Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема:жизненный и творческий путь Марины Ивановны Цветаевой

 

Цель: дать ученикам понятие о жизненном

и творческом пути великой русской

поэтессы Марины Ивановны Цветаевой;

воспитывать интерес к мастерству слова,

к музыке.

 

Тип урока: интегрированный.

Форма урока: урок – концерт.

 

Оборудование: портрет Марины Цветаевой, выставка

 

сборников её произведений, магнитофон,

 

аудиозапись стихотворений и песен на стихи

 

 

Цветаевой.


 

 

ХОД УРОКА:

 

I. Организационный момент

 

Слово учителя. Объявление темы и цели урока. (Для проведения данного урока предварительно выбираются два ведущих и ученики, которые будут выразительно наизусть читать стихи, данные учителем.

 

1-й ведущий:

Почти 90лет тому назад совсем юная и никому еще не известная Марина Цветаева высказала уверенность:

 

“Моим стихам, написанным так рано,

Что и не знала я, что я - поэт,

Сорвавшимся, как брызги из фонтана,

Как искры из ракет,

 

Ворвавшимся, как маленькие черти,

В святилище, где сон и фимиам,

Моим стихам о юности и смерти

- Нечитанным стихам! –

 

Разбросанным в пыли по магазинам

(где их никто не брал и не берёт!),

Моим стихам, как драгоценным винам,

Настанет свой черёд”.

 

Она была права – это время настало.

АУДИОЗАПИСЬ стихотворения '’Кто создан из камня,

Кто создан из глины…’’

2-й ведущий:

Марина Цветаева родилась в Москве 26 сентября (8 октября по

новому стилю) 1892 года. По церковному календарю это был день Иоанна Богослова, апостола и евангелиста.

АУДИОЗАПИСЬ стихотворения “ Красною кистью рябина зажглась…”

Есть что-то символическое в этом: горечь рябины – предвестница горечи жизни.

Стихи Марина начала писать с 6 лет(и не только по-русски, но и по-французски и по- немецки), печататься – с 16 –ти, а в 18 лет выпустила свой первый сборник “ Вечерний альбом “ (тайком от семьи).

Самая резкая, самая глубокая черта её характера – своеволие, постоянное стремление быть ''противу всех'', оставаться '' самой по себе ''.

Характер у Цветаевой был трудный, неровный, неуступчивый. Она совмещала в себе старомодную учтивость и бунтарство, доброту и беспощадность, доверчивость и одинокость, предельную гордость и беззащитность.

Её жизнь была клубком прозрений и ошибок.

АУДИОЗАПИСЬ песни “ Уж сколько их упало в эту бездну…”

АУДИОЗАПИСЬ(музыкальный фон для текста):

1-Й ВЕДУЩИЙ:

Жила она сложно и трудно, не знала и не искала ни покоя, ни благоденствия, всегда была в полной неустроенности, искренне утверждала, что “чувство собственности” у неё “ограничивается детьми и тетрадями” (для стихов).Она хорошо знала себе цену как поэту, но ровным счётом ничего не сделала для того, чтобы как-то наладить и обеспечить свою человеческую и литературную судьбу.

Из её письма: ’’ Всё в мире меня затрагивает больше, чем моя личная жизнь”.

И при всём том Цветаева была очень жизнестойким человеком.

Она жадно любила жизнь и, как положено поэту-романтику, предъявляла ей требования громадные, часто – непомерные.

Жизнь не баловá ла Марину Цветаеву, - наоборот, она преследовала её с редким ожесточением. Цветаева всегда была обездоленна и страшно одинока. Ощущение своего '' сиротства ''и '' круглого одиночества '' было для неё проклятием, источником неутихающей душевной боли. Но не в её природе было жаловаться и стенать, тем более – упиваться собственным страданием. '' Русского страдания мне дороже гётевская радость'', - упрямо твердила она вопреки всем ударам судьбы. Свою душевную муку она прятала глубоко, под бронёй гордости и презрительного равнодушия. На самом же деле она тосковала по простому человеческому счастью: '' Дайте мне покой и радость, дайте мне быть счастливой, вы увидите, как я это умею! ''

Редкие мгновения счастья всё же у неё были, любовь не обошла её.

С Сергеем Эфроном они встретились на пустынном коктебельском берегу, она загадала, если этот красивый юноша с поразительными, огромными глазами найдёт и подарит ей сердолик, то она выйдет за него замуж. Конечно, сердолик он нашёл, не отрывая своих серых глаз от её зелёных, вложил его в её ладонь. Она хранила этот камень всю жизнь. Короткий промежуток между их встречей и началом первой мировой войны был единственным в их жизни периодом бестревожного счастья.

АУДИОЗАПИСЬ песни '' Под лаской плюшевого пледа…''

 

2-Й ВЕДУЩИЙ:

Мужу посвящено стихотворение:

Я с вызовом ношу его кольцо!

-Да, в Вечности - жена, не на бумаге! –

Чрезмерно узкое его лицо

Подобно шпаге.

