание в связи с чем указывал на образовательное значение грамматики, риторики, диалектики, математики, графики (рисования) и политики (в современной системе знаний - политология и социология).

Томистский подход в воззрениях Фомы Аквинского синтезировал разум и веру, философию и теологию, деятельность и созерцание. Для него важнейшим субъектом педагогического процесса являлся учащийся, цель которого в обретении способности к самообразованию. Интеллектуально независимый, он должен сам управлять своими исследованиями и открытиями. Однако и современная римская католическая церковь чаще всего ставит учащегося под жесткое руководство учителя.

Гуманистические теории имеют в своей основе воспитательные идеалы древности. Воспитать человека для жизни в обществе, человека со здоровым духом и телом - такова ее главная задача. Многие гуманисты того времени первостепенное значение придавали устройству школьного обучения и воспитания. Ряд их ценных трудов был посвящен воспитанию принцев и княжеских детей. В начале XX века гуманистическая педагогика пережила новый взлет. В современной педагогике гуманистический подход опирается на идеи психологов А. Маслоу, К. Роджерса и учеников их школы.

Основы апперцептивных теорий изложены в трудах Дж.Локка, развиты И.Гербартом и экспериментально обоснованы Ж.Пиаже. Обучение базируется на ассоциации новых идей и имеющихся элементов опыта человека.

Бихевиористская теория представлена трудами Б.Ф.Скиннера, в которых подчеркивается возможность и необходимость управления социально позитивным поведением человека с помощью научно организованного педагогического процесса. Отсюда - программированное обучение и операционально определяемая систематизация целей педагогического процесса.

Педоцентристский подход базируется на идеях Сократа, который считал, что добродетель есть знание и что ей, поэтому, можно и нужно учиться. Для этого он создал особый метод преподавания, носящий и ныне его имя, предполагающий «наведение» педагогом обучаемого на необходимую мысль. В связи с этим, основными функциями учителя становятся консультирование и помощь в саморазвитии человека.

Когнитивные теории обучения (проблемное обучение) изложены в трудах Ж.Пиаже и его последователей. Они предусматривают формирование у обучаемых интереса к новому знанию, подачу учебного материала, формулирование гипотезы, отбор необходимых идей (понятий) для ее подтверждения и объяснения. Такой алгоритм развивает интеллектуальную сферу учеников. В Росси технологии проблемного обучения разрабатывают М.Н. Скаткин, И.Я. Лернер и их последователи.

Экзистенциалистский подход представлен моделями педагогического процесса С.Кьеркегора, М.Бубера, Н.И.Пирогова и др., основанными на понимании процесса выбора и принятия человеком решения. Сторонники подхода считают, что главное в педагогическом процессе - диалог личности с миром, в ходе которого вырастает и укрепляется ее ответственность за себя и за мир.

Анализ основных отечественных педагогических теорий показывает, что рассмотренные подходы в той или иной степени нашли отражение в каждой из них. В то же время их научные результаты реализуются в различных отраслях педагогики.

Отрасли педагогики

Общая педагогика исследует общие закономерности обра​ зования и средства решения педагогических задач. В курс об​ щей педагогики входят:

-​ педагогика индивидуальности изучает человека, индивиду​ альность, его

основные сферы (интеллектуальную, мотивационную, эмоциональную, волевую, предметно-практическую, саморегуляции и экзистенциальную), закономерности, принципы, формы и методы их развития;

-​ педагогика личности исследует личность и общество, чело​ века как

главную ценность общества, познание, труд, отечество, красоту, моральные и материальные ценности, целостный педа​ гогический процесс как фактор формирования личности;

-​ интерсоциальная педагогика изучает человечество, приро​ ду, планету,

экологическую культуру, гражданское отношение к историческим, духовным и материальным памятникам культу​ ры, личное отношение к таким последствиям деятельности че​ ловека, как межнациональные конфликты, войны, милитариза​ ция, аварии, катастрофы; формирование интерсоциальных качеств, основанных на общечеловеческих ценностях – правах человека; достижение гармонии природно-биологического, со​ циального и духовного в развитии человека.

