Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Физиологические состояния организма при занятиях физическими упражнениями






Лекция №2. Социально-биологические основы физической культуры

Организм человека как единая саморазвивающаяся и саморегулирующаяся биологическая система

Средства физической культуры

Утомление и восстановление

Биологические ритмы и работоспособность

Закономерности совершенствования отдельных систем организма под воздействием физической тренировки

Закономерности формирования двигательного навыка

7. Двигательная функция и повышение уровня адаптации и устойчивости организма к различным условиям внешней среды

Физиологические состояния организма при занятиях физическими упражнениями

1. Организм человека представляет собой единую саморазвивающуюся и саморегулирующуюся биологическую систему. Организм состоит из 4-х видов тканей: эпителиаль­ной, соединительной (внутреннюю), нервной и мышечной. Перечис­ленные ткани образуют орган — часть тела, занимающую постоянное положение, имеющую определенное строение и форму, выполняющую одну или несколько специфических для него функций. Органы человека объединяются в функциональную систему организма — динамиче­скую саморегулирующуюся организацию, все составные элементы ко­торой взаимосодействуют для получения организмом приспособительно­го результата (сердечно-сосудистая, дыхательная, пищеварительная системы и др.).

Характерной особенностью организма является обмен веществ. В организме постоянно происходят процессы ассимиляции и диссимиляции. Ассимиляция заключается в усвоении поступающих в организм веществ и переработке их в химические соединения, свойственные различным клеткам данного организма. Диссимиляция пред­ставляет собой расщепление различных химических веществ с после­дующим выведением их из организма или же с использованием для об­разования новых химических соединений, необходимых для клеток и тканей.

Первоначальные представления о функциях организма были высказаны еще врачами и учеными древности — Гиппократом, Аристотелем, Галеном и др. Важнейшее значение для развития физиологии имели работы ряда исследователей XVII века: У. Гарвея (открыл круги кровообращения), Р. Декарта (по­нятия о рефлексе), Д. Борелли (механика движений).

Большой вклад в развитие физиологии внесли наши отечественные ученые: И.М.Сеченов (физиология нервной системы, ды­хания, утомления и т.д.), И.П.Павлов (пищеварение, фи­зиология высшей нервной деятельности), Л.О.Орбели (эво­люционная физиология, физиология мышечной деятельности, Н.Е.Введенский (физиология нервной системы), А.Н.Крестовников (физиология спорта) и др.

Важное значение для развития теории и методики физического вос­питания в нашей стране имели труды П.Ф.Лесгафта, В.В.Гориневского, В.Е.Игнатьева, А.Д.Новикова, Н.А.Бернштейна, Л.П.Матвеева, Д.Д.Донского и мн. др.

Различные клетки, ткани, органы в организме находятся в тесном взаимодействии друг с другом. Вследствие этого изменения функций одних органов оказывают влияние на состояние многих других (напри­мер, снижение работоспособности сердца и ухудшение кровоснабжения оказывают отрицательное влияние на нервную систему и железы внут­ренней секреции, но, с другой стороны, изменения в деятельности желез внутренней, секреции оказывают влияния на деятельность сердца, изме­няя показатели ЧСС, АД и др.). Непрерывное взаимодействие происхо­дит между организмом и внешней средой. Организм человека наряду с обще природной, взаимодействует и с социальной средой, и большую роль в этом играет вторая сигнальная система.

Взаимодействие организма с внутренней средой осуществляется гу­моральным (с помощью гормонов) и нервным путем (через нервные импульсы). На действие раздражителей организм ак­тивизирует или тормозит деятельность различных органов и тканей. Устойчивость организма к воздействию различных повреждающих факторов среды, реализуемая на основе общебиологического принципа гомеостаза, называется резистентностью. Гомеостаз — совокупность скоординированных реакций, обеспечивающих поддержание или вос­становление постоянства внутренней среды организма.

Строение организма человека предопределило нормальное функ­ционирование органов и систем только в условиях активной двигатель­ной деятельности. Снижение двигательной активности (гипокинезия) ведет к функ­циональным и морфологическим изменениям в организме, влияющим на сокращение продолжительности жизни (гиподинамия). Двигательная активность сдерживает возрастные изменения, способствует про­длению периода активной творческой жизни. (пример с американскими студентами)

Одним из наиболее действенных средств, способствующих устране­нию негативных влияний гиподинамии, являются физические упражне­ния. Физические упражнения обладают специфическими и неспецифи­ческими свойствами. Специфические свойства выражаются в том, что физические упражнения вырабатывают способность противодейство­вать изменениям внутренней среды организма. Неспецифические свой­ства направлены на повышение защитной устойчивости организма.

