Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лекционный блок*. 2 страница






Планирование персонала и проведение кадровой политики предусматривает последовательные действия, которые делятся на пять этапов.

Таблица 3

Этапы кадрового планирования

 

Номер этапа Название этапа Характеристика этапа
  Информационный Сбор и обработка необходимой информации об имеющемся персонале и его развитии на перспективу
  Разработка проектов кадрового плана Анализ кадровых ситуаций и перспектив их развития; разработка альтернативных вариантов проектов кадрового плана
  Принятие решений Утверждение одного из вариантов плана как обязательного ориентира для деятельности кадровой службы
  Определение затрат Расчёты расходов на персонал
  Кадровый контроль Осуществление контроля и выполнения кадровых решений на основе плановых и текущих данных предприятия

 

Достижение целей организации невозможно без реализации четырёх элементов планирования персонала (кадровое планирование).

 

Таблица 4

Характеристика целей и задач кадрового планирования

 

    Разработка кадровой стратегии Разработка будущей кадровой политики. Создание возможностей должностного и профессионального продвижения работников. Обеспечение квалифицированного развития кадров и адаптации их знаний к новым условиям труда
    Кадровые цели Определение конкретных целей предприятия и каждого работника в соответствии с кадровой стратегией. Достижение максимального сближения целей предприятия и индивидуальных целей работника
    Кадровые задачи Обеспечение предприятия в нужное время в нужном месте, в необходимом количестве и соответствующей квалификации таким персоналом, который необходим для достижения целей
  Кадровые мероприятия Реализация мероприятий по выполнению конкретных целей предприятия и каждого работника. Определение затрат на выполнение плана кадровых мероприятий

 

Вопросы для самопроверки

  1. Дайте определение понятия «стратегическое управление персоналом».
  2. Дайте определение понятия «кадровая политика» и опишите её влияние на выбор стратегии предприятия.
  3. Типы стратегий управления персоналом.
  4. Адаптация моделей стратегий управления персоналом к общей стратегии организации.
  5. Открытая и закрытая кадровая политика.
  6. Сущность планирования персоналом и стратегии предприятия (организации).
  7. Характеристика целей и задач кадрового планирования.
  8. Этапы реализации кадрового планирования.

Список литературы и ссылки на Интернет-ресурсы, содержащие информацию по теме:

1. Управление персоналом: учебное пособие / Под ред. В.П.Бычкова. – М.: ИНФРА-М, 2012.

2. Беляцкий Н.П. Управление персоналом: учебник. – Минск: Современная школа, 2012.

3. Кибанов А.Я. Основы управления персоналом: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2012.

4. znanium.com

Список основных терминов, используемых в материале лекции и отражённых в словаре: стратегическое управление персоналом, кадровая политика, типы стратегий управления персоналом, открытая кадровая политика, закрытая кадровая политика, планирование.

 

Тема 3. Организация набора, отбора и адаптация персонала. Оценка персонала в организации

Источники и методы привлечения персонала. Содержание процесса набора и отбора работников. Сущность адаптации персонала. Трудовая адаптация и её виды. Управление адаптацией. Сущность и принципы оценки персонала. Методы оценки персонала. Комплексная оценка руководителей и специалистов. Сущность и виды аттестации персонала. Организация и методы аттестации.

 

Используются внешние и внутренние источники привлечения персонала. Внешние источники дают предприятию больше возможностей, новый опыт, толчок к развитию, что более ценно, нои рискованно для предприятия, при том что период вхождения в должность значительно больший. Внутренние источники формируются на предприятии: внутренний конкурс, совмещение профессий, ротация. Их потенциал зависит от исходных условий, кадровой работы на предприятии по оценке персонала, профессиональной ориентации работников, системы повышения квалификации и др.

Внутренний конкурс осуществляет служба персонала путём рассылки во все подразделения информации о наличии вакансий с предложением предоставить данные о кандидатах на должности из числа своих друзей и знакомых или из числа своих работников.

