Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Анализ себестоимости продукции, работ и услуг. Целью анализа себестоимости продукции является опреде­ление предпочтительных методов совершенствования политики затрат предприятия.






Целью анализа себестоимости продукции является опреде­ление предпочтительных методов совершенствования политики затрат предприятия.

Для достижения этой цели решаются следующие аналити­ческие задачи.

- Изучение структуры затрат и динамики величины от­дельных ее статей. По результатам такого изучения делаются вы­воды о рациональности сложившейся на предприятии структуры затрат и принимаются решения о необходимости ее корректиров­ки.

- Выявление факторов, влияющих на себестоимость про­дукции. Эти факторы многочисленны и в различной степени, че­рез разные виды затрат влияют на себестоимость, величина кото­рой может быть не одинакова даже для предприятий, производя­щих одинаковую продукцию или выполняющих аналогичные по характеру и объему услуги.

Для анализа себестоимости продукции в практике, чаще всего, рассчитывается показатель затраты на рубль товарной продукции. Показатель рассчитывается как отношение общей суммы затрат на производство и реализацию продукции к стоимости произведенной продукции в действующих ценах.

Расчет показателя, характеризующего уровень затрат на один рубль товарной продукции (издержкоемкость)выполняется по формуле:

h = ∑ (Qi х Zi) / ∑ (Qi х Pi)

где Qi - количество выпущенной продукции, шт.;
Zi - себестоимость единицы продукции, руб.;
Pi - цена единицы продукции, руб.

При значении показателя уровне ниже единицы производство продукции является рентабельным, при уровне выше единицы – убыточным.

Данный показатель является важным обобщающим показателем себестоимости продукции. Он выгодно отличается своей универсальностью: может рассчитываться в любой отрасли производства и наглядно показывает прямую связь между себестоимостью и прибылью.

Показатель уровня затрат на рубль товарной продукции может быть интерпретирован, во-первых, как сумма затрат, необходимых для производства одного рубля товарной продукции; во-вторых, как относительная величина, характеризующая структуру стоимости продукции.

Влияние выхода годного при производстве продукции может быть определено:

DCq = C1(q2-q1) / q2

где DCq - изменение себестоимости единицы продукции при изменение выхода годного;

q1, q2 - выход годной продукции в базовом и отчетном периоде.

Изменение себестоимости в результате изменения норм расхода материалов, топлива, энергии и т.д:

н = (Н2 – Н1)* Ц1

где Н1, Н2 - нормы расхода материалов в базовом и отчетном периодах;

Н2 - норма расхода материала по плану.

Влияние объема выпуска на изменение себестоимости единицы продукции в результате изменения при прочих равных условиях:

В = С(В2- В1)/ В1

где В1, В2 - объем выпуска продукции в базовом и отчетном периодах;

С -величина условно- постоянных расходов на единицу продукции в базово периоде.

Влияние роста производительности труда при одновременном росте заработной платы на снижение себестоимости продукции:

ПТ = (JПТ – JЗП / JПТ) * YЗП * С1

где JПТ – индекс производительности труда (отношение выработки в отчетном периоде к базовому);

JЗП - индекс заработной платы

YЗП – доля заработной платы в структуре себестоимости базового периода;

С1 -себестоимость единицы продукции базовом периоде

Влияние изменения накладных расходов по управлению и обслуживанию производства на изменение себестоимости:

нак =(100- Jнак *100) * Yнак * С1

где Jнак - индекс накладных расходов (отношение накладных расходов на единицу продукции в отчетном периоде к базовому)

Yнак - доля накладных расходов в общей себестоимости продукции в базовом периоде.

Одной из задач анализа себестоимости продукции (работ, услуг) является выявление упущенных возможностей снижения себестоимости. Мобилизация внутренних резервов снижения себестоимости обеспечивает повышение прибыли, а следовательно, и повышение эффективности производства в целом.

Источники резервов снижения себестоимости можно разделить на две группы. Во-первых, это эффективное использование производственной мощности, обеспечивающей увеличение объема производства; во-вторых, это сокращение затрат на производство за счет экономного использования всех видов ресурсов, роста производительности труда; сокращение непроизводительных расходов, производственного брака; сокращение потерь рабочего времени и т.д.

Величина резервов не постоянна. Она зависит от качества проводимой аналитической работы, в ходе которой выявля­ются упущенные возможности (резервы) снижения себестои­мости.[43]

Величина резервов по снижению себестоимости определя­ется по формуле:

Р↓ С = Св – Сф = ((3ф – Р↓ З + Зд)/(Vвп.ф + Р↑ Vвп)) – (Зф/Vвп.ф)

где: Св, Сф – соответственно возможный и фактический уров­ни себестоимости изделия;

Р↓ С резерв снижения себес­тоимости;

Зф – затраты фактические;

Р↓ З резерв сни­жения затрат;

Зд – затраты дополнительные, необходи­мые для освоения резервов увеличения выпуска продукции;

Vвп.ф – фактический объем выпуска продукции;

Р↑ Vвп– резерв роста объема выпуска продукции.

Резервы сокращения затрат устанавливаются по каждой статье расхода за счет конкретных организационно-техничес­ких мероприятий, которые способствуют экономии сырья, материалов, энергии, зарплаты и т.д. К организационно-тех­ническим мероприятиям относят улучшение организации про­изводства и труда, внедрение прогрессивной технологии.

Экономию затрат по заработной плате за счет организаци­онно-технических мероприятий (Р↓ ЗП) можно рассчитать по формуле:

Р↓ ЗП = (Те1 – Те0) * Зпл.ч * Vвп.пл

где: Те0, Те1 – трудоемкость единицы изделия соответствен­но до внедрения и после внедрения соответствующих ме­роприятий;

Зпл.ч – уровень среднечасовой заработной пла­ты на планируемый период;

Vвп.пл – планируемый объем выпуска продукции.

При определении экономии по зарплате следует учиты­вать то, что в зарплату должны быть включены отчисления во внебюджетные фонды, это увеличивает сумму экономии.


Резерв снижения материальных затрат (Р↓ МЗ) на запла­нированный выпуск продукции за счет внедрения организа­ционно-технических мероприятий можно рассчитать по фор­муле:

Р↓ МЗ = (Рм1 – Рм0) * Vвп.пл * Zпл

где: Рм0, Рм1 – расход материалов на единицу продукции соответственно до и после внедрения мероприятий;

Zпл – плановые цены на материалы.

Резерв сокращения расходов на содержание основных средств за счет реализации, передачи в аренду, списания ненужных, лишних, не используемых зданий, оборудования, (Р↓ ОФ) определяют по формуле:

Р↓ А = ∑ (Р↓ ОФ х На)

где: Р↓ А резерв снижения за счет амортизации,

Р↓ ОФ в уменьшения первоначальной стоимости,

На — норма амортизации.

Резерв экономии накладных расходов осуществляется факторным способом по каждой статье затрат. По каждой определяется отклонение от плановых затрат, которое является экономии накладных расходов.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.