В процессе жизнедеятельности организм человека адаптируется к внешним и внутренним воздействиям. Адаптация — это процесс приспособления организма к меняющимся условиям среды (общеприродным, производственным, социальным). Различают различные виды адапта­ции: болевая, вкусовая, зрительная, обонятельная, температурная, тру­довая, физическая и проч. Адаптация поддерживает постоянство внутренней среды организма, обеспечивает работоспособность, максимальную продолжительность жизни в неадекватных условиях.

Научно-технический прогресс увеличивает долю умственного труда. В свою очередь интеллектуальный труд повышает требования к психи­ческой устойчивости, длительным нервным напряжениям, способности перерабатывать большой поток информации. При физическом труде мышечное утомление является нормальным физиологическим состоя­нием, выработанным в ходе эволюции как биологическое приспособле­ние, предохраняющее организм от перегрузки. Умственная работа— достижение природы на более высоких ступенях ее развития, и организм человека не успел адаптироваться к ней. Эволюция пока не выработала реакций, надежно предохраняющих ЦНС от перенапряжения. Поэтому наступление нервного (умственного) утомления, в отличие от физиче­ского не ведет к автоматическому прекращению работы, а лишь вызы­вает перевозбуждение, невротические сдвиги, которые суммируются, усиливаются и приводят к заболеванию человека. Науч­ные данные свидетельствуют об огромной пользе занятий физическими упражнениями для людей, работающих при повышенных нервно-эмоциональных нагрузках и в условиях гиподинамии.

2. К средствам физической культурыотносятся: гигиенические фак­торы, естественные силы природы и физические упражнения.

Гигиенические факторы включают режим занятий, отдыха, пита­ния, сна, одежды и обуви, физкультурного оборудования, помещений, площадок, где проводятся занятия физическими упражнениями. Учет гигиенических факторов является обязательным условием для решения задач физического воспитания, повышает эффективность воздействия физических упражнений на организм человека, оказывает содействие нормальной работе всех органов и систем.

Требования к спортивной одежде: а) соответствие внешним условиям среды; б) вес - не бо­лее 10% веса человека; в) покрой, не затрудняющий кровообра­щение, не стесняющий дыхания и движений и не вызывающий смеще­ния внутренних органов; г) одежда должна легко очищаться от пыли и загрязнений, быть прочной.

Ткани должны обладать необходимой теплопроводностью соответ­ственно климатическим условиям, известной воздухопроницаемостью, определенной гигроскопичностью и водоемкостъю, малой газопогло­щаемостью, отсутствием раздражающих свойств. Ткани должны быть мягкими, эластичными и вместе с тем прочными, не изменяющими своих гигиенических свойств в процессе носки.

Гигиенические требования к обувизаключаются в следующем: обувь должна защищать ноги от механических воздействий, ударов и неровностей почвы, от холода и промокания, быть мягкой, легкой, удобной в носке, соответствующей погоде и условиям труда. Она не должна способствовать перегреванию и сильному потению ног, нару­шать их нормальные функции, стеснять свободу движений. Узкая и тес­ная обувь ведет к деформации стопы.

Естественными силами природы являются солнце, воздух и вода. Они оказывают закаливающее воздействие на организм. Закаливание — этосистема гигиенических мероприятий, направленных на повыше­ние устойчивости организма к неблагоприятным воздействиям различ­ных метеорологических факторов. Закаливание оказывает на организм специфический и неспецифический эффект.

Специфический эффект закаливания проявляется в повышении ус­тойчивости организма к воздействию определенных метеорологических факторов под влиянием закаливающих процедур.

Неспецифический эффект заключается в оздоравливающем влиянии на организм, повышении физической и умственной работоспособности, снижении заболеваемости.

Физические упражнения являются основным специфическим сред­ством физической культуры, оказывающими многостороннее воздейст­вие на человека. Физические упражнения используются для решения задач физического воспитания (оздоровительных, образовательных, воспитательных); содействуют умственному, эстетическому, нравствен­ному, трудовому воспитанию; являются средством лечения при многих заболеваниях.

Физические упражнения подразделяются на две большие группы.

 

физические упражнения

 

 

стандартные нестандартные

- единоборства

- спортивные игры






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.