Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Профессиональная этика бухгалтера: понятие, этические принципы деятельности, этические конфликты и порядок их разрешения, дисциплинарные меры и порядок их применения.






 

 

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

БУХГАЛТЕРСКОЙ СЛУЖБЫ

1. Ведение бухгалтерского учета по российским стандартам и подготовка бухгалтерской финансовой отчетности.

Статья 15.11. КоАП РФ предусматривает штраф от 20 до 10 МРОТ за грубые нарушения при ведении бухгалтерского учета.

Под грубым нарушением правил ведения бухгалтерского учета и отчетности понимают:

а) искажение суммы начисленных налогов и сборов не менее чем на 10%;

б) искажение любой строки (статьи) форм бухгалтерской отчетности не менее чем на 10%.

2. Расчеты платежей и подготовка отчетности по налогам в бюджет и страховым взносам во внебюджетные фонды.

Статья 199 УК РФ «Уклонение от уплаты налогов с организации путем включения в бухгалтерские документы заведомо ложных искаженных данных либо иным путем» предусматривает лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью до пяти лет, либо арестом на срок от 4 до 6 месяцев, либо лишением свободы на срок до 4-х лет.

Если деяние совершено группой лиц; лицом, ранее судимым, неоднократно, в особо крупном размере, то наказание – лишение свободы на срок от 2 до 7 лет и лишение права заниматься определенным видом деятельности, занимать определенные должности на срок до 3 лет.

Уклонение от уплаты налогов и страховых взносов признается совершенном в крупном размере, если сумма неуплаченных налогов и сборов превышает 1000 МРОТ, а в особо крупном размере – 5000 МРОТ.

3. Подготовка статистической отчетности.

В соответствии со статьей 13.20. КоАП РФ нарушение должностным лицом представления статистической информации, а равно предоставление недостоверной статистической информации, наказывается штрафом от 30 до 50 МРОТ.

4. Проблема организации налогового учета по налогу на прибыль.

За нарушения в ведении бухгалтерского учета не наказывают, а за нарушения налогового учета главой 16 НК РФ предусмотрена ответственность – штрафные санкции.

5. Подготовка информации для формирования отчетности по МСФО.

Процесс перехода на подготовку финансовой отчетности по МСФО можно разделить на три этапа: первичная подготовка, подбор и обучение кадров с последующим созданием отделов и служб, создание системы электронной обработки данных.

Напрямую ни УК РФ, ни КоАП РФ не предусматривают наказаний за ошибки, содержащиеся в отчетности, при этом может быть не достигнута цель предприятия, будет упущена потенциальная прибыль. Внешние пользователи не заинтересуются данным предприятием.

6. Подготовка информации для системы управленческого учета.

7. Подготовка сопутствующей информации. Например, раскрытие информации об аффилированных лицах.

Выписка из Государственном образовательном стандарте по специальности «Бухучет, анализ и аудит»:

«1.3. Квалификационная характеристика выпускника.

1.3.1 Место специальности в области экономики и управления:

Профессиональная деятельность специалиста осуществляется во всех сферах народного хозяйства и направлена на профессиональное обслуживание функционирования хозяйствующих субъектов всех правовых форм собственности, сферы госбюджета и внебюджетных институциональных структур.

Специалист должен на основе профессиональных знаний обеспечить формирование, анализ и использование для управления информации об активах, обязательствах, капитале, движении денежных потоков, доходах и расходах, а также финансовых результатах деятельности предприятий, организации, учреждений и т.д. (далее – организаций) и тем самым способствовать улучшению использования кономического потенциала хозяйствующих субъектов, рациональной организации их финансово-экономических отношений, содействовать защите экономических интересов и собственности физических и юридических лиц.

1.3.2. Объекты профессиональной деятельности.

Объектами профессиональной деятельности специалиста являются: оборотные и внеоборотные активы, обязательства, капитал, доходы, расходы и финансовые результаты в области основной, операционной инвестиционной и финансовой деятельности хозяйствующих субъектов.

1.3.3. Виды профессиональной деятельности.

Основные виды профессиональной деятельности специалиста:

– учетно-аналитическая;

– контрольно-ревизионная;

– аудиторская;

– консалтинговая;

– организационно-управленческая;

– нормативно-методическая.

1.3.4. Возможности профессиональной адаптации.

Специалист может адаптироваться к следующим видам смежной профессиональной деятельности:

– управленческо-хозяйственной;

– финансовой и кредитной;

– экспертно-консультационной;

в том числе: а) по налогообложению;

б) по оценке собственности;

– внешнеэкономической;

– научно-методической;

– правовой;

– научно-педагогической (по профилю специальности).

1.4. Возможности продолжения образования выпускника.

Экономист, освоивший основную образовательную программу высшего профессионального образования по данной специальности, подготовлен для продолжения образования в аспирантуре».

 

КОНФЛИКТЫ

Конфликт – это проявление объективных и субъективных противоречий, выражающихся в противоборстве сторон.

