Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие эффективности и показатели ее оценки в торговле






С переходом к рыночным отношениям предприятия получили самостоятельность в управлении и ведении хозяйства, право распоряжаться ресурсами и результатами труда и несут всю полноту экономической ответственности за свои решения и действия. В таких условиях благополучие и коммерческий успех предприятия всецело зависят от того, насколько эффективна его деятельность.

Результативность, экономическая целесообразность функционирования коммерческой организации измеряются абсолютными и относительными показателями. В связи с этим различают показатели экономического эффекта и экономической эффективности.

В общем виде эффект (от слова «effectus» – исполнение, действие) представляет собой результат, следствие каких-либо причин, действий.

Эффект представляет результат деятельности и может быть как позитивным, так и негативным.

Эффективность – это всегда положительная величина, характеризующая прирост результатов в соотношении со средствами их достижения. В зависимости от цели исследования возможно рассмотрение эффективности как удовлетворенности потребностей, целесообразности, результативности или экономичности функционирования предприятия (табл. 1.1.1).

 


Таблица 1.1.1

Матрица вариантов оценки эффективности деятельности предприятия в зависимости от целей исследования

Числитель   Знаменатель Потребности (обеспечение функционирования предприятия в условиях безубыточности) Цель (прибыль) Результат (эффект)
Результат удовлетворенность    
Потребности   целесообразность  
Цель     результативность
Затраты     экономичность

 

В экономическом контексте эффективность – сравнение результатов (в том числе побочных и косвенных) хозяйственной деятельности с затраченными ресурсами: трудовыми, материальными, природными, с основными фондами и др. [20.c.14-15]

Повышение экономической эффективности создает необходимые условия для расширения и обогащения материальной базы народного благосостояния за счет роста производительности труда, повышения фондоотдачи, экономии средств производства и улучшения качества товаров. Таким образом, повы­шение экономической эффективности является решающим материальным фак­тором реализации высшей и конечной цели общественного производства. Эко­номическая эффективность включает в себя и качественную, и количественную стороны, которые в своей совокупности определяют меру данного вида эф­фективности.

Определение эффективности необходимо начинать с выбора критериев эффективности, т.е. установления показателя оценки эффективности, раскрывающего ее сущность. Смысл критерия эффективности вытекает из необходимости максимизации получаемых результатов или минимизации производимых затрат, исходя из поставленных целей развития предприятия. Такими целями могут быть обеспечение выживаемости, достижение устойчивого роста, социальная стратегия и др.

 

 
 

Рис. 1.1.1. Характеристика аспектов эффективности торговли

 

В качестве критерия эффективности может выступать как максимизация эффекта при заданных затратах, так и минимизация затрат на достижение заданного эффекта.

При оценке экономической эффективности следует проводить разграничение затрат и соизмерять соответственно эффективность использования авансированной и потребленной стоимости, так как необходимо знать и издержкоемкость, и ресурсоемкость созданной единицы эффекта.

Многообразие форм, в которых выступают затраты, равномерность их осуществления предопределяют существование в экономической литературе двух подходов к измерению эффективности: затратного и ресурсного (рис. 1.1.2).


Рис. 1.1.2 Подходы к определению эффективности предприятия

 

Затратный подходпостроения показателей эффективности нацелен на характеристику эффекта деятельности предприятия, получаемого с каждой единицы совокупных затрат или отдельно затрат живого или овеществленного труда. В общем виде показатель эффективности потребленных ресурсов рассчитывается как отношение реализованных товаров или прибыли от реализации товаров к стоимости затрат. На предприятиях торговли показателем реализованных товаров является товарооборот в ценах реализации. Затраты в торговом предприятии рассматриваются как издержки обращения.

Ресурсный подход призван характеризовать эффективность использования всех видов ресурсов, которыми располагает предприятие торговли, или использования отдельных видов ресурсов: трудовых, материальных, финансовых. Он отражает результат деятельности предприятия на единицу имеющихся ресурсов. [26.c.76]

В общем виде показатель эффективности авансированных (примененных) ресурсов рассчитывается как отношение стоимости реализованных товаров, или прибыли от реализации товаров, к совокупной стоимости авансированных ресурсов. В качестве авансированных ресурсов выступает показатель валюты баланса, представляющий собой всю сумму хозяйственных средств, используемых в обороте предприятия.

Применение одного из подходов к оценке эффективности деятельности предприятия носит ограниченный характер, так как все ресурсы, используемые предприятием в ходе его деятельности, необходимо подразделять на примененные (ресурсы) и потребленные (затраты). Исходя из вышеизложенного, система показателей эффективности деятельности предприятия обобщена автором в виде схемы, представленной на рис. 1.1.3


Рис. 1.1.3. Система показателей эффективности ресурсов предприятияторговли на основе затратного и ресурсного подхода

 

Применение предложенной системы показателей в практике оценки эффективности деятельности предприятия торговли позволит более детально изучать слагаемые комплексных показателей эффективности, разрабатывать мероприятия по повышению эффективности деятельности как с точки зрения повышения эффективности использования примененных ресурсов, так и с позиций оптимизации стоимости потребленных ресурсов. [21.c.66-67]

Изучение и обобщение научной и учебной литературы по исследуемому вопросу позволяет сформулировать основные классификационные признаки и выделить соответствующие им виды эффективности (табл. 1.1.2).

