Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Рекомендации






МЕТОДИЧЕСКИЕ

 

ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ

СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ

НА УРОВНЕ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ

ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

 

 

Комитет

экономического развития и инвестиционной деятельности Ленинградской области

 

 

 

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Настоящие Методические рекомендации по формированию системы стратегического планирования в муниципальных образованиях Ленинградской области (далее – Методические рекомендации) разработаны в целях методического обеспечения процессов разработки документов стратегического планирования в муниципальных образованиях во взаимосвязи с процессами стратегического планирования, осуществляемыми на федеральном уровне и на уровне Ленинградской области.

Следование методическим рекомендациям позволит органам местного самоуправления создать эффективную систему стратегического планирования социально-экономического развития муниципальных образований Ленинградской области, в том числе ориентированную на достижение стратегических целей развития Российской Федерации и Ленинградской области.

Настоящие Методические рекомендации разработаны в соответствии с нормами Федерального закона № 172-ФЗ от 28.06.2014 «О стратегическом планировании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 172- ФЗ), Бюджетного кодекса РФ, Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 (ред. от 14.10.2014) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», закона Ленинградской области от 18.05.2006 № 22-оз «О стратегическом планировании социально-экономического развития Ленинградской области», а также с учетом требований порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Ленинградской области, утвержденного постановлением Правительства Ленинградской области от 07.03.2013 № 66, методических указаний по разработке и реализации государственных программ Ленинградской области, утвержденных приказом Комитета экономического развития и инвестиционной деятельности от 13.06.2013 № 15 и иными нормативными правовыми актами РФ и Ленинградской области.

Необходимо отметить, что после принятия Федерального закона № 172-ФЗ на федеральном уровне продолжается процесс приведения в соответствие иных действующих нормативных правовых актов (Бюджетного кодекса РФ, Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ и др.) к единому понятийному аппарату в сфере стратегического планирования, к единым требованиям к составу и содержанию документов стратегического планирования. Аналогичные процессы запущены и на региональном уровне. Согласно Плану подготовки документов стратегического планирования Ленинградской области (утвержден распоряжением Правительства Ленинградской области от 26 января 2015 г. № 12-р) в апреле 2015 года будет завершен процесс разработки и внесен на рассмотрение Законодательного собрания Ленинградской области проект областного закона «О стратегическом планировании в Ленинградской области», содержащий правовые основы, раскрывающие и дополняющие положения, установленные Федеральным законом № 172- ФЗ.

Частичная практическая апробация настоящих Методических рекомендаций была проведена в 2014 году при разработке отдельными муниципальными образованиями Ленинградской области стратегий социально-экономического развития и планов мероприятий по их реализации. Соответствующие шаблоны (стратегии и плана мероприятий по реализации стратегии) были использованы в структуре следующих документов:

• Программа социально-экономического развития муниципального образования «Вознесенское городское поселение» Подпорожского муниципального района Ленинградской области на 2015-2025 годы;

• Программа социально-экономического развития муниципального образования «Радогощинское сельское поселение Бокситогорского муниципального района Ленинградской области» территории компактного проживания малочисленных народов Российской Федерации на 2015-2025 годы;

• Программа комплексного социально-экономического развития Алеховщинского сельского поселения Лодейнопольского муниципального района Ленинградской области на 2015-2025 годы;

• Программа социально-экономического развития муниципального образования «Вистинское сельское поселение» муниципального района «Кингисеппский муниципальный район» Ленинградской области – территории компактного проживания малочисленного ижорского народа на 2015-2025 годы;

• Программа комплексного социально-экономического развития муниципального образования «Винницкое сельское поселение Подпорожского муниципального района Ленинградской области» на 2015-2025 годы.

• Разработанные документы стратегического планирования размещены на официальных сайтах местных администраций муниципальных образований.

 

СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ НА УРОВНЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

Стратегическое планирование на уровне Российской Федерации

Под стратегическим планированием на федеральном уровне понимается деятельность участников стратегического планирования по целеполаганию, прогнозированию, планированию и программированию социально-экономического развития Российской Федерации (далее также – РФ или Россия), отраслей экономики и сфер государственного управления, обеспечения национальной безопасности, направленная на решение задач устойчивого социально-экономического развития страны и обеспечение ее национальной безопасности. Участниками стратегического планирования на федеральном уровне являются: Президент РФ, Федеральное Собрание РФ (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство РФ, Совет Безопасности РФ, Счетная палата РФ, Центральный банк РФ, федеральные органы исполнительной власти, а также другие органы и организации в случаях, предусмотренных действующим законодательством.

В рамках целеполагания на федеральном уровне осуществляется деятельность по определению направлений, целей и приоритетов социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности РФ. В рамках прогнозирования ведется разработка научно обоснованных представлений о рисках социально-экономического развития, об угрозах национальной безопасности, о направлениях, результатах и показателях социально-экономического развития РФ.

