Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Праввое гос-во и его гл.принципы. Права и свободы личности в правовом демокр. гос-ве.






Правовое государство – это организация политической власти, создающая условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина, а также для наиболее последовательного " связывания" государственной власти с помощью права в целях недопущения злоупотреблений. Прообраз идеи правового государства возник как противоядие от произвола, как реакция на деспотизм, тиранию.

Для правового государства характерны два основных принципа (две стороны сущности):

1) наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина, создание для личности режима правового стимулирования (социальная, содержательная сторона);

2) наиболее последовательное " связывание" государственной власти правом, формирование для государственных структур правового режима ограничения (формально-юридическая сторона).

Первый принцип нашел свое закрепление в ст. 2 Конституции Российской Федерации, где установлено, что " человек, его права и свободы являются высшей ценностью". Правовое государство должно последовательно исполнять свое главное предназначение – гарантировать каждому гражданину возможность всестороннего развития личности. Речь идет о такой системе социальных действий, при которой права человека и гражданина являются первичными, естественными, в то время как возможность осуществления функций государственной власти выступает вторичной, производной. Правовой наукой ныне в виде естественных признается система гражданских (личных), политических, экономических, социальных и культурных прав личности, которые содержатся во Всеобщей Декларации прав человека 1948 г. и других международных актах.

Второй основной принцип правового государства воплощается в жизнь с использованием следующих способов, выступающих в качестве самостоятельных, более конкретных принципов:

– разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную с целью исключения злоупотреблений ею;

– федерализма, который дополняет горизонтальное разделение власти еще и разделением ее по вертикали;

– верховенства закона (закон, принятый верховным органом власти при строгом соблюдении всех конституционных процедур, не может быть отменен, изменен или приостановлен актами исполнительной власти);

– взаимной ответственности государства и личности и т.д.

Правовой статус (правовое положение) личности — это совокупность ее прав и обязанностей. Правовой статус лич­ности и в современных государствах различен. Имеются в ви­ду прежде всего различия, вытекающие не из принадлежности личности к определенному социальному слою, классу, соци­альной группе и т. д., а из принадлежности личности к госу­дарству, из состояния его гражданства. Гражданин государства обладает большими правами и обязанностями, нежели лич­ность, не являющаяся гражданином государства. В последнем случае за личностью нс признаются политические права, а другие права могут ограничиваться, например трудовые, иму­щественные (право собственности на землю).

Правовой статуе (положение) личности в правовом демо­кратическом государстве должен:

1) соответствовать международно-правовым стандартам (нормам) о правах и свободах;

2) характеризоваться широтой и полнотой прав и свобод. В правовом статусе должны присутствовать права политиче­ские (активное и пассивное избирательное право, право зани­мать должности в государственном аппарате, свобода слова, объединений, митингов, демонстраций и др.); социально-эко­номические (право на частную собственность, на труд, спра­ведливую оплату труда, здоровье, образование, жилище, со­циальное обеспечение и др.); культурные (на участие в куль­турной жизни, пользование достижениями культуры, право творчества, защита авторских прав и т. п.); личные права и сво­боды (неприкосновенности личности, частной жизни, жили­ща, переписки, свободы выбора места жительства, работы, передвижения и т. д.);

3) предусматривать равенство прав, свобод и обязаннос­тей — при равенстве прав и неравенстве обязанностей право­вое равенство становится призрачным;

4) устанавливать гарантии прав и свобод для обеспечения их реальности, фактической осуществимости. Важное место здесь принадлежит созданию экономических предпосылок для реализации прав и мерам судебной защиты прав;

5) не допускать, исключать использование прав и свобод в ущерб интересам общества, государства и другим личностям (см. ст. 17 Конституции РФ).

Права и свободы осуществляют функцию влияния, воз­действия на государственную власть, функционирование го­сударства. Здесь играют важную роль прежде, всего права и свободы, носящие публичный характер (свобода слова, печа­ти, объединений, право на информацию, митинги, демонст­рации, на привлечение к ответственности государства, изби­рательное право и т. д.).

Права и свободы имеют целью ограничение непосредст­венного вмешательства государства в личную жизнь человека (неприкосновенность жилища, тайна переписки, телеграф­ных и телефонных переговоров и т. д.).

 

6. Политические партии и движения.