 

Таблица 1.1.2

Классификация видов эффективности

Признак классификации Виды эффективности
По масштабу Народно-хозяйственная Отраслевая Отдельного хозяйствующего субъекта Структурного подразделения хозяйствующего субъекта Отдельного работника
По территориальному признаку Страны: интернациональная; национальная Отдельного региона Отдельного города Отдельного района и т.д.
По видам эффективности Экономическая Социальная
По виду деятельности Эффективность хозяйственной деятельности Эффективность финансовой деятельности Эффективность инвестиционной деятельности
По критерию Технико-экономическая Социально-экономическая
По фазам воспроизводственного процесса Эффективность производства общественного продукта Эффективность распределения общественного продукта Эффективность обращения общественного продукта Эффективность потребления общественного продукта
По направлениям деятельности Эффективность производства (реализации) Эффективность капитальных вложений Эффективность инноваций Эффективность интеграции
В зависимости от целей расчета Экономичность Результативность Целесообразность
По видам оценки Общая Сравнительная Интегральная

 

Приведем краткую характеристику основных видов эффективности согласно предложенной классификации.

Оценка эффективности производится на всех уровнях управления экономикой, поэтому в соответствии с масштабами оценки можно выделить эффективность народно-хозяйственную, отраслевую, отдельного хозяйствующего субъекта, структурного подразделения, отдельного работника и т.д.

Деление эффективности по территориальному признаку позволяет оценить вклад отдельных регионов в достижение общенациональных целей.

В зависимости от вида деятельности предприятия можно выделить три вида эффективности:

– эффективность хозяйственной деятельности дает оценку эффективности использования ресурсного потенциала предприятия и характеризуется как частными (фондоотдача, оборачиваемость оборотных средств, производительность труда), так и обобщающими (ресурсоотдача) показателями;

–эффективность финансовой деятельности характеризует результативность управления финансами предприятия, отдачу от рационального использования финансовых ресурсов (доходность капитала, ликвидность и т. д.);

–эффективность инвестиционной деятельностиоценивается в том случае, если предприятия разрабатывают или участвуют в инвестиционных проектах и характеризуется целой группой показателей (индекс доходности инвестиций, внутренняя норма доходности и т. д.).

Деление эффективности по направлениям деятельности предприятия позволяет оценивать и находить резервы повышения эффекта на всех фазах функционирования предприятия.

По этому классификационному признаку выделяют следующие основные виды эффективности:

– эффективность производства(реализации)определяется как отношение полученного экономического эффекта от производства (реализации) к ресурсам или затратам, участвующим в процессе производства (реализации);

–эффективность капитальных вложенийопределяется как отношение эффекта к капитальным вложениям и характеризуется коэффициентом эффективности капитальных вложений и сроком их окупаемости;

– эффективность инновацийоценивается как отношение экономического эффекта, получаемого вследствие реализации нововведений (дополнительная прибыль, в т.ч. за счет роста реализации и экономии затрат), и затратами на совершенствование производства. [23.c.83-84]

Большой интерес представляет деление эффективности в зависимости от целей расчета. По этому классификационному признаку можно выделить три основных вида эффективности:

1) экономичностьопределяется как отношение полученного результата к затратам ), выражает экономичность использования средств и ресурсов – эффективность тем выше, чем меньшие затраты позволяют получать один и тот же результат;

2) результативность определяется как отношение результата к преследовавшимся целям , выражает степень реализации целей деятельности – эффективность тем выше, чем в большей степени результаты соответствуют целям;

3) целесообразность определяется как отношение целей к реальным потребностям, проблемам , выражает степень рациональности выдвигаемых целей – эффективность тем выше, чем в большей степени цели решают реальные проблемы.

На основе обобщения существующих точек зрения по вопросам эффективности можно предложить следующую классификацию показателей эффективности деятельности торгового предприятия (табл. 1.1.3).

 

 

Таблица 1.1.3

Классификация показателей эффективности деятельности

Признак классификации Группы показателей
1. В зависимости от степени обобщения и полноты оценки эффективности Обобщающие
Частные
2. В зависимости от подхода к оценке ресурсов Эффективности примененных ресурсов
Эффективности потребленных ресурсов
3. По экономическому содержанию Стоимостные
Натуральные
4. В зависимости от состава показателя Одноэлементные
Многоэлементные
5. В зависимости от степени математической формализации Количественные
Качественные
6. По отношению к предприятию Внутренние
Внешние
7. В зависимости от вида ресурсов Эффективности использования основных фондов
Эффективности использования оборотных средств
Эффективности использования трудовых ресурсов
Эффективности использования финансовых ресурсов
8. В зависимости от вида деятельности Эффективности хозяйственной деятельность
Эффективности инвестиционной деятельности
Эффективности финансовой деятельности
9. По периоду расчета Плановые
Ожидаемые
Фактические
10. По размеру Максимальные
Минимальные
Оптимальные

 

Дадим краткую характеристику основных видов показателей эффективности деятельности в соответствии с предложенной классификацией.