В ходе планирования разрабатываются и реализуются основные направления деятельности Правительства РФ, планы деятельности федеральных органов исполнительной власти и иные планы в сфере социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности РФ. Их разработка и реализация направлена на достижение целей и приоритетов социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности, содержащихся в документах стратегического планирования, разрабатываемых на федеральном уровне в рамках целеполагания.

В рамках программирования осуществляется деятельность по разработке и реализации государственных программ. Данная деятельность направлена на достижение целей и приоритетов социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности, содержащихся в документах стратегического планирования, разрабатываемых на федеральном уровне в рамках целеполагания.

Правовое регулирование стратегического планирования на федеральном уровне основывается на положениях Конституции РФ и осуществляется в соответствии с федеральными конституционными законами, федеральными законами, и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Президента РФ, Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти. Среди наиболее важных законодательных и иных нормативных правовых актов, положения которых устанавливают правовые основы, регулируют и регламентируют процессы стратегического планирования на уровне Российской Федерации в целом, следует выделить: Федеральный закон № 172-ФЗ от 28.06.2014 «О стратегическом планировании в Российской Федерации», Бюджетный кодекс РФ (Кодекс РФ от 31.07.1998 № 145-ФЗ, Федеральный закон от 31.07.1998 № 145-ФЗ), Градостроительный кодекс РФ (Кодекс РФ от 29.12.2004 № 190-ФЗ, Федеральный закон от 29.12.2004 № 191-ФЗ) и Основы стратегического планирования в Российской Федерации (утверждены указом Президента РФ от 12.05.2009 № 536).

Организация и функционирование системы стратегического планирования на федеральном, региональном и муниципальном уровнях основываются на единых принципах. К числу таковых относятся следующие принципы: единства и целостности, разграничения полномочий, преемственности и непрерывности, сбалансированности, результативности и эффективности, ответственности участников, прозрачности (открытости), реалистичности, ресурсной обеспеченности, измеряемости целей, соответствия показателей целям и программно-целевом принципе.

Законодательством РФ установлены единые требования к периоду действия документов стратегического планирования федерального, регионального и муниципального уровней. Под среднесрочным периодом понимается период, следующий за текущим годом, продолжительностью от 3-х до 6-ти лет включительно. Под долгосрочным периодом понимается период, следующий за текущим годом, продолжительностью более 6-ти лет.

В сфере стратегического планирования федеральные органы государственной власти имеют следующие основные полномочия:

-установление принципов организации и функционирования системы стратегического планирования;

-определение порядка осуществления стратегического планирования;

-определение приоритетов социально-экономической политики и целей социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности, а также способов и источников ресурсного обеспечения их достижения;

-формирование комплекса мероприятий, направленных на достижение приоритетов социально-экономической политики и целей социально-экономического развития России, решение задач обеспечения национальной безопасности;

-установление общих требований к содержанию документов стратегического планирования, к последовательности и порядку их разработки, корректировки, рассмотрения и утверждения (одобрения);

-установление порядка координации деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов государственной власти регионов в сфере стратегического планирования;

-обеспечение согласованности и сбалансированности документов стратегического планирования, разрабатываемых на федеральном и региональном уровнях, включая согласованность утверждаемых ими целей и задач деятельности органов государственной власти, показателей достижения этих целей и решения этих задач;

-разработка и утверждение (одобрение) документов стратегического планирования по вопросам, отнесенным к ведению РФ и полномочиям РФ по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов (Регионов);

-методическое обеспечение стратегического планирования;

-мониторинг и контроль реализации документов стратегического планирования, утвержденных (одобренных) федеральными органами государственной власти.

Под документом стратегического планирования федерального уровня понимается документированная информация, разрабатываемая, рассматриваемая и утверждаемая (одобряемая) органами государственной власти РФ и другими участниками стратегического планирования. На федеральном уровне документы стратегического планирования разрабатываются в рамках процессов целеполагания, прогнозирования, планирования и программирования. Перечень документов стратегического планирования федерального уровня, сгруппированных по четырем вышеуказанным направлениям, приводится в таблице 1.

Таблица 1 – Документы стратегического планирования, разрабатываемые на федеральном уровне

Документы стратегического планирования, разрабатываемые в рамках целеполагания Документы стратегического планирования, разрабатываемые в рамках целеполагания по отраслевому и территориальному принципу Документы стратегического планирования, разрабатываемые в рамках прогнозирования Документы стратегического планирования, разрабатываемые в рамках планирования и программирования
Ежегодное послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ Отраслевые документы стратегического планирования РФ Прогноз научно-технологического развития РФ Основные направления деятельности Правительства РФ
Стратегия социально-экономического развития РФ Стратегия пространственного развития РФ Стратегический прогноз РФ   Государственные программы РФ  
Стратегия национальной безопасности РФ Стратегии социально-экономического развития макрорегионов Прогноз социально-экономического развития РФ на долгосрочный период Государственная программа вооружения
Основы государственной политики, доктрины и другие документы в сфере обеспечения национальной безопасности РФ   Бюджетный прогноз РФ на долгосрочный период Схемы территориального планирования РФ
    Прогноз социально-экономического развития РФ на среднесрочный период Планы деятельности федеральных органов исполнительной власти

 

Проекты документов стратегического планирования, разработанные на федеральном уровне, должны выноситься на общественное обсуждение. Форма, порядок и сроки общественного обсуждения проекта документа стратегического планирования определяются Правительством РФ. Замечания и предложения, поступившие в ходе общественного обсуждения, должны быть рассмотрены соответствующим органом (органами) исполнительной власти РФ, ответственным (ответственными) за разработку обсуждаемого документа стратегического планирования.

