Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Роль и место ценообразования в системе хозяйствования предприятия.






Функции и виды цен. Цели ценообразования. Ценовая политика и факторы ее определяющие. Методы установления цен. Этапы установления исходной цены. Установление цен на основе полной себестоимости и переменных (прямых) затрат. Определение цены на основе спроса. Ценообразование на основе ценности (полезности) товара. Экономический анализ ценовых решений. Стратегии ценообразования. Виды ценовых стратегий.

Цена- это количество денег (товаров, услуг), за которые продавец согласен продать, а покупатель согласен купить единицу товара или услуги.

Функции цен характерны для любого вида цен.

Наибольшее распространение в экономической литературе получила точка зрения, что цене присущи четыре функции:

учетная

перераспределительная

стимулирующая

функция балансирования спроса и предложения.

Выполняя учетную функцию, цены позволяют сопоставлять различные блага, не сравнимые по потребительским характеристикам. Только в ценностном выражении можно определить макроэкономические, отраслевые показатели и показатели конкретного предприятия.

Перераспределительная функция цены предполагает перераспределение созданного общественного продукта между сферами экономики, хозяйственными звеньями, регионами и различными группами населения. Государство, например, поддерживает уровень цен на легковые автомобили, алкогольную и табачную продукцию на уровне, значительно превышающем уровень затрат. Доходы от этого превышения используются для поддержания относительно низких цен на товары первой необходимости.

Суть стимулирующей функции состоит в поощрительном и сдерживающем воздействии цен на разные сферы воспроизводства. Например, для стимулирования производства прогрессивной продукции государство снимает все ценовые ограничения, сдерживающие рост прибыли производителя. Вместе с тем вводятся жесткие ценовые ограничения на товары, являющиеся затратными составляющими в прогрессивных производствах, для ускорения последних.

Сущность функции балансирования спроса и предложения состоит в том, что балансирование может быть достигнуто при определенном уровне цен. В условиях классического (нерегулируемого) рынка цена выполняет роль стихийного регулятора общественного производства. Результат: стихийный перелив капитала из одной отрасли в другую, свертывание производства избыточной продукции и высвобождение ресурсов для производства дефицитной продукции. При этом неизбежны нерациональные затраты общественного труда. В условиях регулируемой экономики, целью которой является максимально возможная экономия общественного труда, функция балансирования реализуется с использованием не только цен, но и других рычагов — с помощью государственного финансирования, кредитования, налоговой политики и т. д.

В зависимости от особенностей производимой продукции, участников процесса производства, обслуживаемой сферы товарного обращения цены подразделяются на следующие основные виды:

• оптовые цены на продукцию промышленности;

• розничные цены;

• закупочные цены;

• цены на продукцию строительства;

• тарифы на грузовые и пассажирские перевозки;

• тарифы на услуги, оказываемые домашним хозяйствам, физическим и юридическим лицам;

• цены, обслуживающие внешнеторговый оборот (экспортные и импортные цены).

Оптовые цены на продукцию промышленности – цены, по которым продается и покупается продукция промышленных предприятий независимо от форм собственности крупными партиями в порядке оптового оборота.

В составе оптовых цен на продукцию промышленности различают оптовые (отпускные) цены предприятия и оптовые цены промышленности.

Оптовая цена предприятия (отпускная цена) – цена изготовителя продукции, по которой предприятие реализует произведенную продукцию другим предприятиям или оптово-сбытовым организациям. Оптовая цена предприятия должна возместить собственные издержки производства и обращения и обеспечить получение нормальной прибыли, позволяющей выживать и развиваться в рыночных условиях. Однако, это не означает полной гарантии получения такой прибыли. Предприятие в конкретных обстоятельствах может иметь сверхприбыль или же убыток.

Оптовая (отпускная) цена предприятия включает себестоимость, прибыль, акциз (по подакцизным товарам), налог на добавленную стоимость.

Разновидность оптовой цены предприятия – трансфертная цена, которая используется при осуществлении расчетов между подразделениями одного и того же предприятия. Трансфертные цены широко используются в коммерческих операциях между филиалами транснациональных компаний.

Использование трансфертных цен позволяет повышать конкурентоспособность фирм на рынке, если идти по пути их снижения на сырье, материалы, комплектующие изделия, поставляемые дочерними предприятиями.