Политическая па́ ртия (греч. Π ο λ ι τ ι κ ή — «искусство управления государством»; лат. pars — «часть») — особая общественная организация (объединение), непосредственно ставящая перед собой задачи овладеть политической властью в государстве или принять в ней участие через своих представителей в органах государственной власти и местного самоуправления. Большинство партий имеют программу — выразитель идеологии партии, перечень её целей и способов их достижения.

Политическая партия — это непрерывно действующая организация, существующая как на национальном, так и на местном уровнях, нацеленная на получение и отправление власти и стремящаяся с этой целью к широкой массовой поддержке.

ДВИЖЕНИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЕ это массовое движение, преследующее, как и политическая партия, политические цели, но не имеющее, как правило, четкой организационной структуры, фиксированногоиндивидуального членства (в состав Д.п. могут входить и различного рода общественные объединения).Идейно-политическая ориентация движений гораздо шире и расплывчивее, а цели намного уже иконкретнее, чем у партий. У движений, как правило, отсутствует единая программа.

Роль политической партии в жизни общества:

  • связующее звено народных масс и государства;
  • регулятор социально-политической жизни общества;
  • руководитель классовой борьбы в обществе.

ПАРТИИ БЫВАЮТ:

По организации:

1. массовые -многочисленны, финансируются из членских взносов. Они представляют собой централизованные организации с уставным членством, отличаются организованностью и дисциплинированностью, проводят широкую пропагандистскую работу на местах, так как заинтересованы в увеличении численности своих членов (и, следовательно, суммы членских взносов). Если кадровые партии стремятся к мобилизации элит, то массовые — к мобилизации широких народных масс.

2. кадровые - ориентированы на участие профессиональных политиков, парламентариев и объединены вокруг группы лидеров — политического комитета. Такие партии обычно немногочисленны и элитарны, получают финансирование из частных источников. Их деятельность активизируется во время выборов.

2. Тоталитарная партия - наиболее характерный и острый пример как коллективистических сообществ, так и коллективизма вообще. Два разных варианта реализации идеи тоталитарной партии представляют собой коммунистическая партия Советского Союза и национал-социалистическая партия Германии. Обе они бесславно ушли в прошлое. Но они с достаточной выразительностью показали, каких успехов в кардинальном преобразовании общества способна добиться при благоприятном для себя стечении обстоятельств тоталитарная партия и сколько бедствий своему обществу может она принести.

Обычно политическая партия определяется как добровольное объединение, более или менее организованное, действующее более или менее постоянно и преследующее цель во имя определенной концепции общества и его интересов решать самостоятельно или в союзе с другими задачами управления. Ни один из пунктов этого определения не приложим в полной мере к тоталитарной партии. Тоталитарная партия объявляет себя авангардом определенного радикального социального движения и единственным инструментом, который способен реализовать диктатуру этого движения в период перехода к новому обществу. Поскольку партия стремится повести за собой массы, она, подготавливая их к своему руководству, не оставляет без внимания любые массовые объединения, начиная с профсоюзов и кончая спортивными секциями.Врагами тоталитарной партии являются как старое общество в целом, так и все представленные в нем политические партии, и в особенности партии, близкие ей по духу и по электорату, с которыми она считает нужным постоянно размежевываться.

Демократическая партия - В либерально-демократической традиции партии трактуются как организованные политические силы, объединяющие граждан одной политической традиции и служащие для завоевания или участия во власти с целью реализации целей своих приверженцев. Воплощая право человека на политическую ассоциацию с другими людьми, партии отражают общегрупповые интересы и цели разнородных слоев населения (социальных, национальных, религиозных и т.д.). Через этот институт люди выдвигают свои групповые требования к государству и одновременно получают от него обращения за поддержкой в решении тех или иных политических вопросов.

3. По степени участия во власти:

1. правящие - так принято в условиях демократии называть партию, котораяполучила большинство депутатских мандатов в парламенте государства - его нижней палате - и благодаряэтому может влиять на формирование правительства. Последнее может состоять только из представителейданной партии, и тогда оно считается однопартийным правительством.Понятие " правящая партия" в определенной мере условно, поскольку победа на выборах не дает П. п. праване считаться с действующими законами и совершать акции, противоречащие им. Ни парламент, ниправительство не может учитывать только интересы определенной части общества, они обязаны действоватьв интересах всего народа.Специфическим вариантом П. п. является пример СССР.

2. Оппозиционные-Политическая партия, противодействующая первенствующей партии или правительству.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.