Основные положения документов стратегического планирования их проекты подлежат размещению на официальном сайте органа, ответственного за разработку документа стратегического планирования, а также на общедоступном информационном ресурсе стратегического планирования в сети Интернет.

Федеральные органы государственной власти обеспечивают осуществление обязательной государственной регистрации документов стратегического планирования. Для этого создается федеральный государственный реестр. Порядок и сроки осуществления государственной регистрации устанавливает Правительство РФ. Федеральные органы государственной власти также обеспечивают создание федеральной информационной системы стратегического планирования. Система создается для формирования и обработки данных на основе распределенной информации, содержащейся в федеральных, региональных и муниципальных информационных ресурсах и системах, сведений официальной государственной статистики, а также сведений, необходимых для обоснования процессов принятия управленческих решений в сфере государственного управления.

 

Стратегическое планирование на уровне Ленинградской области

Под документом стратегического планирования Ленинградской области понимается документированная информация, разрабатываемая, рассматриваемая и утверждаемая (одобряемая) органами государственной власти Ленинградской области и иными участниками стратегического планирования.

Назначение документов стратегического планирования заключается в обеспечении наиболее эффективной реализации полномочий органов государственной власти Ленинградской области в сфере социально-экономического развития. Документы стратегического планирования способствуют улучшению государственного управления. Подобное улучшение обеспечивается в рамках процессов целеполагания, прогнозирования, планирования, программирования, мониторинга, контроля и реализации документов стратегического планирования.

Участниками стратегического планирования на уровне Ленинградской области являются:

-Законодательное собрание Ленинградской области;

-Губернатор Ленинградской области;

-Правительство Ленинградской области;

-исполнительные органы государственной власти Ленинградской области;

-Контрольно-счетная плата Ленинградской области;

-иные органы и организации в случаях, предусмотренных законодательством РФ и Ленинградской области.

К разработке документов стратегического планирования могут привлекаться объединения профсоюзов и работодателей, общественные, научные и иные организации с учетом требований законодательства РФ о государственной, коммерческой, служебной и иной охраняемой законом тайне.

На уровне Ленинградской области в рамках процессов целеполагания, прогнозирования, планирования и программирования должны быть разработаны 7 видов документов стратегического планирования:

- стратегия социально-экономического развития;

- план мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития;

- прогноз социально-экономического развития на долгосрочный период;

- бюджетный прогноз на долгосрочный период;

- прогноз социально-экономического развития на среднесрочный период;

- государственные программы;

- схема территориального планирования.

Под стратегией социально-экономического развития Ленинградской области понимается документ стратегического планирования, определяющий приоритеты, цели и задачи государственного управления на региональном уровне на долгосрочный период. Назначение стратегии заключается в формулировании целей, приоритетов и задач развития региона. Кроме этого, стратегия является основой для разработки государственных программ Ленинградской области, схемы территориального планирования и плана мероприятий по реализации стратегии.

Под планом мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развитияЛенинградской области понимается документ стратегического планирования, определяющий комплекс мер, направленных на достижение целей и реализацию приоритетов и задач, содержащихся в стратегии, а также этапы ее реализации с указанием приоритетных для каждого из них целей, задач, показателей и их значений, которые должны быть достигнуты, а также перечня государственных программ. План мероприятий разрабатывается на основе положений стратегии с учетом основных направлений деятельности Правительства РФ.

Под прогнозом социально-экономического развития Ленинградской области на долгосрочный период понимается документ стратегического планирования, содержащий систему научно обоснованных представлений о направлениях и об ожидаемых результатах социально-экономического развития региона в долгосрочном периоде. Прогноз на долгосрочную перспективу разрабатывается на вариативной основе, т.е. должен предусматривать два или более варианта.

Под бюджетным прогнозом Ленинградской области на долгосрочный период понимается документ стратегического и бюджетного планирования, содержащий прогноз основных характеристик областного бюджета (консолидированного бюджета Ленинградской области), показатели финансового обеспечения государственных (муниципальных) программ на период их действия, иные показатели, характеризующие бюджет (консолидированный бюджет). Кроме этого данный документ должен содержать основные подходы к формированию бюджетной политики Ленинградской области на долгосрочный период.