Виды конфликтов:

- гендерные конфликты (проблемы взаимоотношений полов);

- политические конфликты;

- вооруженные конфликты (войны);

- экономические конфликты;

- и другие конфликты.

С точки зрения социологии, конфликт – это процесс, в котором два (или более) индивида ищут возможность помешать друг другу достигнуть определенную цель, предотвратить удовольствие интересов соперника или изменить его взгляды и социальные позиции.

Конфликт следует отличать от соревнования, состязания, конкуренции. Здесь также имеется противоборство сторон, оно, как правило, не является обостренным до степени враждебности. А если вражда и возникает, то она не сопровождается обоюдными действиями, препятствующими законному поведению другой стороны. Например, спортивные соревнования.

Функции конфликта:

1) прежде всего, конфликт служит способом выявления и разрешения противоречий;

2) конфликт – проявление свободы человека;

3) конфликт – это стимул развития общества в целом.

По статистике 15% рабочего времени тратится на разрешение конфликтов.

Объект конфликта – это всегда некий дефицитный ресурс. Например, территория, деньги, рабочее время, власть. Если нет объекта, то это ложный конфликт.

Участники конфликта:

а) противоборствующие стороны;

б) посредники, пособники, организаторы.

Пособник – это лицо, содействующее конфликту советами и другими способами.

Посредники – это строго нейтральные лица, помогающие конфликтующим сторонам в достижении согласия с помощью переговоров.

Причины конфликтов:

1. объективные. Объектами конфликта могут быть материальные, социальные и духовные ценности;

2. организационно-управленческие (67 % всех конфликтов). К ним относятся конфликты, возникающие при несоответствии структуры организации требованиям деятельности;

3. функционально-организационные. Конфликты разгораются при взаимодействии организации и внешней средой;

4. личностно-функциональные конфликты; эти конфликты возникают:

а) если какой-то человек не соответствует требованиям должности;

б) связан с потерей или искажением информации;

в) это несбалансированное ролевое взаимодействие;

г) личностные причины.

Понятие «конфликтной личности»

К сценарным конфликтам относят ситуации противостояния работников друг другу, повторяющиеся в организации с какой-либо периодичностью, как спектакль в театре.

Сценарные конфликты обусловлены людьми, провоцирующими столкновение сотрудников между собой.

Причины конфликтов:

1. ситуация. Проявляется характерная черта, свойственная конфликтной личности: неадекватно завышенная самооценка наряду с неадекватно низкой оценкой окружающих (во всех неудачах эти люди винят окружающих). Причина сценарных конфликтов – конфликтные люди;

2. холерический темперамент (взрывная личность);

3. демонстративность – способ удовлетворения внутренних стремлений человека ощущать себя значимым в коллективе;

4. избыточность жизненной энергии (гипертимность). Конфликт в этом случае – средство реализовать повышенную жизненную энергию;

5. культурные стереотипы – в этом проявляется навык общения с людьми;

6. воспитание в семье;

7. эмоциональные травмы.

Руководитель может выбрать один из двух вариантов поведения в ситуации с конфликтным человеком:

1. меры по разрешению конфликта в коллективе, конфликтный человек остается на рабочем месте:

а) беседа,

б) административные меры (выговор, лишение премии), смена должности;

2. увольнение.

Развитие конфликтов

Стадии развития конфликтов

 

Предварительный Эскалация Сбалансированное Завершение

этап противостояние конфликта


инцидент силы на исходе осознание

необходимости договариваться

 

 

Для того чтобы запустить конфликт, необходимо соблюдение трех условий:

- один участник активно и сознательно действует, нанося ущерб. Ущерб может быть психологический, моральный и физический;

- другой участник должен осознать, что действие направлено против него;

- одна сторона действует в ущерб другой стороне.

 

Пути решения конфликтов

 

Конфликт полностью разрешен Конфликт ослаблен


Средства решения конфликта:

1. Конституция – главное эффективное средство решения конфликта;

2. законодательные акты, любые правила;

3. консенсус, компромисс с целью минимизации потерь и максимизации выгоды для противоборствующих сторон.

Способы достижения разрешения конфликтов:

1) соглашение в результате совпадения мнений всех сторон;

2) соглашение в соответствии с законодательной или моральной волей внешней стороны;

3) соглашение навязанное одной из сторон конфликта;

4) самоликвидация конфликта;

5) получение дополнительной информации;

6) переговоры;

7) юридические способы урегулирования;

8) эмпатия;

9) юмор.

 

Профессия бухгалтера накладывает определенные требования к личности человека. Бухгалтер должен обладать такими качествами, как:

1. целеустремленность;

2. настойчивость;

3. склонность к систематизации информации;

4. критический анализ, трезвость взглядов на жизнь;

5. устойчивость интересов, твердость принципов;

6. упорство в отстаивании собственного мнения;

7. прямолинейность;

8. практичность;

9. организованность;

10. ответственность;

11. аккуратность и пунктуальность;

12. способность преодолевать множество препятствий.