Совмещение профессий используется самими работниками организации (если исполнитель требуется на некоторое время для выполнения определённого объёма работ).

Ротация – это метод внутреннего перемещения руководящих кадров:

повышение (или понижение) в должности с расширением (или уменьшением) круга должностных обязанностей;

поручение руководителю решения более сложных задач без повышения в должности, но с повышением заработной платы;

смена круга задач и обязанностей без повышения в должности и роста заработной платы.

Внешние источники привлечения персонала:

1. Неформальный поиск – подбор персонала по рекомендации своих сотрудников. Этот метод низко затратный и предполагает достаточно высокую степень совместимости персонала, но профессиональные навыки рекомендуемого работника могут не соответствовать требованиям работы.

2. Учебные заведения (общеобразовательные школы, профессионально-технические училища, колледжи, техникумы, высшие учебные заведения). Такой источник привлечения молодых специалистов наиболее эффективен, но у кандидатов нет опыта.

3. Родственные предприятия. Этот источник привлечения желателен, если сами партнёры предлагают кандидата по ряду обстоятельств (ликвидация предприятия, изменение направления деятельности и пр.).

4. Списки ожидания ведут отделы персонала организаций. В них заносят кандидатов, которые обратились ранее в организацию по трудоустройству, но не были приняты в организацию в тот момент по каким-либо причинам.

5. Государственные центры занятости могут помочь найти необходимых кандидатов на должность как рядовых сотрудников, так и специалистов, которые потеряли работу из-за банкротства своих предприятий и прошли переподготовку для освоения новой специальности.

6. Частные агентства по найму предоставляют услуги по поиску необходимого персонала для организации. Для поиска специалистов подаётся заявка с указанием должности, среднемесячного оклада, содержания деятельности, ориентировочных критериев требований к кандидатам при их отборе.

7. Самостоятельный поиск через средства массовой информации. Организации предпочитают самостоятельный поиск и отбор кандидатов на работу.

Существует определённая дифференциация путей поиска и отбора кандидатов в зависимости от категории работающих.

Высшее звено руководителей для предприятий преимущественно формируется без привязки к месту расположения предприятия, по личным связям собственника либо посредством рекрутских фирм. Им предлагаются достойные социальные условия и высокая зарплата.

Специалисты и квалифицированные работники формируются преимущественно из местного населения. Технология поиска, применяемая в отношении этой категории, называется рекрутингом, т.е. тот «углублённый подбор», когда опираются на требования к должности или модели компетенции.

Вспомогательный и обслуживающий персонал формируется быстрее без применения новейших технологий. Главная ставка делается на испытательный срок. Технология поиска – скрининг, т.е. «поверхностный подбор», который проходит по формальным признакам: образование, возраст, пол, опыт работы.

Набор персонала заключается в комплектовании необходимого резерва кандидатов на все должности и рабочие места, из них организация отбирает работников, которые устраивают её по всем требованиям.

Процесс набора персонала заключается в реализации 7 последовательных этапов:

1. Планирование потребности в персонале.

2. Разработка требований по должностям или видам деятельности.

3. Поиск персонала во внутреннем и внешнем окружении.

4. Создание базы данных кандидатов на вакантные должности.

5. Отбор персонала (лучших кандидатов на вакантные должности).

6. Соответствующее решение о принятии на работу кандидата.

7. Введение в должность (адаптация) работника.

 

Отбор персонала – это процесс, в котором организация выбирает из претендентов на должность одного или нескольких лиц, что наилучшим образом отвечает требованиям в конкретных условиях.

Кандидат должен пройти семь этапов отбора:

1. Предварительная отборочная беседа. Применяются общие правила беседы, направленные на выяснение образования претендента и определяющих личностных качеств.

2. Заполнение бланка заявления и анкеты. Число пунктов анкеты должно быть минимальным. Они должны запрашивать информацию, более всего влияющую на производительность труда претендента.