Под прогнозом социально-экономического развития Ленинградской области на среднесрочный период понимается документ стратегического планирования, содержащий систему научно обоснованных представлений о направлениях и об ожидаемых результатах социально-экономического развития региона в среднесрочной перспективе. Прогноз на среднесрочную перспективу разрабатывается на вариативной основе, т.е. должен предусматривать два или более варианта. Прогноз социально-экономического развития на очередной финансовый год и плановый период разрабатывается путем уточнения параметров планового периода и добавления параметров второго года планового периода. В пояснительной записке к прогнозу социально-экономического развития приводится обоснование параметров прогноза, в том числе их сопоставление с ранее утвержденными параметрами с указанием причин и факторов прогнозируемых изменений.

Под государственной программой Ленинградской области понимается документ стратегического планирования, содержащий комплекс планируемых мероприятий, взаимоувязанных по задачам, срокам осуществления, исполнителям и ресурсам и обеспечивающих наиболее эффективное достижение целей и решение задач социально-экономического развития региона. Государственные программы являются важнейшим элементом механизма реализации стратегии социально-экономического развития Ленинградской области.

Под схемой территориального планирования Ленинградской области понимается документ стратегического и территориального планирования, определяющий назначение территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, региона и муниципальных образований. Схема территориального планирования разрабатывается в целях обеспечения устойчивого социально-экономического развития Ленинградской области и основывается на положениях региональной стратегии социально-экономического развития, стратегии социально-экономического развития Северо-Западного федерального округа и отраслевых документов стратегического планирования России с учетом требований, определенных Градостроительным кодексом РФ и схемами территориального планирования РФ.

Проекты документов стратегического планирования, разработанные на уровне Ленинградской области, должны выноситься на общественное обсуждение с учетом требований законодательства, в том числе законодательства РФ о государственной, коммерческой, служебной и иной охраняемой законом тайне. Форма, порядок и сроки общественного обсуждения проекта документа стратегического планирования определяются Правительством Ленинградской области. Замечания и предложения, поступившие в ходе общественного обсуждения, должны быть рассмотрены соответствующим органом (органами) исполнительной власти Ленинградской области, ответственным (ответственными) за разработку обсуждаемого документа стратегического планирования.

Основные положения документов стратегического планирования их проекты подлежат размещению на официальном сайте органа, ответственного за разработку документа стратегического планирования, а также на общедоступном информационном ресурсе стратегического планирования в сети Интернет.

После утверждения (принятия, одобрения) документы стратегического планирования Ленинградской области направляются в федеральный государственный реестр для обязательной государственной регистрации в порядке и сроки, установленные Правительством РФ. Положения документов стратегического планирования Ленинградской области являются основой для обоснования принятия управленческих решений в сфере государственного управления.

Помимо документов стратегического планирования на уровне Ленинградской области могут разрабатываться и выполняться концепции и программы социально-экономического развития, отраслевые концепции и стратегии, а также иные программно-плановые документы. Содержание таких документов должно основываться на положениях документов стратегического планирования, развивать и конкретизировать их. Необходимость разработки некоторых из таких документов определяется положениями законодательства РФ.

Согласно подпункту г) пункта 2 статьи 5 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» законом региона утверждаются программы социально-экономического развития, представленные высшим должностным лицом региона (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти региона). Согласно подпункту б) пункта 2 статьи 21 этого же Федерального закона, высший исполнительный орган государственной власти региона разрабатывает для представления высшим должностным лицом региона (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти региона) в законодательный (представительный) орган государственной власти проекты программ социально-экономического развития региона.

Положения действующего законодательства не запрещают Ленинградской области, как и другим субъектам РФ, разрабатывать и выполнять концепции и программы социально-экономического развития, отраслевые концепции и стратегии, а также иные программно-плановые документы, не относящиеся к документам стратегического планирования. Решения о разработке таких документов в Ленинградской области принимаются органами государственной власти, исходя из принципов законности и целесообразности.

 

 

СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ НА УРОВНЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Основные понятия

Для целей настоящих Методических рекомендаций используются следующие основные понятия (с учетом положений статьи 3 Федерального закона № 172- ФЗ):

1) стратегическое планирование на уровне муниципального образования - деятельность участников стратегического планирования по целеполаганию, прогнозированию, планированию и программированию социально-экономического развития муниципального образования, отраслей экономики и сфер муниципального управления, направленная на решение задач устойчивого социально-экономического развития муниципального образования;

2) муниципальное управление - деятельность органов местного самоуправления по реализации своих полномочий в сфере социально-экономического развития;

3) целеполагание - определение направлений, целей и приоритетов социально-экономического развития;

4) прогнозирование - деятельность участников стратегического планирования по разработке научно обоснованных представлений о рисках социально-экономического развития, о направлениях, результатах и показателях социально-экономического развития муниципальных образований;

5) планирование - деятельность участников стратегического планирования по разработке и реализации планов в сфере социально-экономического развития, направленная на достижение целей и приоритетов социально-экономического развития муниципальных образований, содержащихся в документах стратегического планирования, разрабатываемых в рамках целеполагания;

6) программирование - деятельность участников стратегического планирования по разработке и реализации муниципальных программ, направленная на достижение целей и приоритетов социально-экономического развития, содержащихся в документах стратегического планирования, разрабатываемых в рамках целеполагания;