Оптовая цена промышленности – цена, по которой предприятия и организации-потребители оплачивают продукцию оптовым снабженческо-сбытовым структурам.

Оптовая цена промышленности включает оптовую цену предприятия, снабженческо-сбытовую (оптовую) наценку или скидку и дополнительную часть налога на добавленную стоимость. Снабженческо-сбытовая наценка призвана возместить затраты снабженческо-сбытовых (оптовых) организаций и обеспечить им получение прибыли и по существу является ценой на услугу по снабжению и сбыту товара.

Разновидностью оптовой цены промышленности является биржевая цена. Она формируется на базе биржевой котировки и надбавок (скидок) с нее в зависимости от качества товара, удаленности пункта назначения от месторасположения поставщика. Размер биржевой цены фиксируется биржевым контрактом.

Розничными называются цены, по которым население, предприятия и организации приобретают товары (как правило, в малом количестве) в сфере розничной и оптово-розничной торговли для конечного или промежуточного потребления. В состав розничной цены входят оптовая цена промышленности, торговая наценка или скидка, дополнительный налог на добавленную стоимость. Торговая наценка (скидка) включает издержки торговых организаций и их прибыль.

Разновидность розничной цены – аукционная цена. Это цена товара, проданного на аукционе. Как правило, такая цена значительно выше розничной, так как отражает уникальные и редкие свойства и признаки товара.

Закупочные цены – это оптовые цены, по которым реализуется сельскохозяйственная продукция предприятиями, фермерами и домашними хозяйствами. На практике эти цены трансформируются в средние цены фактической реализации. Закупочные цены по существу являются договорными или свободными ценами, складывающимися в зависимости от соотношения спроса и предложения на оптовом рынке сельскохозяйственной продукции.

Цены на продукцию строительства выступают в виде сметной стоимости строительно-монтажных работ и готовых строительных объектов, прейскурантных и договорных цен на продукцию строительства. Сметные цены – это своеобразные оптовые цены, используемые в капитальном строительстве.

Тарифы на грузовые и пассажирские перевозки – это плата за перемещение грузов и пассажиров, взимаемая транспортными организациями с грузоотправителей и населения. В состав транспортного тарифа включаются издержки и прибыль транспортных организаций, а также НДС.

Цены на услуги имеют определенные особенности, обусловленные спецификой услуги как вида деятельности, при котором не создается продукт в его материально-вещественной форме, а изменяется качество уже существующего продукта. Цены на услуги называют тарифами или расценками. Примерами тарифов являются уровень оплаты коммунальных и бытовых услуг, плата за услуги электросвязи, почтовой связи и т.д. Тарифы на услуги включают себестоимость, прибыль и НДС.

Цены, обслуживающие внешнеторговый оборот, ориентируются на цены основных мировых товарных рынков. Мировые цены представляют денежное выражение мировой интернациональной стоимости товара. Они находятся под значительным влиянием государства.

На экспортируемые товары государством могут устанавливаться специальные цены и надбавки к ним.

Цены на импортируемые товары устанавливаются на основе контрактной стоимости с включением расходов по закупке и доставке товаров до границы в валюте страны экспортера. Импортная стоимость пересчитывается в рубли по официальному курсу Центробанка России, а затем к ней добавляется таможенная пошлина, акцизы, НДС и другие платежи. Что касается розничных цен на импортируемые товары, то они устанавливаются внутри страны под влиянием спроса и предложения.

Ценовая политика представляет собой совокупность принципов, правил и ограничений, в рамках которых принимаются ценовые решения и которые позволяют фирме достигнуть поставленные (стратегические, оперативные) цели. Характер и возможности этой совокупности правил, а также степень их формализации могут существенно варьироваться у разных фирм даже в рамках одной отрасти в зависимости от предпочтений или стиля руководства. Политика цен представляет собой результат реализации в основном внутренних целей финансового или какого-либо иного корпоративного характер

Факторы ценовой политики:

