Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






История русского национализма






Русский национализм имеет сложную и долгую историю, о которой стоит сказать хотя бы коротко; кроме того, в данной части мы обратим внимание на интересующие нас в дальнейшем идеи и мыслителей.

Периодом становления национализма в Европе считается середина 19 века, когда сложилось централизованное и полноценное государство. Идентификация себя как представителя той или иной страны заменила феодальную идентичность для основной массы населения (я – родом из владения N -> я – француз, немец). Одновременно с этим для эффективного функционирования институтов требовалось наличие более-менее однородных масс, соответственно – языка, культурных аспектов и других факторов, являющихся основами для самоопределения. Иными словами, рождение нации как политической единицы происходило на фоне становления той формы государства, которое имеет привычный для современности вид. Национальное государство было необходимо не только для успешного существования и функционирования «внутри себя», но и для результативной внешней политики. Следствием являлось противопоставление себя «чужому», в чем, опять же, актуализировалась категория нации.

Если европейский национализм был, условно, самодостаточным и окружённым схожими по типу моделями, то русский нёс отпечаток реформ Петра I, а именно – должен был решить для себя вопрос о форме существования. Это привело к известной дискуссии между «западниками» и «славянофилами», которая, как нам кажется, в изменённой форме существует до сих пор. Мы считаем необходимым сказать несколько слов об этих важнейших для русского национализма течениях и их трансформации в современный спор о принципах политики России.

«Западники» полагали, что курс на «европеизацию», взятый Петром I, был верным шагом, и что будущее России немыслимо без ориентира на Европу. Так или иначе, государству суждено либо влиться в европейскую цивилизацию, либо исчезнуть с мировой арены. Сложность для нас видится в определении, можно ли сочетать идеологию «западников» с национализмом. Исходя из определения, которое было выбрано как основное для данной работы – нет, «западник-националист» это нереализуемое понятие.

Приведём пример: каждый человек, так или иначе, считает, что поступает правильно. Соответственно, представитель «западничества» полагает, что благом государства является необходимость перенять нормы, культурные аспекты и принципы функционирования европейских государств. Казалось бы, такой человек вполне может желать развития и процветания собственного народа и нации, и, исходя из некоторых определений национализма, описанных выше, является националистом. Но, с другой стороны, учитывая, что в выбранное нами понимание национализма подразумевает и стремление к сохранению самобытности и культурной уникальности нации, «западник» не может быть националистом. Скорее всего, он подпадает под определение «патриота». Определение и объяснение, что «западник» НЕ может быть националистом, видится нам крайне важным для дальнейшего исследования.

Оппонентами «западниками» выступали «славянофилы», которые заявляли о собственном и уникальном пути развития государства, в котором неприменимы и неэффективны модели, реализованные в Европе. Именно «славянофилов» можно считать националистами в том смысле, в котором мы определили «национализм».

Одновременно с отказом следования «европейскому пути развития», славянофилами выдвигались собственные концепции развития России. Основной государственной была выдвинутая в период правления Николая I С. Уваровым «теория официальной народности», которую без сомнения можно отнести к разряду «славянофильских». Более подробно данную концепцию мы разберём позднее.

Главным продуктом деятельности поздних «славянофилов» в области размышлений о перспективах государства является, по нашему мнению, теория культурно-исторических типов в работе Данилевского Н.Я. «Россия и Европа», о которой ещё будет сказано в дальнейшем.

Советский период характеризовался следованию доктрины интернационализма, в рамках которой основополагающим считался тезис «Пролетарии всех стран соединяйтесь». Во внутренней политике данный лозунг нашёл выражение в «советизации» национальных регионов по особенной схеме: культурные аспекты не уничтожались полностью, но претерпевали значительные изменения в целях соответствия разработанному властями курсу и идеологии; происходило обучение русскому языку, но не всегда исключался национальный язык того или иного народа; конфессиональные признаки максимально подавлялись. Говоря коротко, советский период, как нам кажется, был неудачным для практического проявления русской национальной идеи. Однако крупный коммунистический эксперимент дал обильную почву для размышлений писателям и философам. Среди них можно выделить И.А. Ильина, идеи которого нашли отражение в книге «О русском национализме», выдержки из которой помогут рассмотреть присущие, по мнению Ильина, русскому человеку качества.

Наконец, с распадом Советского Союза наступает современный этап, который характеризуется как реакцией на националистические движения в бывших республиках и регионах СССР, так и собственной актуализацией идей русского национализма. Крах интернациональной идеологии, а вместе с тем и поиск новой идентичности вызвал значительный рост националистических настроений среди всех народов постсоветского пространства, не обойдя и русский. Современному этапу будет посвящена отдельная глава, в которой мы рассмотрим как оценку русской ментальности исследователями, так и собственно националистическими организациями и сторонниками национализма.


 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.