7) мониторинг и контроль реализации документов стратегического планирования - деятельность участников стратегического планирования по комплексной оценке хода и итогов реализации документов стратегического планирования, а также по оценке взаимодействия участников стратегического планирования в части соблюдения принципов стратегического планирования и реализации ими полномочий в сфере социально-экономического развития;

8) система стратегического планирования - механизм обеспечения согласованного взаимодействия участников стратегического планирования на основе принципов стратегического планирования при осуществлении разработки и реализации документов стратегического планирования, а также мониторинга и контроля реализации документов стратегического планирования в рамках целеполагания, прогнозирования, планирования и программирования с использованием нормативно-правового, информационного, научно-методического, финансового и иного ресурсного обеспечения;

9) документ стратегического планирования - документированная информация, разрабатываемая, рассматриваемая и утверждаемая (одобряемая) органами местного самоуправления;

10) корректировка документа стратегического планирования - изменение документа стратегического планирования без изменения периода, на который разрабатывался этот документ стратегического планирования;

11) цель социально-экономического развития - состояние экономики, социальной сферы, которое определяется участниками стратегического планирования в качестве ориентира своей деятельности и характеризуется количественными и (или) качественными показателями;

12) задача социально-экономического развития - комплекс взаимоувязанных мероприятий, которые должны быть проведены в определенный период времени и реализация которых обеспечивает достижение целей социально-экономического развития;

13) результат социально-экономического развития - фактическое (достигнутое) состояние экономики, социальной сферы, которое характеризуется количественными и (или) качественными показателями;

14) очередной год - год, следующий за текущим годом;

15) отчетный год - календарный год с 1 января по 31 декабря включительно, предшествующий текущему году;

16) отчетный период - отчетный год и два года, предшествующие отчетному году;

17) среднесрочный период - период, следующий за текущим годом, продолжительностью от трех до шести лет включительно;

18) долгосрочный период - период, следующий за текущим годом, продолжительностью более шести лет;

19) стратегия социально-экономического развития муниципального образования - документ стратегического планирования, определяющий цели и задачи муниципального управления и социально-экономического развития муниципального образования на долгосрочный период;

20) прогноз социально-экономического развития муниципального образования - документ стратегического планирования, содержащий систему научно обоснованных представлений о направлениях и об ожидаемых результатах социально-экономического развития муниципального образования на среднесрочный или долгосрочный период;

21) муниципальная программа - документ стратегического планирования, содержащий комплекс планируемых мероприятий, взаимоувязанных по задачам, срокам осуществления, исполнителям и ресурсам и обеспечивающих наиболее эффективное достижение целей и решение задач социально-экономического развития муниципального образования.

Полномочия органов местного самоуправления в сфере стратегического планирования

Органы местного самоуправления осуществляют полномочия в сфере стратегического планирования в соответствии со статьейHYPERLINK " https://base.garant.ru/70684666/2/" HYPERLINK " https://base.garant.ru/70684666/2/" 6 Федерального закона № 172- ФЗ. К ним относятся:

1) определение долгосрочных целей и задач муниципального управления и социально-экономического развития муниципальных образований, согласованных с приоритетами и целями социально-экономического развития Российской Федерации и субъектов Российской Федерации;

2) разработка, рассмотрение, утверждение (одобрение) и реализация документов стратегического планирования по вопросам, отнесенным к полномочиям органов местного самоуправления;

3) мониторинг и контроль реализации документов стратегического планирования, утвержденных (одобренных) органами местного самоуправления;

4) иные полномочия в сфере стратегического планирования, определенные федеральными законами и муниципальными нормативными правовыми актами.

Принципы стратегического планирования

Организация и функционирование системы стратегического планирования муниципального образования основываются на принципах единства и целостности, разграничения полномочий, преемственности и непрерывности, сбалансированности системы стратегического планирования, результативности и эффективности стратегического планирования, ответственности участников стратегического планирования, прозрачности (открытости) стратегического планирования, реалистичности, ресурсной обеспеченности, измеряемости целей, соответствия показателей целям и программно-целевом принципе. Сущность указанных принципов раскрыта в статье 7 Федерального закона № 172- ФЗ.

Задачи стратегического планирования

Основными задачами стратегического планирования муниципального образования являются:

определение внутренних и внешних условий и тенденций социально-экономического развития муниципального образования, выявление возможностей и ограничений социально-экономического развития муниципального образования;

определение целей социально-экономического развития муниципального образования и приоритетов социально-экономической политики;

определение основных показателей бюджетной системы муниципального образования на среднесрочную и долгосрочную перспективы;

выбор путей и способов достижения целей, обеспечивающих наибольшую эффективность использования имеющихся ресурсов;

формирование комплексов мероприятий, обеспечивающих достижение целей социально-экономического развития муниципального образования в соответствующих сферах социально-экономического развития муниципального образования;

определение необходимых ресурсов для достижения целей и задач социально-экономического развития муниципального образования;

координация планируемых действий по достижению целей социально-экономического развития муниципального образования между органами местного самоуправления, коммерческими организациями и гражданским обществом;

научно-техническое, информационное и кадровое обеспечение стратегического планирования социально-экономического развития муниципального образования.

