Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Влияние отдельных компонентов образа жизни студентов на здоровье






Компоненты образа жизни Степень влияния на здоровье %
режим сна 24—30
режим питания 10—16
режим двига­тельной активности 15—30
другие факторы (в совокупности) 20-24

Накапливаясь в течение учебного года, негативные последствия такой организации жизнедеятельности наибо­лее ярко проявляются ко времени его окончания (увеличивается число заболеваний).

К сожалению, не все студенты имеют верное представление о здоро­вом образе жизни. Многие считают, что для этого достаточно отказать­ся от вредных привычек. Часть студентов высказывают сомнения в оп­равданности и возможности заниматься спортом и хорошо учиться. В этом вопросе необходимо предварительно определиться, о каких спортсменах говорить. Студенты - кандидаты в мастера спорта и мастера спорта затрачивают на тренировки и соревнования более 20 часов в не­делю и кроме этого выезжают на спортивные соревнования и трениро­вочные сборы более 1, 5—2 месяцев в течение года. Общий временной объем работы в этом случае примерно равен или несколько превышает установленный недельный объем аудиторных занятий студентов в вузе.

А если учесть, что спортсменами такого уровня проводится 2—3 тренировки в день, необходимо еще время на проезд к месту занятий и вос­становительные процедуры. Таким образом, суммарное время затрат спортсменов существенно возрастает. Поэтому можно говорить, что самый существенный минус в попытке совмещения активного функ­ционирования студента в большом спорте и его профессионального становления как специалиста определенной профессии имеет в своей основе катастрофическую нехватку времени для успешного решения этих двух самостоятельных задач в установленные сроки обучения в вузе. Практически не будет выполнена либо одна, либо другая задача, а возможно и обе. Иная картина отмечается у представителей массового спорта. Эти студенты учатся в своих учебных заведениях, выступают в соревнованиях за свой факультет, вуз, сборную команду города, облас­ти. У этих студентов приоритет освоения выбранной профессии перед спортивными успехами. Спорт в данном случае является помощником в становлении профессионального работника.

Специально проведенные исследования свидетельствуют, что сту­денты-спортсмены II—III разрядов, затрачивающие на тренировки 6—12 ч в неделю, учатся лучше, чем студенты, не занимающиеся спор­том; студенты-спортсмены I разряда и кандидаты в мастера спорта, тре­нирующиеся по 12—20 ч в неделю, учатся так же, как и студенты-неспортсмены. И только студенты-кандидаты в мастера спорта и мастера спорта, затрачивающие более 20 часов в неделю на спортивные тре­нировки, выезжающие на соревнования и сборы более 1, 5—2 месяцев в течение учебного года, учатся хуже среднего студента вуза. Но самая плохая успеваемость, наибольшие пропуски учебных занятий, частые уходы в академический отпуск и большая частота случаев отчисления из института — у студентов специальной медицинской группы и осво­божденных от практических занятий по физическому воспитанию.

Одним из факторов, существенно снижающим приспособительные способности студентов, является гиподинамия. Если раньше гиподина­мия, физическая слабость отмечалась у людей среднего и старшего воз­раста, то в настоящее время она отмечается сплошь и рядом у молодых людей, студентов, школьников. Основная причина — малая двигатель­ная активность. 20—30% студентов, поступающих в институт, не умеют плавать. Более чем у 60% школьников и 25—35% студентов вузов ос­лаблено здоровье, слабая физическая подготовленность. Во внеучебной деятельности физкультурно-спортивная активность студентов низка. Не участвуют в ней 60% женщин и 46% мужчин. В сборных командах вуза участвуют не более 3, 5 % женщин и 8, 4% мужчин.

4. Забота о собственном здоровье, поддержание работоспособности, закаливание, рациональное питание, отсутствие вредных привычек, умение быть коммуникабельным, полезным близким, товарищам, обществу — это все в комплексе скла­дывается в образ жизни человека. Образ жизни и охрана здоровья насе­ления — взаимосвязанные стороны жизнедеятельности людей. Эта объ­ективная взаимосвязь реализуется через понятие здорового образа жиз­ни (ЗОЖ).

ЗОЖ — гармоничное сочетание различных сторон человеческой жизнедеятельности: производственной, потребительской, культурной, биологической, физкультурной, психологической. ЗОЖ должен гармонизировать все 3 уровня жизни человека: физиологический, психологический, социальный. ЗОЖ предполагает не аскетизм, а разумное удовлетворение системы материальных и духовных потребностей личности, знание человеком меры своих потребностей и своих воз­можностей.

При организации ЗОЖ немаловажное значение имеет знание закономерностей согласованности жизнедеятельности организма с ритмами природы.

Режим дня необходимо согласовывать с биоритмами. Нарушение режима питания, прием пищи в позднее время суток, на ночь приводит к тому, что " ослизняется" весь организм, закупориваются сосуды кри­сталлами мочевой кислоты, срывается фаза покоя и отдыха. Организм не может спокойно запасать энергию, т.к. ее отнимает пищеварение. В результате ночью организм не отдыхает, работает, что приводит к накоплению усталости. Утром человек выглядит вялым, разбитым. Для того чтобы взбодриться, пьет кофе, какао, крепкий чай, курит. Это во­влекает его все более в круг болезней и ранней старости.

В аспекте физической культуры ЗОЖ выражает ориентированность деятельности человека на укрепление личного и общественного здоро­вья. В рассматриваемом аспекте ЗОЖ объединяет следующие компо­ненты деятельности:

• режим труда и отдыха;

• организация сна и режима питания;

• целенаправленное применение различных форм физической культуры в качестве отдыха;

• культуру межличностного общения;

• воспитание гигиенических навыков и навыков охраны здоровья;

• навыки использования естественных природных факторов в ук­реплении здоровья;

• борьба с вредными привычками;

• деятельность по пропаганде и внедрению ЗОЖ.

Среди видов физкультурной активности, используемых в ЗОЖ, вы­деляют:

• спорт любительский и профессиональный;

• физическая культура, направленная на совершенствование фи­зических кондиций, улучшение телосложения;

• реабилитационная физическая культура;

• физическая культура познавательно-кондиционного направле­ния (туризм, альпинизм);

• физическая культура рекреативного назначения;

• физическая культура танцевально-ритмического направления. Формирование ЗОЖ — цель системы физического воспитания в учебных заведениях. Обучение в вузе — завершающий этап этого формирования. Сформировать одинаковый стиль ЗОЖ у всех студентов невозможно. Большое значение в этом отводится самовоспитанию и самосовершенствованию.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.