3. Беседа по найму: по схеме (ограниченный характер), слабо формализованные (готовятся основные и незапланированные вопросы, гибко меняется ход беседы), не по схеме (готовится лишь список тем).

4. Тестирование (проверка) – это вид управленческой деятельности, позволяющей с помощью определённых тестовых методик выявить не только очевидные, но и скрываемые личностные и деловые качества, включая и нераскрытый потенциал.

5. Проверка рекомендаций и послужного списка (отзывы предыдущих начальников).

6. Медицинский осмотр проводится, если работа предъявляет особые требования к здоровью кандидатов.

7. Принятие решения о приёме. Сравнение кандидатов. Представление результатов на рассмотрение руководству, принимающему решение. Приём на работу заканчивается подписанием двумя сторонами трудового контракта.

 

Адаптация – это процесс приспособления или изменения собственного поведения работника к новым профессиональным, социальным или экономическим условиям труда на предприятии.

Процесс адаптации проходит в такой последовательности:

1. Оценка уровня подготовленности новичка.

2. Ориентирование его в организации.

3. Объяснение задач и требований к работе.

4. Введение в рабочую группу.

5. Поощрение помощи новичку.

6. Функционирование.

На предприятиях с целью скорейшей адаптации новичков разрабатываются программы ориентации с перечнем таких вопросов.

 

Таблица 1

Содержание программы ориентации для скорейшей адаптации новичков

 

Разделы программы Вопрос раздела, с которыми знакомят новичков
Общее представление об организации Цели, задачи, традиции, нормы, стандарты, продукция и потребители, виды деятельности, организационная структура, информация о руководстве
  Политика организации Принципы кадровой политики и подбора персонала, направления профессиональной подготовки и повышения квалификации, правила пользования средствами связи, правила охраны профессиональной (коммерческой) тайны и документации
Оплата труда Нормы оплаты, системы оплаты и поощрения, гарантии в оплате
Дополнительные льготы Возможно обучение на работе, бонусы, подарки фирмы и т.п.
Охрана труда и техники безопасности Предупреждение о возможных угрозах на производстве, правила охраны труда, санитарной и пожарной безопасности и т.д.
Отношения в организации Условия перемещения, продвижения, карьерный рост, испытания, правила внутреннего распорядка, должностная инструкция, оценки выполнения работы, каналы коммуникации и т.д.
Услуги Служба быта, питания, правила парковки автомобиля и т.д.

 

Процесс трудовой адаптации работника и организации будет более успешным, когда нормы и ценности коллектива станут нормами и ценностями отдельного работника.

Выделяют два направления адаптации:

первичная, т.е. приспособление молодых сотрудников, которые не имеют опыта профессиональной работы;

вторичная, т.е. приспособление работников при переходе на новые рабочие места, должности, объекты.

Производственная адаптация с различных позиций:

Психофизиологическая адаптация – приспособление человека к новым физическим и психологическим нагрузкам, физиологические условия труда.

Профессиональная адаптация – полное и успешное овладение новой профессией, т.е. привыкание, приспособление к содержанию и характеру труда, его условиям и организации.

Социально-психологическая адаптация – это приспособление человека к производственной деятельности, новому коллективу, его традициям и неписанным нормам, стилю работы руководителей.

Организационная адаптация – усвоение роли и организационного статуса рабочего места и подразделения в общей организационной структуре, понимание особенностей организационного и экономического механизма управления предприятием.

 

Управление адаптацией – это активное воздействие на факторы, от которых зависит прохождение и сроки адаптации.

Конкретизация подхода к каждому работнику, определение значимости соответствующей формы адаптации для конкретных условий производственной среды, разработка соответствующих мероприятий по вопросам рациональной адаптации составляет основу процесса управления ею и определяет соответствующую технологию.