Участники стратегического планирования

Участниками стратегического планирования на уровне муниципального образования являются органы местного самоуправления, а также муниципальные организации в случаях, предусмотренных муниципальными нормативными правовыми актами.

Основными участниками процесса разработки стратегии социально-экономического развития муниципального образования являются: местная администрация, представительный орган местного самоуправления, союзы (ассоциации) деловых кругов, наиболее крупные предприятия и организации муниципального образования, научные, образовательные, консультационные, экспертные, общественные и политические организации, компетентные представители населения. При необходимости к разработке стратегии могут привлекаться соответствующие исполнительные органы государственной власти Ленинградской области (по принадлежности курируемых вопросов) и территориальные структуры федеральных органов государственной власти.

Участниками процесса разработки плана мероприятий являются органы местного самоуправления и другие организации, в том числе, при необходимости, соответствующие заинтересованные органы государственной власти Ленинградской области, территориальные структуры федеральных органов государственной власти, которые будут участвовать в его последующей реализации.

Участниками процесса разработки долгосрочного и среднесрочного прогнозов являются: соответствующие структурные подразделения местной администрации, а при необходимости исполнительные органы государственной власти Ленинградской области (по принадлежности курируемых вопросов), соответствующие территориальные структуры федеральных органов государственной власти, а также научные, образовательные, консультационные и экспертные организации.

Участниками муниципальной программы являются структурные подразделения местной администрации и / или иные распорядители (получатели) средств муниципальной программы, участвующие в реализации одного или нескольких основных мероприятий подпрограммы и / или представители заказчика подпрограмм, входящих в состав муниципальных программ, не являющиеся соисполнителями.

Документы стратегического планирования

На муниципальном уровне в рамках процессов целеполагания, прогнозирования, планирования и программирования могут разрабатываться следующие документы стратегического планирования:

- стратегия социально-экономического развития;

- план мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития;

- прогноз социально-экономического развития на среднесрочный или долгосрочный период;

- бюджетный прогноз на долгосрочный период;

- муниципальные программы.

Положениями пункта 2 статьи 39 Федерального закона № 172-ФЗ определено, что в муниципальных районах и городских округах по решению органов местного самоуправления могут разрабатываться, утверждаться (одобряться) и реализовываться стратегия социально-экономического развития и план мероприятий по ее реализации. Таким образом, в законодательстве РФ не установлено обязательного характера разработки и наличия муниципальных стратегий и планов мероприятий по их реализации.

Положениями Бюджетного кодекса РФ (статьи 170-1, 172, 173, 179) и пунктом 1 статьи 39 Федерального закона № 172-ФЗ определено, что в муниципальных образованиях должны разрабатываться документы, необходимые для составления проекта местного бюджета. Перечень документов, на основе которых осуществляется составление проектов бюджетов, приводится в пункте 2 статьи 172 Бюджетного кодекса РФ. В части составления проекта местного бюджета, к числу таких документов, прежде всего, относятся: прогноз социально-экономического развития, бюджетный прогноз на долгосрочный период (его проект, проект его изменений), муниципальные программы (их проекты, проекты их изменений). Требования к порядку составления и содержанию этих документов стратегического планирования приводятся в статьях 170-1, 172, 173, 179 Бюджетного кодекса РФ. Пунктом 1 статьи 170-1 Бюджетного кодекса РФ определено, что бюджетный прогноз муниципального образования на долгосрочный период составляется в случае, если решение о его формировании принял представительный орган муниципального образования.

Пунктом 7 статьи 173 Бюджетного кодекса РФ установлено, что в целях формирования бюджетного прогноза муниципального образования на долгосрочный период разрабатывается прогноз социально-экономического развития муниципального образования на долгосрочный период. Порядок разработки прогноза социально-экономического развития муниципального образования на долгосрочный период определяет местная администрация. Исходя из этих положений Бюджетного кодекса РФ, следует, что для целей долгосрочного бюджетного планирования разработка прогноза социально-экономического развития муниципального образования на долгосрочный период увязана с подготовкой бюджетного прогноза муниципального образования на долгосрочный период. Из этого следует, что если представительный орган муниципального образования не принял решения о разработке бюджетного прогноза на долгосрочный период, то и прогноз социально-экономического развития муниципального образования на долгосрочный период может не разрабатываться.

Таким образом, исходя из положений Бюджетного кодекса РФ, следует, что из 6-ти видов документов стратегического планирования муниципального уровня обязательной разработке подлежат только два: прогноз социально-экономического развития на среднесрочный период и муниципальные программы. Целесообразность разработки стратегии социально-экономического развития, плана мероприятий по ее реализации, бюджетного прогноза на долгосрочный период и прогноза социально-экономического развития на долгосрочный период определяется органами местного самоуправления самостоятельно.