Педагогика школы имеет своим предметом изучения педа​ гогические теории, системы, технологии: человек треть своей жизни проводит в школе (от яслей до вуза), поэтому здесь де​ лается акцент не только на формировании знаний (основ наук и профессиональных), но и на обучении навыкам межлично​ стного и делового общения, самопознания, азбуке эмоций и других психических состояний, выработке жизненной фило​ софии, системы ценностей.

Возрастная педагогика – наука, изучающая закономерности воспитательно-образовательной работы с детьми преддошкольного, дошкольного и школьного возрастов и создающая про​ граммы осуществления этой работы, прежде всего, в условиях учебно-воспитательных учреждений.

Социальная педагогика – это наука о подготовке человека к взаимодействию с различными социальными институтами и социальной средой в целом.

Отраслевая педагогика включает изучение проблем профес​ сионального образования. Предметом отраслевой педагогики яв​ ляется изучение закономерностей специальной подготовки лю​ дей к определенным видам деятельности (педагогической, инже​ нерной, военной, юридической и пр.) в различных условиях.

Коррекционная педагогика включает лечебную педагогику (направленную на сохранение здоровья детей, их лечение и реа​ билитацию), дефектологию (работа с детьми, имеющими за​ держки в психическом развитии), сурдопедагогику (работа со слабослышащими детьми), тифлопедагогику (работа со слабо​ видящими и незрячими детьми), логопедию (работа по исправ​ лению дефектов речи). Предметом изучения являются специальные педагогические воздействия на больных детей.

Сравнительная педагогика. Ее предмет – педагогическая теория и практика зарубежных стран, возможности использо​ вания зарубежного опыта в отечественной педагогике.

История педагогики и образования рассматривает вопросы исторического развития педагогической науки и практики.

Частные методики преподавания отдельных предметов (част​ ные дидактики) изучают проблемы преподавания учебных предметов в школе.

Начинают все отчетливее выступать и оформляться педаго​ гика взрослых (акмеология), теория обучения взрослых (андрагогика). Сегодня начинает завоевывать свое право на сущест​ вование педагогика старости (герогогика).

Разделы педагогики

Философия образования – раздел педагогической науки, изучающий роль философских учений для понимания сущно​ сти образования, определяющий идеологию обучения и воспи​ тания, анализирующий основные концептуальные подходы к определению целей образования и путей их реализации.

Теория и методика воспитания – раздел о теоретических ос​ новах и организации воспитательного процесса в структуре деятельности социальных институтов.

Дидактика – раздел, в котором рассматриваются общие ос​ новы обучения.

Школоведение (педагогический менеджмент) – раздел об основах управления и организации деятельности образова​ тельных учреждений.

 

3.​ Основные категории педагогики. Методология науки.

Категории, как известно, представляют основные, фунда​ ментальные в данной науке понятия.

Необходимо выделить три группы таких категорий.

1 группа характеризует объект педагогики. Это «индивидуаль​ ность» и «личность», т. е. категории, отражающие те стороны человека, которые изучает педагогическая наука и на измене​ ние которых влияет педагогическая практика.

2 группа характеризует предмет педагогики, т. е. процессы, на основе которых происходят эти изменения. Это социализация, обра​ зование, воспитание, обучение.

3 группа – категории, объединяющие педагогические средства. Это педа​ гогическая деятельность, образовательный процесс, педагоги​ ческое взаимодействие.

Образование и социализация человека

Сегодня в качестве наиболее широкой педагогической ка​ тегории рассматривают образование. Причем в это понятие включают весь процесс становления человека как социально​ го существа. Образование предполагает формирование социальности человека, которая включает культуру, воспитанность и об​ разованность. Образованный человек – это человек знающий, компе​ тентный в своей деятельности, развитый и воспитанный.