Технология управления относительно молодых работников:

– анализ ожиданий работников (выявление мотивов, желание работать в этой организации);

– наём и прогноз стабильности нового работника (как долго он хочет проработать в данном коллективе);

– введение в коллектив;

– ликвидацию причин конфликтных ситуаций, недовольства процессом адаптации;

– обобщение материалов о ходе адаптации, ознакомление с ними руководителей администрации и линейных руководителей.

 

Оценка персонала – это целенаправленный процесс определения соответствия качественных характеристик персонала (способностей, умений, мотивов) требованиям должности или рабочего места.

Оценка персонала предусматривает сравнение определённых характеристик человека профессионально-квалификационного уровня, деловых качеств, результатов труда с соответствующими параметрами, требованиями, эталонами.

Основными целями оценки персонала являются:

административная, которая заключается в принятии кадровых решений на объективной и регулярной основе (размещение кадров, их перемещения, оплата труда);

информативная – обеспечение руководителей необходимыми данными о количественном и качественном составе персонала;

мотивационная – ориентация работников на улучшение трудовой деятельности в нужном для организации направлении.

Проведение оценки персонала позволяет:

– планировать карьеру и продвижения работников по службе;

– определять уровень компетентности специалистов;

– осуществлять перестановку кадров с учётом компетентности и потенциала сотрудников;

– получить психологический портрет работников организации;

– проводить эффективный подбор нужных специалистов;

– изучать специфику межличностных отношений и психологический климат в коллективе;

– определить степень удовлетворения и заинтересованности работников организации;

– находить средства для закрепления в организации нужных специалистов;

– разработать эффективную систему мотивации трудовой деятельности;

– рационализировать методы работы с персоналом.

 

Оценка персонала (самооценка и внешняя) выполняет две основные функции: ориентирующую и стимулирующую.

Ориентирующая функция заключается в том, что каждый человек через оценку со стороны общества и посредством самооценки осмысливает себя, своё состояние и поведение, получает возможность определить направление и способы дальнейшей деятельности.

Стимулирующая функция оценки проявляется в том, что она порождает в человеке переживания успеха или неудачи, подтверждая правильность или неправильность выбранного поведения, побуждает человека к деятельности в определённом направлении.

Оценка персонала может полностью выполнять присущие ей функции в условиях соблюдения основных принципов её проведения (табл.2).

 

Таблица 2

Принципы проведения оценки персонала

 

Принципы проведения оценки персонала Характеристика
  Объективность Использование достоверной информационной базы и полной системы показателей для характеристики работника, его деятельности, поведения с учётом периода работы и динамики результатов в течение этого периода
  Гласность Всестороннее ознакомление работников с порядком и методикой проведения оценки, доведения её результатов до всех заинтересованных лиц через прессу, приказы, распоряжения
Оперативность Своевременность и скорость оценки, регулярность её проведения
Демократизм Участие членов коллектива в оценке коллег и подчинённых
Единство Единство требований к оценке для всех лиц однородной должности
Простота Чёткость и доступность процедуры оценки, обязательность, всеобщность (оценивают каждого)
Результативность Обязательное и оперативное принятие соответствующих мероприятий по результатам оценки
Поддержка Престижность оценки за счёт обязательного её использования при принятии соответствующих решений по вопросам персонала

 

Методы оценки персонала должны соответствовать структуре предприятия, характеру деятельности персонала, целям оценки, быть простыми и понятными; включать 5 – 6 количественных показателей, сочетать письменные и устные задания.

Методы оценки делятся на традиционные и нетрадиционные.

Традиционные методы сфокусированы на отдельного работника и основываются на субъективной оценке руководителя или коллег; эффективны в крупных организациях.

Нетрадиционные методы – рассматривают рабочую группу и делают акцент на оценке работника его коллегами и способности работать в группе, не учитывая успешное выполнение функций и способности к профессиональному развитию и освоению новых профессий и знаний.