 

Безмолвен рот его, углами вниз,

Мучительно-великолепны брови.

В его лице трагически слились

Две древних крови.

 

Он тонок первой тонкостью ветвей.

Его глаза – прекрасно-безполезны! -

Под крыльями раскинутых бровей –

Две бездны.

 

В его лице я рыцарству верна,

Всем вам, кто жил и умирал без страху! –

Такие – в роковые времена –

Слагают стансы и идут на плаху! ''

По материнской линии Марина Цветаева тоже из старинного рода (но польско-немецких корней).

Прабабушке, чей портрет висел в доме отца, и посвящено стихотворение с вопросами и поиском себя:

 

АУДИОЗАПИСЬ стихотворения '' Бабушке ''.

 

 

1-Й ВЕДУЩИЙ:

В своих детях Марина стремилась развивать присущие ей лучшие

качества: способность преодолевать трудное, самостоятельность мыслей и действий.

В послереволюционные голодные годы, выхаживая заболевшую старшую дочь Алю(Ариадну), Марина теряет младшую Ирину. Эмигрировав вслед за мужем, Марина живёт в Германии, в Чехии(где рождается сын Георгий), во Франции. Жизнь была эмигрантская, трудная, нищая. Но вера не покидает её.

АУДИОЗАПИСЬ песни '' Когда я стану бабушкой…''

 

АУДИОЗАПИСЬ органной музыки - (фон для текста):

 

 

2-Й ВЕДУЩИЙ:

 

Поэзия Цветаевой была монументальной, мужественной и трагической. Эмигрантская литература была мелководна. Марина думала и писала только о большом – о жизни и смерти, о любви и искусстве, о Пушкине и Гёте…

Независимость Цветаевой, её смелые эксперименты со стихом, самый дух и направление её творчества раздражали и восстанавливали против неё большинство эмигрантских литераторов.

Вокруг Цветаевой всё теснее смыкалась глухая стена одиночества. Ей '' некому прочесть, некого спросить, не с кем порадоваться ''. Из её письма: '' Надо мной здесь люто издеваются, играя на моей гордыне, моей нужде и моём бесправии (защиты - нет)''.

А нужда была действительно велика. Из письма:

''вчетвером…просто медленно подыхаем с голоду ''.

В таких лишениях, в такой изоляции Цветаева героически работала как поэт. '' Ни с кем, одна всю жизнь, без книг, без читателей, без друзей, - без круга, без среды, без всякой защиты, причастности, хуже, чем собака, а зато…

 

А зато – всё! '' Всё – потому что с ней оставалась поэзия, её ''напасть'', её ''богатство'', её ''святое ремесло''. И какая упрямая вера в свои силы!

 

Немыслимо трудно работать художнику, когда он остаётся в таком безвоздушном пространстве, как эмиграция, - без родной земли под ногами, без родного неба над головой. Нужно обладать незаурядными душевными силами, чтобы в таких условиях сохранить хотя бы последнее – свою личность, без которой вообще нет и не может быть искусства. Ценой громадных усилий Цветаева сохранила свою личность, свою ''душу живу ''.

Период зрелого творчества – ненависть к ''бархатной сытости '', всяческой пошлости оттеняют ранние стихи о любви, о друзьях, о будущем.

АУДИОЗАПИСЬ песни '' Мне нравится, что вы больны не мной…''

АУДИОЗАПИСЬ стихотворения ''Мой день беспутен и нелеп…''

АУДИОЗАПИСЬ песни ''Хочу у зеркала, где муть…''

 

АУДИОЗАПИСЬ(МУЗЫКАЛЬНЫЙ ФОН ДЛЯ ТЕКСТА):

 

 

1-Й ВЕДУЩИЙ:

 

 

Особого внимания заслуживают стихотворения, посвящённые поэтам, с которыми Цветаева была знакома, или дружила, или боготворила их. Циклы стихов Блоку, Ахматовой, Мандельштаму, Пастернаку, Пушкину, стихи Маяковскому, Есенину.

 

III. ЧТЕНИЕ СТИХОТВОРЕНИЙ НАИЗУСТЬ УЧЕНИКАМИ.

 

Осипу Мандельштаму:

'' Никто ничего не отнял…''

'' Откуда такая нежность…''

Александру Блоку:

“Имя твоё – птица в руке…''

Анне Ахматовой:

'' О муза плача, прекраснейшая из муз!..''

 

Борису Пастернаку:

 

'' В мире, где всяк

сгорблен и взмылен…''

Владимиру Маяковскому:

'' Превыше крестов и труб…''

2-Й ВЕДУЩИЙ:

В эмиграции, далеко от России, от друзей, понятие ''родина'' наполняется новым содержанием. Не принявшая революции, Цветаева начинает понимать эту ''лавину из лавин'', новый мир новых людей, тоскует, думает о новой родине и принимает решение вернуться домой.