Социализация – это взаимодействие человека с окружаю​ щей средой, предполагающее усвоение и воспроизводство со​ циальных норм и культурных ценностей, а также саморазвитие и самореализацию личности в том обществе, к которому он принадлежит. Суть социализации состоит в том, что она формирует человека как члена того общества, к которому он принадле​ жит.

Развитие, воспитание, обучение

Развитие – это изменение, представляющее собой переход простого к более сложному, от низшего к высшему; процесс, в котором постепенное накопление количественных изменений приводит к наступлению качественных. Физическое и психическое раз​ витие человека подчиняется общим закономерностям. Рост организма (количественные изменения) связан с изме​ нением его структуры и функций (качественные изменения). Накопление количественных и качественных изменений в ор​ ганизме приводит к переходу к более высоким ступеням.

Существенное значение для социализации человека имеет воспитание.

Воспитание – развитие социальных качеств (личностных свойств) под воз​ действием других людей.

Общая социальная функция воспитания - передавать из поколения в поколение знания, умения, идеи, социальный опыт, способы поведения. Процесс воспитания не охватывает все возможные влияния на личность и может лишь способствовать со​ циализации. Одной из главных задач воспитания человека является его социальное самоопределение, которое зависит от реализации двух важнейших условий:

1. обеспечение включенности моло​ дых людей в реальные социальные отношения, возник​ новение у них объективного и субъективного отношения к дея​ тельности.

2. самореализация в процес​ се социального взаимодействия.

Обучение – процесс взаимодействия между обучающим и обучаемым, направ​ ленный на формирование знаний, умений, навы​ ков, социального опыта и личностных качеств. Обучение всецело зависит от мотивов учения, от действий обучаемого. Поэтому этот процесс двусторонний: обучающий учит, а обучаемый учится. Обучение способствует об​ разованию полноценной личности, развивает индиви​ дуальность.

Педагогическая деятельность - воздейст​ вия, целью которых являются качественные изменения в жизни людей. Наряду с воздействием и управлением педагог создает условия для воспитания и самовоспитания личности, для развития и са​ моразвития индивидуальности.

Педагогическая задача – основная единица педагогического процесса, она подразумевает педагогическую ситуацию, соотнесенную с целью деятельности и условиями её осуществления.

Движение педагогического процесса, его этапы – это переход от оной педагогической задачи к другой. Первичной единицей педагогического процесса являются только оперативные задачи.

Все педагогические задачи решаются при наличии следующих этапов:

1.​ Анализ ситуации и постановка педагогической задачи.

1.​ Проектирование вариантов решения и выбор оптимального

 

1.​ Практическое решение педагогической задачи

1.​ Анализ результатов решения

Понятие «педагогический процесс» отражает конкретную практическую деятельность педагога или педагогического коллектива. Это целостный процесс осуществле​ ния образования путем обеспечения единства обучения и воспитания. Синонимом этого понятия является термин «учебно-воспитательный процесс».

Педагогическое взаимодействие - категория, отражающая процессы взаимодействия учителя и ученика, в котором реализуются задачи обучения, воспитания и развития. Важнейшим условием формирования учебной деятельности, является структурирование взаимодействия педагога и учащегося. Под структурированием взаимодействия понимается процесс целенаправленного планирования и организации деятельностей на основе единства их структур.

Методологическую основу большинства направлений современной отечественной психологии и педагогики составляет диалектический материализм. Психология и педагогика применяют его законы, принципы и категории к анализу психолого-педагогических проблем.

Общие методы - способы исследования психолого-педагогических явлений, применяемые в ряде наук, объектом которых является человек или коллектив. Психологией и педагогикой используются широкий спектр методов исследования, к числу наиболее применяемых из которых, прежде всего, относятся:

1. Метод наблюдения - изучение психолого-педагогических явлений на основе анализа их внешнего проявления в естественных условиях.

2. Метод эксперимента, который в отличие от наблюдения предусматривает изучение психолого-педагогических явлений на основе анализа их внешнего проявления в специально созданных условиях, в которых изучаемое явление обязательно должно проявиться.

