Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Прокурорский надзор» в системе российского права: понятие, сущность, цели и задачи.






Система российского права может быть представлена совокупностью отраслей права. Самостоятельный характер любой отрасли права (например, гражданского, уголовного, уголовно-процессуального и др.) определяется в первую очередь предметом и методом правового регулирования. Ввиду отсутствия таковых «Прокурорский надзор» традиционно не рассматривается в качестве самостоятельной отрасли права. Один из представителей подобного подхода аргументирует тезис о регламентировании прокурорского надзора «различными отраслями права: административным, уголовно-процессуальным, гражданским процессуальным, уголовно-исправительным»[4]. Подобный подход теперь уже не соответствует ни состоянию теории, ни состоянию законодательства[5].

Попытки выделить прокурорское право в качестве самостоятельной отрасли права предпринимались и в советское время. Одним из первых это сделал B.C. Тадевосян, рассматривая вопрос о деятельности прокуратуры в системе советского права[6]3. В.Г. Мелкумов предлагал выделить в самостоятельную отрасль права – «прокурорское право», т.е. совокупность норм, регулирующих общественные отношения, складывающиеся в области высшего надзора за точным исполнением законов. При этом он считал неудачным использование наименования «прокурорский надзор», «так как оно одновременно определяет соответствующую форму государственной деятельности»[7]. Им же были определены предмет и метод правового регулирования указанной отрасли права. Так, под предметом правового регулирования В.Г. Мелкумов понимал «строго определенную область общественных отношений, качественно отличающихся от общественных отношений, являющихся предметом других отрас­лей права». Метод правового регулирования им определялся по ряду признаков: «а) основания установления прав и обязанностей; б) степень определенности предоставленных прав и «автономности» действий субъектов рассматриваемых отношений; в) характер взаимоотношений этих субъектов; г) особенности правовых мер воздействия способов, оснований и процедур их применения»[8]. Выделение предмета и особого метода правового регулирования позволило и В.К. Звирбуль сформулировать тезис об образовании прокурорским надзором самостоятельной отрасли права[9]. Идеи B.C. Тадевосяна и В.Г. Мелкумова получили развитие в работах М.Н. Маршунова, В.Д. Ломовского, В.Г. Даева. Так, М.Н. Маршунов на основе определенного им понятия «прокурорско-надзорные правоотношения»[10] разработал концепцию прокурорско-надзорного права[11]. Имея аналогичные результаты исследования В.Д. Ломовский дополнительно разработал концепцию прокурорско-надзорного процесса[12].

По нашему мнению, именование одной из самостоятельных отраслей права «прокурорско-надзорным правом» не представляется достаточно удачным, так как при этом одна из функций прокуратуры искусственно выделяется в качестве основной и не учитывается динамика социально-экономических отношений. Термин же «прокурорское право» в этой связи представляется более удачным, так как позволяет охватить всю деятельность прокуратуры[13].

Именно деятельность прокуратуры как совокупность общественных отношений, складывающихся в ходе ее осуществления, и составляет предмет правового регулирования самостоятельной отрасли права – прокурорского права. Общественные отношения, складывающиеся в процессе осуществления надзора, не исчерпывают предмета правового регулирования, а являются лишь одной из его составных частей. Это дополнительный аргумент в пользу термина «прокурорское право». Совокупность приемов юридического воздействия на обозначенные общественные отношения рассматривается как метод правового регулирования, являющийся субординационным методом правового регулирования. Это обусловлено, в первую очередь, при­надлежностью самой прокуратуры как обязательного субъекта всех общественных отношений к органам государства.

Прокурорское право имеет комплексный характер, ибо взаимосвязано практически со всеми другими отраслями российского права, а также с отраслями иностранных правовых систем.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.