Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сущность и структура инвестиционного рынка..






Понятие «инвестиционный рынок» следует употреблять в двух аспектах - в узком и широком смысле. В узком смысле инвестиционный рынок - это специфичный вид рынка, где объектом купли-продажи является инвестиционный товар и услуги. В широком смысле - это совокупность экономических отношений между субъектами инвестиционной деятельности по поводу купли-продажи инвестиционного капитала, инвестиционных ресурсов, инвестиционных товаров и услуг по ценам, складывающимся на основе взаимного спроса и предложения, под воздействием механизма конкуренции. Таким образом. Можно сказать, что инвестиционный рынок - это механизм, соединяющий воедино продавцов инвестиционных товаров и услуг - объектов инвестиционных вложений, и покупателей этих товаров и услуг, выражающих спрос на инвестиции - владельцев капитала (инвестора).

В силу присущих рыночной экономике механизмов, любой инвестиционный рынок может испытывать подъём, пик, спад и ослабление на свои товары. То есть в один момент времени в силу каких-либо факторов и обстоятельств (как правило, этому способствует рост деловой активности, люди активно начинают что-то покупать, это вызывает рост цен), происходят изменения, которые вызывают увеличение спроса на какой-либо товар - в это время инвестор, если вовремя оценил конъюнктуру рынка и сделал правильный расчёт, он покупает товар, цена на который должна вырасти. Затем дожидается пока цена доберётся до своего максимума (этому способствует увеличение числа предложений, которые вызваны значительным увеличением спроса - товарооборот увеличивается, и в определённый момент, когда предложений больше чем спрос, цена уже начинает падать) и в этот момент ему необходимо зафиксировать прибыль, продав или переведя этот актив в другую форму. Когда спрос достигнет минимума, он уже может его скупить по минимальной цене, чтобы в случае прогнозируемого увеличения спроса опять его продать.

Данные процессы происходят циклически и за многие годы существования того или иного инвестиционного рынка уже известны основные показатели и тенденции, предшествующие тот или иной этап. Зная и используя которые, опытный инвестор способен своевременно выполнить необходимые действия.

Одними из основных характеристик является инвестиционный спрос и предложение, именно эти показатели и их значение определяют во многом, на какой стадии находится инвестиционный рынок и куда он, возможно, продолжит своё движение. Спрос при этом может быть как реальным, так и потенциальным. Первый представляет собой инвестиционные ресурсы, выделенные реальными субъектами на приобретение того или иного продукта. Потенциальный же спрос характеризуется, оценкой потенциально возможной величины будущего инвестиционного капитала, сумма которого складывается исходя из доходов субъекта инвестирования.

Инвестиционные рынки по своему составу неоднородны, поэтому имеют сложную и разветвленную структуру. Наиболее общим признаком классификации инвестиционных рынков является объект вложений, в соответствии с которым выделяют рынки объектов реального и финансового инвестирования. С возрастанием роли научно-технического прогресса возникает инновационный сегмент инвестиционного рынка, связанный с вложениями в определенные виды нематериальных активов. Инвестирование на данном сегменте инвестиционного рынка характеризуется высокой степенью риска.

Некоторые авторы в составе рынка объектов реального инвестирования выделяют рынок приватизируемых объектов, который представлен муниципальными и государственными предприятиями, подлежащими выкупу на конкурсной и иной основе трудовыми коллективами или сторонними инвесторами. Например, Г.И. Иванов в составе инвестиционного рынка выделяет информационный рынок, в качестве инвестиционного товара на котором выступает информационный продукт (информация об идентичных или однородных инвестиционных товарах).

Объектами рынка недвижимости являются свободные и застроенные земельные участки. Инвестиционная функция рынка недвижимости заключается в том, что он является способом сохранения и увеличения стоимости капитала, а также получения дохода при переводе сбережений и накоплений в реальный производительный капитал. Поэтому операции на рынке недвижимости имеют инвестиционное содержание.