Принимая во внимание положения действующего российского законодательства, муниципальным образованиям Ленинградской области, помимо обязательной разработки таких документов стратегического планирования, как прогноз социально-экономического развития на среднесрочный период и муниципальные программы, может быть только рекомендовано разрабатывать стратегии социально-экономического развития, планы мероприятий по их реализации, бюджетные прогнозы на долгосрочный период и прогнозы социально-экономического развития на долгосрочный период.

Целесообразность разработки стратегии социально-экономического развития муниципального образования определяется, во-первых, необходимостью определения долгосрочных стратегических целей, приоритетов и задач. Во-вторых, наличие стратегии социально-экономического развития способствует улучшению инвестиционной привлекательности муниципального образования и качества муниципального управления. В-третьих, исходя из сложившейся практики, положения стратегии социально-экономического развития учитываются при разработке документов территориального планирования муниципального образования. Утвержденные стратегии социально-экономического развития, в первую очередь, целесообразно иметь всем муниципальным районам и городскому округу Ленинградской области.

Целесообразность разработки долгосрочного прогноза социально-экономического развития муниципального образования определяется следующими причинами. Во-первых, долгосрочный прогноз необходим для разработки стратегии социально-экономического развития муниципального образования. Во-вторых, исходя из сложившейся практики территориального планирования, показатели долгосрочного прогноза социально-экономического развития муниципального образования используются при обосновании параметров, разрабатываемых (корректируемых) на долгосрочную перспективу документов территориального планирования – схемы территориального планирования муниципального района и генерального плана городского округа (поселения). Необходимо учитывать, что в соответствии с пунктом 1 статьи 1 Областного закона от 07.07.2014 № 45-оз «О перераспределении полномочий в области градостроительной деятельности между органами государственной власти Ленинградской области и органами местного самоуправления Ленинградской области» утверждение схем территориального планирования муниципальных районов и генеральных планов поселений, городских округов, а также внесение в них изменений, относится к полномочиям Правительства Ленинградской области.

Помимо документов стратегического планирования на муниципальном уровне могут разрабатываться и реализовываться концептуальные, стратегические и иные программно-плановые документы социально-экономического развития, отраслевые концепции и стратегии, а также иные программно-плановые документы. Необходимость разработки некоторых из них определяется положениями федерального законодательства. Например, согласно статье 174 Бюджетного кодекса РФ в муниципальных образованиях ежегодно должен разрабатываться среднесрочный финансовый план (документ, содержащий основные параметры местного бюджета). Форма и порядок подготовки среднесрочного финансового плана определяются администрацией муниципального образования в соответствии с положениями Бюджетного кодекса РФ. Согласно пункту 6 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления наделены полномочиями по принятию и организации выполнения планов и программ комплексного социально-экономического развития муниципального образования, разработке и утверждению программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений и городских округов, требования к которым устанавливаются Правительством России. Помимо этого, органы местного самоуправления имеют полномочия по утверждению и реализации муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

Таким образом, кроме документов стратегического планирования в муниципальных образованиях могут разрабатываться и выполняться иные программно-плановые документы. Решения по их разработке должны принимать органы местного самоуправления, исходя из принципов законности и целесообразности.

Назначение и структура содержания (структура изложения) документов стратегического планирования задается исходя из требований Федерального закона № 172-ФЗ и Бюджетного кодекса РФ, других законодательных и иных нормативных правовых актов, а также лучшей практики стратегического планирования, в части аспектов, не регламентированных действующим законодательством. Назначение и структура документов стратегического планирования муниципального уровня определяется их сущностью, которая описывается в текстах соответствующих законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

Применительно к муниципальному уровню управления определения понятий «стратегия социально-экономического развития», «прогноз социально-экономического развития» и «муниципальная программа» приводится в статье 3 Федерального закона № 172-ФЗ. Определение понятия «бюджетный прогноз» вытекает из положений статьи 170-1 Бюджетного кодекса РФ. Отдельные характеристики сущности понятий «прогноз социально-экономического развития» и «муниципальная программа» приводятся в содержании статей 173 и 179 Бюджетного кодекса РФ, соответственно. Положения Федерального закона № 172-ФЗ не регламентируют требования к составу (содержанию) документов стратегического планирования муниципального уровня. Требования к порядку разработки, утверждения (одобрения) и содержанию документов стратегического планирования муниципального уровня определяются в соответствии с муниципальными нормативными правовыми актами на основании положений федерального законодательства. Пунктом 1 статьи 39 Федерального закона № 172-ФЗ определено, что документы стратегического планирования, необходимые для обеспечения бюджетного процесса в муниципальных районах и городских округах, разрабатываются, утверждаются (одобряются) и реализуются в соответствии с Бюджетным кодексом РФ.

Документы стратегического планирования разрабатываются на среднесрочный и долгосрочный период. Положения Федерального закона № 172-ФЗ определяют, что среднесрочный период – это период, следующий за текущим годом, продолжительностью от 3-х до 6-ти лет включительно. Долгосрочный период – это период, следующий за текущим годом, продолжительностью более 6-ти лет.