Нетрадиционные методы – это «стандартные» методы, основные из них:

 

Таблица 3

Основные «стандартные» методы

Методы Характеристика
Стандартных оценок Руководитель заполняет специальную форму, характеризуя каждый аспект работы сотрудника
Алфавитно-числовой оценки (оценка личных качеств) Сопоставляются трудовые достижения и личные качества работника (шкала)  
  Оценка по результатам Руководитель и подчинённый заинтересованы в достижении производственных результатов и уровня вознаграждения, удовлетворяющих обе стороны (развитие способностей, повышение квалификации, заинтересованности работника)
  Вынужденного выбора Эксперты выбирают из набора одну характеристику, которая наиболее подходит данному работнику (опыт работы, умение планировать, организовывать личный труд, наблюдательность)
  Описания Предполагает последовательную обстоятельную характеристику достоинств и недостатков работника и может комбинироваться с методом вынужденного выбора
Решающей ситуации Описание «правильного» и «неправильного» поведения работника в определённых ситуациях
Оценки по шкале Строится шкала от минимального значения до максимального значения, с определённым интервалом
Оценки на основе детального описания личности Даются формулировки характеристик, и для оценки работника нужно выбрать наиболее подходящие к нему
Оценки нормативом работы Оценка работника осуществляется на основе нормы на работу, которую он выполняет, в количестве, качестве и времени
Оценка методом комитетов Работа человека обсуждается в группе (список действий положительных и негативных – вывод «цены» достижений)
Независимых судов Это оценка человека сотрудниками, которые с ним не знакомы (5 – 7 человек) на основе «перекрёстного допроса»
  360 градусов Работник оценивается руководителем, коллегами и своими подчинёнными. Заполняется общая и индивидуальная для каждого форма
  Моделирования ситуации Создание искусственных, но близких к реальным условиям работы и управленческих ситуаций. Критерием оценки является способность организовать и планировать, гибкость, стиль работы, устойчивость к стрессу
Ситуационного интервью Претендентам даётся описание одинаковых ситуаций, затем задаются вопросы относительно их решения
  Интервью Претенденту даётся задание провести собеседование с несколькими кандидатами на рабочие места и самому принять решение. Этот метод ориентирован на проверку умений правильно оценивать и подбирать работников
Коллективного обсуждения (сравнения) Кандидата сравнивают с реальным работником, принятым за эталон

Все существующие методы объединяют в три группы: качественные, количественные и комбинированные.

Качественные методы – методы биографического описания, деловой характеристики, специальной устной характеристики, эталона и метод суждения.

Количественные методы – методы с количественной оценкой уровня качества работника (балльный и метод коэффициентов).

По результатам оценки персонала формируются следующие документы:

– результаты тестирования (экзамена) профессиональных знаний и умений;

– социально-психологический портрет личности;

– оценка деловых и моральных качеств;

– анализ вредных привычек и увлечений;

– оценка уровня производственной квалификации;

– заключение аттестационной комиссии.

В процессе подготовки к аттестации руководитель предприятия своим приказом, в котором определяет срок её проведения, устанавливает перечень работников, подлежащих аттестации; утверждает состав аттестационной комиссии и график проведения, формирует задачи руководителей подразделений по обеспечению подготовки, проведения и подведения итогов аттестации.

Принцип проведения аттестации заключается в соблюдении ряда требований: законность; равное право граждан на любую должность в соответствии со способностями и профессиональной подготовкой; профессионализм и компетентность тех, кто аттестует; гласность; экономическая, социальная и правовая защищённость; ответственность за ненадлежащее использование своих должностных обязанностей.

По результатам аттестации работника аттестационная комиссия даёт одну из рекомендаций относительно того, кто аттестуется: соответствие занимаемой должности; соответствие занимаемой должности при условии улучшения работы и выполнения рекомендаций комиссии с повторной аттестацией через определенный срок (от полугода до года); несоответствие занимаемой должности.