Состояние инвестиционного рынка и его сегментов характеризуют такие элементы, как спрос, предложение, цена и конкуренция. Соотношение этих элементов инвестиционного рынка постоянно изменяется под влиянием множества разнородных и разнонаправленных внутрирыночных и общеэкономических факторов. Совокупность факторов, определяющих сложившееся соотношение спроса, предложения, уровня цен, конкуренции и объемов реализации на инвестиционном рынке или его сегменте, называется конъюнктурой инвестиционного рынка.

 

57. 57. Рынок страховых услуг и его влияние на экономику страны.

Страхование в рыночной экономике выполняет определенные функции, выражающие общественное назначение данной категории.

Рисковая функция страхования связана с тем, что наличие риска позволяет страхованию существовать и развиваться. Под страховым риском понимаются опасности и случайности, вследствие возможного наступления которых страховщик берет на себя обязательство выплатить пострадавшей стороне сумму страхового возмещения. Случайности и опасности должны носить именно возможный, а не неизбежный характер. Обстоятельства, которые могут вызвать убытки, не должны быть также следствием умышленных или грубых действий со стороны страхователя.

Предупредительная функция страхования реализуется путем финансирования за счет части средств страхового фонда превентивных мероприятий по исключению или уменьшению степени страхового риска, а следовательно, и ущерба от данного риска. Например, за счет части средств, собранных при страховании от пожара, финансируются противопожарные мероприятия, а также мероприятия, направленные на уменьшение возможного ущерба от пожара.

Социальная функция страхования связана с оказанием материальной помощи застрахованным лицам в случае расстройства здоровья, утраты трудоспособности в результате заболеваний или несчастных случаев. За счет обязательного или добровольного медицинского страхования финансируются медицинские расходы на лечение и восстановление здоровья застрахованных лиц. Страхование также может обеспечить компенсацию утраченных доходов в связи с заболеванием, инвалидностью страхователя.

В личном страховании дополнительно выделяется сберегательная функция страхования, которая связана с накоплением определенных денежных сумм по договорам личного страхования.

Контрольная функция страхования – это обеспечение соответствия сформированных страховых резервов фактическим обязательствам страховой компании, а также контроль за размещением и использованием средств страховых резервов. В соответствии с контрольной функцией на основании законодательных и инструктивных документов осуществляется финансовый страховой контроль за правильным проведением страховых операций. Кроме этого контрольная функция реализуется в установлении факта страхового случая и связанных с этим рисковых обстоятельствах и обеспечивается условиями заключенного договора страхования с привлечением экспертов и компетентных органов в вопросах страховой экспертизы.

Страховой рынок - это особая социально-экономическая среда, определенная сфера денежных отношений, где объектом купли-продажи выступает страховая защита, формируются предложение и спрос на нее.
Страховой рынок можно рассматривать как:
форму организации денежных отношений по формированию и распределению страхового фонда для обеспечения страховой защиты общества;
совокупность страховых организаций (страховщиков), которые принимают участие в оказании соответствующих страховых услуг.

Функционирующий страховой рынок представляет собой сложную, интегрированную систему, включающую различных субъектов. Первичным звеном страхового рынка является страховая компания. Именно здесь осуществляется процесс формирования и использования страхового фонда, проявляются экономические отношения, переплетаются личные и коллективные интересы.
Кроме того, на страховом рынке также действуют и другие его субъекты: перестраховочные компании, посредники страховщика - страховые агенты и брокеры, различные объединения страховщиков: страховые пулы, союзы и т.д. В целях защиты конкуренции на рынке финансовых услуг деятельность участников страхового рынка регулируется антимонопольным законодательством.
Специфическим товаром, предлагаемом на страховом рынке, является страховая услуга. Страховая услуга может быть представлена на основе договора (в добровольном страховании) или на основе закона (в обязательном страховании). Перечень видов страхования, представленных на страховом рынке, определяет ассортимент страховых услуг.