 

 

ОШИБКИ В БУХГАЛТЕРСКОМ УЧЕТЕ

Ошибка в бухгалтерском учете – это непреднамеренное неумышленное нарушение правильности данных учета и отчетности, совершенное в результате арифметических или логических погрешностей в учетных записях, недосмотра в полноте учета или неправильного представления фактов хозяйственной деятельности, наличия и состояния имущества, расчетов и обязательств.

В данном определении следует особо выделить понятие «правильности». В настоящее время «правильность» заменена на понятие «достоверность».

Умышленные и преднамеренные ошибки – это мошенничество.

Бухгалтер должен понимать качество ошибки, для этого существует множество классификаций ошибок по различным признакам.

Все ошибки можно разделить на ошибки в бухгалтерской процедуре и ошибки в налоговом учете.

С другой стороны ошибки в бухгалтерском учете можно разделить на следующие группы:

1) неполное отражение фактов хозяйственной жизни. Речь идет о неполном формировании налоговой базы в налоговом учете по конкретному налогу. Например, неотражение в бухгалтерском учете факта получения объекта основных средств в аренду (отсутствие данных по этому объекту в забалансовом учете) осложняет оценку данного основного средства при его утрате или порче, а также могут возникнуть проблемы в расчетах с арендодателем;

2) необоснованные учетные записи. Согласно Федеральному закону «О бухгалтерском учете» все операции должны оформляться первичными документами. Ошибки возникают тогда, когда записи в бухгалтерском учете присутствуют, а подтверждающие документы отсутствуют. Например, к вычету из бюджета предъявлен НДС по приобретенным материалам, оприходование которых не подтверждено документально. Важную роль играют бухгалтерские справки, так как они являются обоснованием для совершенной операции. Может быть допущена и такая ошибка – первичные документы присутствуют, реквизиты заполнены, но не указано, какого рода и характера оказаны услуги. Такой документ считается ничтожным;

3) ошибки в периодизации. Нарушается принцип временной определенности фактов хозяйственной деятельности. Несвоевременное отражение хозяйственных операций происходит при нарушении графика документооборота (истребование материальных отчетов, авансов, табелей рабочего времени). Разделяют налоговые и бухгалтерские последствия. С точки зрения налогообложения речь идет о попадании хозяйственной операции в соответствующий налоговый период. Ошибки при признании доходов и расходов будущих периодов в текущем периоде или наоборот;

4) ошибки в записях. Все записи делятся на записи в бухгалтерском и налоговом учете. Ошибки в записях делятся на виды:

а) методологические, связанные с нарушением в корреспонденции счетов, несоблюдением требований ПБУ и других законодательно-нормативных актов, а также требований учетной политики;

б) технические, возникающие вследствие некорректного переноса данных первичных документов в учетные регистры. Например, вместо «500» написано «5000»;

в) нечеткие записи в документах. Например, «3» похожа на «8»;

г) программные ошибки, арифметические ошибки при ручной обработке данных, например, 4 * 2 = 9;

д) ошибки при сбоях вычислительных средств;

е) некорректное исправление ошибок;

5) неверная оценка активов, пассивов и финансовых результатов.

Для избежания ошибок в организации необходимо иметь систему внутреннего контроля или внутреннего аудита.

 

ИСПРАВЛЕНИЕ ОШИБОК

В БУХГАЛТЕРСКОМ УЧЕТЕ И ОТЧЕТНОСТИ

Общий порядок исправления ошибок установлен пунктом 11 приказа Минфина РФ «О формах бухгалтерской отчетности организаций» от 22.07.2003 № 67н. При этом выделяется 3 варианта.

1. Ошибка выявлена в текущем периоде до окончания отчетного года.

2. Ошибка выявлена после завершения отчетного года, но до утверждения годовой бухгалтерской отчетности.

3. Ошибка выявлена за прошлый год после утверждения годовой отчетности.

В случае обнаружения организацией ошибок первого вида исправления производятся записями по соответствующим счетам бухгалтерского учета в том месяце отчетного года, когда искажения выявлены. Должна быть оформлена справка бухгалтера, где отражается суть ошибки, указывается документ, содержащий ошибку, его дата и номер, а также необходимо привести правильные и исправительные записи.

При выявлении ошибок, относящихся ко второй группе, исправительные записи производятся в декабре отчетного года.

При выявлении ошибок третьей группы, исправления отражаются в учете текущего года в месяце выявления ошибки в корреспонденции со счетом 91 «Прочие доходы и расходы».

Требования к исправлению налоговых ошибок

При выявлении ошибок, относящихся к прошлым налоговым периодам, перерасчет налога, подлежащего уплате в бюджет, производится в периоде совершения ошибки.

При этом необходимо:

а) внести исправления в бухгалтерский учет;

б) заполнить и сдать уточненную налоговую декларацию за период, в котором была ошибка;

в) заплатить налог и пени.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.