 

Государственная регистрация документов стратегического планирования

Документы стратегического планирования подлежат обязательной государственной регистрации в федеральном государственном реестре документов стратегического планирования в порядке и сроки, установленные Правительством Российской Федерации и Правительством Ленинградской области, с учетом требований законодательства Российской Федерации и Ленинградской области.

 

Рабочая группа по разработке, корректировке документов стратегического планирования

В целях организации межведомственного взаимодействия при разработке, корректировке документов стратегического планирования рекомендуется создать рабочую группу по стратегическому планированию.

Рабочая группа является совещательным органом. Решения рабочей группы должны оформляться протоколом и являться обязательными для исполнения ответственными исполнителями, соисполнителями разработки, корректировки документов стратегического планирования.

Организационно-техническое обеспечение деятельности рабочей группы осуществляется органами местного самоуправления.

Задачами рабочей группы являются сбор, рассмотрение предложений по разработке, корректировке документов стратегического планирования и выработка согласованной позиции органов местного самоуправления.

 

Общественное обсуждение проектов документов стратегического планирования

Проекты документов стратегического планирования муниципального уровня должны быть вынесены на общественное обсуждение с учетом требований законодательства Российской Федерации и Ленинградской области.

Общественное обсуждение проводится с привлечением к участию в нем представителей профессиональных и социальных групп, в том числе лиц, права и законные интересы которых затрагивает или может затронуть решение, проект которого выносится на общественное обсуждение.

В целях обеспечения открытости и доступности информации об основных положениях документов стратегического планирования их проекты следует размещать на официальном сайте органа, ответственного за разработку документа стратегического планирования, администрации муниципального образования, а также на общедоступном информационном ресурсе стратегического планирования в информационно-телекоммуникационной сети " Интернет".

Общественное обсуждение проводится публично и открыто. Извещение о проведении общественных обсуждений подлежит размещению в средствах массовой информации с указанием электронного адреса в сети Интернет, дат начала и окончания приема предложений, официального адреса электронной почты, по которому направляются в электронной форме замечания и предложения представителей общественности, контактного лица, которое фиксирует поступающие замечания и предложения и дает необходимые пояснения.

Сроки общественного обсуждения проектов документов стратегического планирования на официальном сайте администрации муниципального образования начинаются со дня размещения проекта на сайте и составляют не менее 10 календарных дней.

Информация, полученная в ходе общественного обсуждения проектов документов стратегического планирования, носит рекомендательный характер. Ответственный исполнитель анализирует замечания и/или предложения, поступившие в рамках общественного обсуждения, принимает решение о целесообразности, обоснованности и возможности их учета, и в случае необходимости дорабатывает проекты документов стратегического планирования.

Итоги общественного обсуждения проектов документов стратегического планирования (протокол) подлежат размещению на официальном сайте администрации муниципального образования и должны быть доступны на нем в течение пяти рабочих дней со дня их размещения.

 

Мониторинг и контроль реализации документов стратегического планирования

В целях повышения эффективности функционирования системы стратегического планирования, осуществляемого на основе комплексной оценки основных социально-экономических и финансовых показателей, содержащихся в документах стратегического планирования, а также повышения эффективности деятельности участников стратегического планирования по достижению в установленные сроки запланированных показателей социально-экономического развития муниципального образования следует на постоянной основе осуществлять мониторинг реализации документов стратегического планирования муниципального образования.

Порядок осуществления мониторинга и контроля реализации документов стратегического планирования муниципального образования и подготовки документов, в которых отражаются результаты мониторинга реализации документов стратегического планирования, определяется муниципальными нормативными правовыми актами.

В соответствии со статьей 42 Федерального закона № 172-ФЗ результаты мониторинга реализации документов стратегического планирования на муниципальном уровне должны быть отражены в ежегодных отчетах главы муниципального образования, главы местной администрации о результатах своей деятельности либо о деятельности местной администрации, сводных годовых докладах о ходе реализации и об оценке эффективности реализации муниципальных программ.

В целях обеспечения открытости и доступности информации о деятельности органов местного самоуправления документы, в которых отражаются результаты мониторинга реализации документов стратегического планирования муниципального образования размещать на официальном сайте администрации муниципального образования и общедоступном информационном ресурсе стратегического планирования Ленинградской области в сети «Интернет».

Обеспечение согласованности документов стратегического и территориального планирования

Взаимосвязь документов стратегического и территориального планирования представляет собой ключевой инструмент управления комплексным развитием территории и создает пространственно-территориальную основу для реализации стратегий и программ развития, как муниципальных образований, так и региона в целом.

С учетом требований п. 5 статьи 9 «Градостроительного кодекса Российской Федерации» от 29.12.2004 № 190-ФЗ рекомендуется подготовку документов территориального планирования муниципальных образований осуществлять на основании документов стратегического планирования, принятых на уровне Российской Федерации, Ленинградской области, а также документов стратегического планирования, утвержденных (одобренных) на уровне муниципального образования.

 

СТРАТЕГИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.