Страховой рынок как совокупность страховых организаций представляет собой сложную многофакторную динамическую систему - группу регулярно взаимодействующих и взаимозависимых отдельных составных частей, образующих единое целое. Страховая система взаимодействует с окружающей ее средой посредством внешних связей, которые характеризуют как влияние окружения на систему, так и воздействие системы на среду. Таким образом, страховой рынок представляет диалектическое единство двух систем - внутренней системы и внешнего окружения.
К внутренней системе относятся следующие основные управляемые переменные: страховые продукты (условия договоров страхования данного вида), система организации продаж страховых полисов и формирования спроса, гибкая система тарифов, собственная инфраструктура страховщика. К внутренней системе относятся также управляемые страховщиком переменные ресурсы: материальные, финансовые, трудовые, определяющие положение данного страховщика на рынке.

Структура страхового рынка может быть охарактеризована в институциональном и территориальном разрезах. В институциональном разрезе структура страхового рынка представляет собой совокупность страховых компаний различных организационно-правовых форм. В территориальном разрезе выделяют местный (региональный) страховой рынок, национальный (внутренний) и мировой (внешний) страховые рынки. По отраслевому признаку выделяют рынок личного страхования, рынок имущественного страхования, рынок страхования ответственности и т.д

Страховой посредник - это юридическое или физическое лицо, осуществляющее посредническую деятельность по заключению и исполнению договоров страхования и перестрахования.

Страховые посредники не являются участниками договора страхования. Их основная задача - способствовать заключению договора страхования между страховщиком и страхователем.

Страховыми агентами являются физические или юридические лица, осуществляющие посредническую деятельность в страховании в интересах и от имени страховщика.

Страховые агенты —постоянно проживающие на территории Российской федерации и осуществляющие свою деятельность на основании гражданско-правового договора физические лица или российские юридические лица (коммерческие организации), которые представляют страховщика в отношениях со страхователем и действуют от имени страховщика и по его поручению в соответствий с предоставленными полномочиями.

Страховые брокеры — юридические или физические лица, зарегистрированные в установленном порядке в качестве предпринимателей, осуществляющие посредническую деятельность по страхованию от своего имени на основании поручений страхователя либо страховщика.

Страховые актуарии — физические лица, постоянно проживающие на территории Российской Федерации, имеющие квалификационный аттестат и осуществляющие на основании трудового договора или гражданско-правового договора со страховщиком деятельность по расчетам страховых тарифов, страховых резервов страховщика, оценке его инвестиционных проектов с использованием актуарных расчетов.

На сегодняшний день в мировой страховой практике применяется четыре основных типа агентских сетей.
Простое агентство представляет такую организацию продаж страховых продуктов, при которой агент заключает договор со страховой компанией и работает самостоятельно под контролем штатных работников компании. За каждый заключенный договор страхования агент получает комиссионное вознаграждение.

Пирамидальная структура строится по следующему принципу:
страховая компания заключает договор с генеральным агентом - физическим лицом, который имеет право самостоятельно формировать систему субагентов;
привлекаемые для работы субагенты, в свою очередь, также могут набирать себе субсубагентов и т.д.
Средняя европейская компания имеет 4-6 таких уровней продажи. Комиссия от заключения договора равномерно распределяется между всеми продавцами по принципу: чем выше уровень (чем ближе к верхушке пирамиды), тем меньше ставка комиссии. Самая высокая ставка комиссии у агента, непосредственно заключившего договор страхования, но генеральный агент может получать заработок, в несколько раз превышающий оплату труда первичного агента за счет больших размеров подчиненной ему сети продавцов.
Многоуровневая сеть реализовывается в страховании по образу и подобию распространения косметических продуктов. Агентами при этой системе являются сами страхователи - физические лица. Приобретая полис страхования, как правило, долгосрочного личного страхования, они одновременно приобретают право продавать полисы другим страхователям. В дальнейшем сеть расширяется за счет привлечения страхователями - агентами компании новых клиентов.
Метод прямых продаж является новым подходом в организации распространения страховых продуктов. Страхователь может заключить договор страхования, обратившись непосредственно в страховую компанию, минуя страхового агента. Каналами заключения договоров выступают современные средства связи: телефоны, факсы, компьютерная сеть: электронная почта, сайты страховых компаний, Интернет-магазины и т.д. Метод прямых продаж, как правило, используется только для продажи относительно простых страховых продуктов.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.