1. В зависимости от степени обобщения и полноты оценки эффективности показатели делятся на обобщающие и частные:

– обобщающий показатель призван отражать эффективность использования экономического потенциала (ресурсов) торговли на разных уровнях управления текущими затратами, а также степень удовлетворения платежеспособного спроса населения, и давать оценку уровня эффективности торговли. К этим показателям можно отнести ресурсорентабельность, ресурсоотдачу, обобщающий коэффициент качества торгового обслуживания и т. д.;

– частные показатели эффективности торговли призваны определить эффективность использования отдельных элементов процесса труда: основных фондов, особенно их активной части (фондоотдача, фондоемкость, фондовооруженность), оборотных средств и их значительной доли – товарных запасов (оборачиваемость), а также численность занятых в торговле работников (показатель выработки на одного работника).

2. В зависимости от подхода к оценке ресурсов показатели эффективности делятся на две группы:

– эффективность примененных ресурсов определяется как отношение результатов деятельности предприятия (эффекта) к стоимости ресурсов и характеризует отдачу используемых ресурсов (фондоотдача, производительность труда, оборачиваемость оборотных средств и т. д.);

– эффективность потребленных ресурсов определяется как отношение результата деятельности к сумме затрат предприятия и характеризует отдачу израсходованных средств (амортизациоотдача, зарплатоотдача, зарплаторентабельность и т. д.).

3. По экономическому содержанию:

– стоимостные показатели рассчитываются как отношение стоимостных единиц и показывают отдачу на рубль стоимости ресурсов или суммы затрат (фондоотдача, фондорентабельность, рентабельность оборотных средств и т.д.);

– натуральные показатели рассчитываются как отношение объема эффекта в натуральном выражении (кг, штуках,) на единицу затраченных ресурсов (объем проданных товаров в единице времени; время, затраченное на реализацию единицы товара, и т. д.).

4. В зависимости от состава показателя выделяют:

– одноэлементные, состоящие из одного значения (фондоотдача, производительность труда и т. д.);

– многоэлементные, включающие несколько несовместимых (несуммируемых) между собой значений (показатель уровня экономического развития предприятия, комплексный показатель эффективности труда и т. д.).

5. В зависимости от степени математической формализации выделяют количественные и качественные показатели:

– количественные показатели определяются на основе математических формул (рентабельность, производительность и т. д.);

– качественныепоказатели выражаются чаще всего социальным эффектом и используются при оценке социальной эффективности (качество торгового обслуживания, культура торговли и т. д.).

6. По отношению к предприятию показатели эффективности его деятельности можно подразделить на внутренние и внешние:

– внутренние показатели рассчитываются для оценки эффективности деятельности предприятия с позиций внутренних пользователей информацией (доходность капитала, ликвидность и т. д.);

– внешниепоказатели определяются для оценки эффективности предприятия с позиций внешних пользователей информацией (государство, кредитные учреждения, поставщики товаров и т. д.); к ним можно отнести следующие показатели: доля предприятия на рынке, платежеспособность, кредитоспособность, доходность акций и т. д.

8. В зависимости от вида деятельности выделяют три основных группы показателей:

– показатели эффективности хозяйственной деятельности рассчитываются на основе полученного эффекта и совокупности ресурсов предприятия, или их составных частей (товарооборот, приходящийся на 1 м2 торговой площади; прибыль на одного работника предприятия и т. д.);

–показатели эффективности инвестиционной деятельностирассчитываются как отношение экономических результатов хозяйствования к стоимости инвестиционных затрат (рентабельность инвестиций, отдача инвестиционных затрат и т. д.);

– показатели эффективности финансовой деятельности определяются на основе показателей баланса предприятия и его приложений (доходность активов, рентабельность совокупного капитала и т.д.).

9. По периоду расчета показатели эффективности могут носить:

– плановый характер, т.е. рассчитываться в ходе планирования основных показателей деятельности предприятия (плановый порог рентабельности, плановая производительность труда и т. д.);

– ожидаемый характер, т.е. рассчитываться на основе ожидаемого экономического эффекта и средств на его получение (ожидаемая рентабельность, ожидаемая ресурсоотдача и т. д.);

– фактические показатели эффективности отражают достигнутую за определенный период времени результативность хозяйствования на предприятии (фактическая фондоотдача, достигнутая рентабельность ресурсов, рентабельность продаж и т. д.).

Совокупность представленных показателей позволяет провести оценку эффективности деятельности предприятий торговли. [22.c.115-118]

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.