Личная драма Цветаевой переплелась с трагедией века. Она увидела

Раньше звериный оскал фашизма и прокляла его, она верит в бессмертие народа, не склонившего головы, предрекает неизбежную

гибель его палачам, но сама в ужасе, закрыв глаза и зажав уши, отступает перед кровавым безумием, охватившим мир. Проклиная фашизм, Цветаева теряла уж6е последнюю надежду – спасительную веру в жизнь.

Эти стихи её – как крик живой, но истерзанной души:

'' О чёрная гора,

Затмившая весь свет!

Пора - пора – пора

Творцу вернуть билет.

 

Отказываюсь – быть.

В бедламе нелюдей

Отказываюсь – жить.

С волками площадей.

 

Отказываюсь – выть.

С акулами равнин

Отказываюсь плыть –

Вниз – по теченью спин.

 

Не надо мне ни дыр

 

Ушных, ни вещих глаз.

 

 

На твой безумный мир

 

Ответ один – отказ.

 

 

1-Й ВЕДУЩИЙ:

 

На этой ноте последнего отчаяния оборвалось творчество Марины Цветаевой. Дальше осталось просто существование.

В 1939 году Цветаева восстанавливает своё советское гражданство и возвращается на родину. Тяжело дались ей 17 лет, проведённые на чужбине.

Цветаева долго мечтала, что вернётся в Россию ''желанным и жданным гостем ''. Но так не получилось. Личные её обстоятельства сложились плохо: муж и дочь были репрессированы, вскоре муж погиб, а дочь 16 лет провела в заключении.

Цветаева, поселившись в Москве, занялась переводами, готовила сборник избранных стихотворений. Грянула война.

Превратности эвакуации забросили Цветаеву сначала в Чистополь, потом в Элабугу. Чужой город, чужие люди, работы нет, жить не на что.

 

Тут-то и настиг её тот '' одиночества час'', о котором она с таким глубоким чувством сказала в своих стихах. Измученная, потерявшая волю, 31 августа 1941 года Марина Ивановна Цветаева покончила с собой.

 

2-Й ВЕДУЩИЙ:

Судьба созданного художником не сводится к его личной судьбе: художник уходит – искусство остаётся.

Наследие Марины Цветаевой велико и трудно обозримо. 13 изданных ею книг и 3 вышедшие посмертно вобрали в себя лишь малую часть написанного. Другая часть рассыпана по почти недоступным изданиям. Многое осталось неопубликованным. Среди созданного Цветаевой кроме лирики, - 17 поэм, 8 стихотворных драм, автобиографическая, мемуарная, историко-литературная и философско-критическая проза.

Обширное наследие это неравноценно. Есть в нём и то, что пережило своё время или было продиктовано соображениями случайными, злобой давно минувшего дня. Но без лучших стихов и поэм Марины Цветаевой сейчас уже невозможно составить достаточно полное и ясное представление о русской поэзии XX века.

 

IV. Итоги урока.

V. Домашнее задание: Написать сочинение на тему: «Чем меня привлекла судьба великой русской поэтессы Марины Цветаевой?»

 

1. https://www.mlis.ru/literature/171-lingvistika-i-literaturovedenie-kak-chasti-filologii.html

2. https://www.dslib.net/obw-pedagogika/sistema-vospitanija-cennostnogo-otnoshenija-k-materinstvu.html

3. Арутюнова Н.Д. Типы языковых значений. – М., 1999. – 333с.

4. Григорьева Е.А. Концепты ирреального мира в русском, чувашском, английском языках. – Казань, 2005

5. Александрова 3.Е. Словарь синонимов русского язык (под редакцией Л.А. Чешко). М., Русский язык 1986.

9. Фромм Э. Здоровое общество // Хорни К., Фромм Э. Психоанализ и культура. М., 1995.

10. Мережковский Д.С. М.Ю. Лермонтов. Поэт сверхчеловечества // М.Ю. Лермонтов pro et contra. СПб., 2002.

11. Федотов Г.П. Сумерки отечества // Федотов Г.П. Судьба и грехи России. Т. 1. М., 1960.

12. Там же. С. 326.

13. Соловьев В.С. Лекции по истории философии // Вопросы философии. – 1989, № 6.

14. Шмелев А.Д. Русская языковая модель мира: Материалы к словарю. М.: Языки славянской культуры, 2002.

15. Воркачев С.Г. «Поединок роковой»: концепт любви в русской поэзии. // Жанры речи: Вып. IV: Жанр и концепт. Саратов: Колледж, 2005.

16. Буров А.А. Когниолингвистические вариации на тему русской языковой картины мира. Пятигорск: Издательство ПГЛУ, 2003.

17. Афанасьев А.Н. Народные русские сказки: В 3т. М.: Наука, 1985. Т.II.

6. 18. https://uchebnikionline.com/pedagogika/pedagogika_-_moyseyuk_nye/realizatsiya_zmistu_osviti_suchasniy_shkoli.htm

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | Понятие государственной пенсии




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.