3. Метод диагностической беседы (интервью) представляет собой изучение психолого-педагогических явлений на основе анализа содержания устных ответов на определенный перечень вопросов, задаваемых участнику (участникам) педагогического процесса.

4. Метод анкетирования дает возможность изучать психолого-педагогические процессы на основе анализа ответов опрашиваемых на заранее составленный перечень вопросов. Однако, как и сами вопросы, так и ответы излагаются письменно.

 

5. Метод анализа результатов деятельности – изучение психолого - педагогических явлений на основе изучения объема и качества решаемых исследуемыми или группами учебных, профессиональных и других задач.

6. Метод анализа документов позволяет изучать психолого-педагогические явления на основе изучения содержания документов (характеристик, дипломов, актов, протоколов и др.), касающихся объектов и субъектов педагогического процесса.

7. Метод обобщения независимых характеристик – изучение психолого-педагогических явлений на основе анализа их оценки другими объектами и субъектами педагогического процесса. Если в их число входят специалисты в данной области, то метод получает название метода экспертных оценок.

8. Биографический метод дает возможность изучать психолого-педагогические явления на основе анализа жизненного пути человека, предшествующих условий обучения, воспитания и психологического развития.

Частные методы - способы исследования, применяемые только в конкретной науке - психологии или педагогике. К ним, в частности, относятся методы тестирования, опроса, моделирования и некоторые другие.

Методологические основы отечественной психологии и педагогики составляют фундамент наук и обеспечивают их самостоятельное функционирование.

Отыскание оптимальных путей формирования всесторонне и гармонически развитой личности, духовно богатой, высоконравственной, физически совершенной, составляет главное направление современных исследований в педагогической науке.

Направление исследований в области организации учебной работы связано с поисками путей активизации учащихся, развития их самостоятельности и инициативы в процессе овладения знаниями. В связи с этим ведутся исследования, направленные на усовершенствование средств и методов обучения для максимального развития у обучаемых познавательных интересов и способностей, выработки у них умений рациональной организации труда. Ныне поставлен вопрос о необходимости специальных естественнонаучных исследований в связи с особой деятельностью в экстремальных условиях.

Наличие четкой методологической и естественнонаучной основы психолого-педагогических исследований позволяет вести более глубокое изучение проблем отечественной психологии и педагогики, сосредоточивать наибольшие усилия ученых на решении актуальных задач обучения и воспитания современного человека.

Сегодня мы с вами приступаем к изучению второго раздела нашего предмета, к «педагогике». Слово вам, конечно, хорошо знакомо. В ходе изучения раздела мы рассмотрим основные педагогические категории, сущность процесса обучения, воспитания, развития и образования. Вся наша жизнь устроена таким образом, что нас постоянно обучают и воспитывают, заботятся о нашем образовании. Но, и мы ведь, в свою очередь, кого-то обучаем, воспитываем, на кого-то влияем, кому-то показываем пример, а с кого-то берём.

Считается, что в педагогике, медицине, политике и футболе разбираются все. А так ли это на самом деле? Будете ли вы работать по своей специальности – неизвестно, но в области обучения и воспитания – обязательно. Хотелось бы, чтобы знания, навыки, представления и умения, полученные в результате освоения нашего курса, помогли вам в профессиональной деятельности и в семейной жизни. Есть, оказывается, в этой древнейшей науке свои закономерности, которые лучше учесть, чем открывать заново.

Прежде чем решать задачи психолого-педагогической подготовки к профессиональной деятельности, необходимо уяснить исторические и научно-теоретические предпосылки формирования, а также сущность и содержание науки педагогики.

Задание для самостоятельной работы

Изучить методологическую базу педагогики как науки.

 

1.​ История педагогики.

2.​ Роль педагогических знаний, навыков и умений в деятельности

специалиста.

3.​ Основные категории педагогики. Методология науки.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.