Главными принципами при разработке системы оценки персонала являются: установление соответствия его уровня квалификации занимаемой должности; возможность комплексно оценить его труд с учётом трудового вклада в решение задач, стоящих перед предприятием; учёт специфики труда той или иной категории работников; достигнутая результативность в работе.

 

Таблица 4

Факторы оценки управленческого персонала

 

Факторы оценки Элементы критериев
    Трудовые качества Работоспособность. Деловитость. Творческая инициатива. Качество произведённых работ. Результативность труда
Организаторские способности Умение организовать людей. Целенаправленность. Авторитет
Профессиональная компетентность Знание своей специальности. Знание передовой технологии. Знание менеджмента, маркетинга
  Личные качества Честность. Принципиальность. Мера ответственности. Дисциплинированность
Психологическая совместимость с коллективом Умение создавать и поддерживать нормальный климат в коллективе. Терпимость. Самокритичность. Общительность

 

Аттестация – специальная комплексная оценка сильных и слабых сторон работников (знаний, навыков, умений, черт характера), уровня их соответствия требованиям должности, деятельности и их результативности.

Выделяют три вида аттестации: итоговую, промежуточную и специальную.

Различают четыре вида аттестации: очередная; по истечении испытательного срока; при продвижении по службе; при переводе в другое структурное подразделение.

Очередная аттестация является обязательной для всех и проводится не реже 1 раза в 2 года для руководящего состава и не реже 1 раза в 3 года для специалистов и других служащих.

Аттестация по истечении испытательного срока проводится в целях выработки обоснованных рекомендаций по использованию аттестуемого работника на основе результатов его трудовой адаптации на новом рабочем месте.

Цель аттестации при продвижении по службе – выявление потенциальных возможностей работника и уровня его профессиональной подготовки для занятия более высокой должности с учётом требований нового рабочего места и новых обязанностей.

Аттестация при переводе в другое структурное подразделение необходима в тех случаях, когда происходит существенное изменение должностных обязанностей и требований, предъявляемых новым рабочим местом.

Аттестационная оценка является составляющей мотивации и может влиять на изменение поведения работника. Общая положительная оценка улучшает результаты работы в 79 – 90 % случаев и одновременно способствует формированию завышенной самооценки. Общая негативная оценка формирует неуверенность у работников, не способствует эффективности труда.

Аттестация выполняет функцию контроля и стимулирования.

Сущность контрольной функции – в периодической проверке соответствия деловых и личных качеств работников требованиям рабочего места или должности.

Функция стимулирования направлена на повышение заинтересованности работников в постоянном профессиональном развитии, улучшении своих деловых и личных качеств, результатов работы как условия успешного прохождения аттестации.

Задачей кадровых служб по вопросам аттестации является разработка на основе действующего законодательства конкретных положений и принципов, контроля их применения и накопления и хранения информации о персонале.

Исходные данные для аттестации персонала:

– модели рабочего места, личные дела работников;

– результаты оценки персонала;

– анкета «Вакансия»;

– анкета «Аттестация»;

– правила внутреннего распорядка;

– контакты сотрудников;

– штатное расписание;

– положение об оплате;

– должностные инструкции.

Объекты аттестации:

– результаты труда работников за определённый период времени;

– отношение к выполнению своих обязанностей;

– творческий потенциал работника, деловые качества, способности к определённому виду деятельности.

Различают факторы и показатели оценки.

Факторы – набор характеристик оцениваемого, что даёт возможность получать полное представление о нём.

Показатели – это мера выражения этих ценностей.

Главное понятие, критерий оценки – это своеобразная граница, за которой состояние фактора оценки будет соответствовать (не соответствовать) установленным требованиям.

Два подхода к аттестации:

1. Контроль за деятельностью работников и её оценка, результатом которой является стимулирование, наказание, продвижение по службе.

2. Внимание на поисках путей совершенствования работы и самореализации работника.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.