Цели фирмы. В экономической теории часто утверждается, что цель каждой фирмы заключается в получении максимальной прибыли. Однако на практике фирмы редко ставят себе задачу получения максимальной прибыли. При проведении агрессивной политики в области прибыли легко может пострадать финансовая стабильность фирмы. В то же время простое извлечение прибыли само по себе не является гарантией непрерывного потока средств, необходимых для инвестиций в обновление и расширение производства. Значительно более важно, чтобы извлекаемые фирмой прибыли были привлекательными (достаточными и стабильными) для инвесторов, от которых в действительности зависит настоящее и будущее положение фирмы. С точки зрения интересов инвесторов финансовая стабильность особенно важна. Данной задаче соответствует получение не максимального, а умеренного уровня прибыли, предполагающего умеренный уровень дивидендов и нераспределенной прибыли. Поэтому важной целью фирмы может являться достижение и (или) поддержание определенного уровня рентабельности инвестированного капитала.

Строго говоря, финансовые цели (в виде прибыли или рентабельности инвестированного капитала) являются не единственным определяющим фактором политики компании в области ценообразования. Другими важными целями на том или ином отрезке деятельности фирмы могут быть следующие:

– цели, связанные с занимаемой долей рынка или стремлением к лидерству на рынке;

– задачи расширения рынка и количественные цели (увеличение объема продаж);

– задачи достижения удовлетворительного уровня использования производственных мощностей;

– задачи снижения расходов и повышения эффективности;

– задачи возмещения расходов на научные исследования и опытные разработки;

– совершенствование продукции и бизнеса для достижения долговременной стабильности и роста фирмы в целом;

– поиск нового образа действий, позволяющего создавать или поддерживать определенный имидж и репутацию фирмы и др.

Однако даже когда компания на какой-то период ставит перед собой цель не финансового характера, долгосрочная цель все равно заключается в достижении определенной прибыльности и рентабельности. Иначе компания просто не сможет существовать на рынке в течение длительного времени – неудовлетворительное финансовое положение влечет недостаток собственных средств для развития компании и отсутствие интереса к ней инвесторов.

Структура рынка. В основе понятия рыночной структуры лежит степень влияния отдельного субъекта рынка (продавца или покупателя) на рыночную цену. В условиях чистой конкуренции отдельная фирма выступает ценополучателем и ее главной задачей становится снижение своих издержек производства. Рыночная цена противостоит каждой отдельной фирме и определяет прибыльность или убыточность последней. Целью большинства фирм здесь является простое выживание на рынке.

В условиях чистой монополии цена не является заданной величиной, а определяется монополистом на основе сравнения своей предельной выручки и предельных затрат при разных объемах производства продукта. Монополист имеет дело с совокупным спросом и осознает, что при увеличении производства ему придется снижать цену на свой товар и наоборот. Тем не менее в условиях монополии возможно осуществление ценовой дискриминации, т.е. установление разных цен на один и тот же товар.

Роль и значение ценовой политики резко возрастает при монополистической конкуренции, когда фирма может выбирать цену на свой товар в рамках определенного ценового интервала, определяемого ценами товаров-заменителей. Спрос на дифференцируемые товары высокоэластичен – повышение цены на один из них приведет к переключению покупателей на товар конкурента, и наоборот. В этих условиях возникает задача завоевания все новых потребителей своего товара, т.е. увеличения доли рынка. Часто это завоевание осуществляется при помощи цены.

Еще больше возрастает зависимость производителей друг от друга при олигополии, поскольку здесь их число невелико, и каждый занимает существенную долю рынка. Борьба за покупателей и долю на рынке здесь становится особенно острой. При этом повышается значение правильно выстроенной ценовой политики, учитывающей на только потребительский спрос, но и стратегическую игру конкурентов.

Жизненный цикл товара. Для сложной продукции ценовая политика фирмы во многом определяется фазой жизненного цикла, на которой находится товар: стадия разработки и вступления товара на рынок, стадия роста, стадия зрелости продукта, стадия падения. Построение ценовой политики в зависимости от жизненного цикла товара предполагает учет в ценообразовании фактора изменения издержек в результате изменения объема производства товара, а также фактора изменения покупательского спроса в зависимости от степени новизны товара, времени нахождения его на рынке.

Можно выделить следующие этапы установления исходной цены на товар:

- постановка целей ценообразования,

- определение спроса,

- оценка издержек,

- анализ цен конкурентов,

- выбор метода ценообразования,

- установлении окончательной цены.

Рассмотрим данные этапы более подробно.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.