Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






VI. Организация и руководство учебной практикой




ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПОЛЕВОЙ УЧЕБНОЙ

ЛАНДШАФТНО-ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ

I. Пояснительная записка

Комплексная ландшафтно-экологическая полевая практика проводится в соответствии с учебным планом специальности «020802 - природопользование» в течение 12 дней (72 часов) после третьего курса и является основой для закрепления теоретических знаний студентов, полученных на лекционных, лабораторно-практических занятиях по землеведению, геологии, почвоведению, экологии, ландшафтоведению и др. честным дисциплинам. Полевая практика предшествует самостоятельной производственной работе студентов по сбору материалов для выполнения курсовых и дипломных работ на четвертом и пятом курсах.

 

Цели, задачи и место прохождения учебной практики

В структурном плане полевая ландшафтно-экологическая практика состоит из двух тесно связанных и взаимодополняющих частей: геоботанической и ландшафтной. Эти части объединены общими целями и задачами, методическими установками и объектами полевых исследований.

Цель ландшафтно-экологической практики состоит в оказании помощи студентам в освоении методов полевого изучения ландшафтной структуры территории, растительного покрова как индикатора антропогенной нагрузки на природные комплексы и развитии навыков самостоятельной работы при выполнении полевых исследований.

Задачи практики строятся на приобретении студентами знаний, умений и навыков полевого выявления растительных сообществ, анализа флористического и фитоценотического разнообразия, определения роли экологических и антропогенных факторов в их формировании, выявления, картирования и описания природно-территориальных комплексов (ЛТК) ранга урочищ и местностей, а также составления рекомендаций по рациональному использованию территории и охране природы.

Оптимальным местом для организации полевого учебного процесса следует считать любую особо охраняемую природную территорию или территорию с хорошо сохранившимися естественными ландшафтными комплексами, участками местности с традиционным природопользованием и участки сильно измененных ландшафтов в результате хозяйственной деятельности человека.

 

III. Содержание учебной практики

В физико-географическом отношении территория проведения полевой практики должна отличаться геолого-геоморфологическими особенностями, формирующими неповторимое сочетание специфических природных комплексов с уникальной биотой, которая представляет объект особой охраны и служит индикатором современного экологического состояния территории. В связи с данной особенностью особое внимание уделяется освоению методов изучения растительного покрова. Так, флористическое обследование места практики и прилегающих территории позволяет изучить флору урочищ, находящихся в разных режимах использования, установить особенности ее трансформации, получить навыки правильной гербаризации собранных растений.



Сравнительный анализ флоры конкретных участков устанавливает ее сходство, степень трансформации, экологическое состояние. При таком анализе, в частности, выявляется присутствие редких и реликтовых элементов флоры, а также их состояние. Закладкой пробных площадей в разных типах растительных сообществ у студентов вырабатываются навыки пространственного анализа биоты (комплексность, мозаичность) природных комплексов, получения качественных и количественных характеристик сообществ. Зарисовка вертикальных проекций позволяет составить представление о биоморфоструктуре сообществ, экологическом состоянии биотопов, освоении биотопов растительными организмами с особым спектром адаптационных признаков, а также степени трансформации сообществ под влиянием антропогенного фактора. Полученные при изучении растительного покрова навыки полевого описания биоты используются при исследовании природных комплексов района практики, наряду с ландшафтно-типологическим картированием и ландшафтно-экологическим профилированием, которые сопровождаются работой на основных и картировочных точках.

 

Содержание практики

1. Основы геоботаники. (Приложение 2, 3) Геоботаника (фитоценология) - наука о растительных сообществах, их строении и путях управления их жизнью.

Строение и признаки растительного сообщества. Видовой состав. Видовое богатство и зависимость его от условий среды. Видовая насыщенность. Видовое обилие. Площадь выявления видового состава. Экологическая и фитоценотическая неоднородность видового состава. Приуроченность видов к определенным растительным сообществам. Физиономичность растительных сообществ.



Ярусность. Причины образования ярусов. Ярусностъ подземная и надземная. Экология растений разных ярусов.

Синузиальное строение. Разновременные синузии. Относительная самостоятельность синузий. Микрогругашровки. Экологическая ниша. Полог.

Количественное соотношение видов в растительном сообществе. Обилие и покрытие. Определение обилия. Методы оценки обилия. Учет обилия в разных типах растительных сообществ: лесных, луговых, степных.

Покрытие. Определение покрытия и «истинное» покрытие. Методы учета покрытия. Особенности учета покрытия в разных растительных сообществах: лесных, луговых, степных. Горизонтальная проекция.

Горизонтальное размещение растений. Зависимость размещения видов от структуры сообщества и степени однородности условий среды. Встречаемость видов и ее учет.

Фенологическое состояние видов. Важность учета фенологии видов. Фенологический спектр растений и его практическое значение.

Внешняя среда в растительном сообществе. Географическое положение, рельеф, микрорельеф, почвенно-грунтовая характеристика биотопа. Гидрологические условия. Нарушенность сообщества.

Экология растительных сообществ. Экологические факторы, определяющие жизнь растительных сообществ: климатические, почвенные, орографические, биотические и антропогенные. Оценка их важности для растительных сообществ. Преобразующее влияние растительных сообществ на природные факторы - выработка фитосреды.

Световой режим в разных типах растительных сообществ. Группы растений по отношению к световому довольствию. Качественное и количественное изменение света внутри растительных сообществ.

Систематические единицы сообществ: ассоциация, группа ассоциаций.

2. Систематика растений.Систематика растений - наука о классификации растений. Понятие о таксономической структуре. Вид, род, семейство, порядок, класс, отдел, подцарство, царство.

Бинарная номенклатура К. Линнея. Определение систематического положения особей растений по дихотомическому ключу.

3. Изучение ландшафтно-экологической структуры местности. Природные особенности района исследования. Физико-географическая специфика отдельных компонентов природы, их роль и значение в формировании современной ландшафтной структуры.

Основы полевых ландшафтных исследований. Представление о ландшафтных комплексах в современной ландшафтной географии. Региональные природные комплексы, их особенности, критерии выделения. Полевое исследование региональных природных комплексов.

Типологические ландшафтные комплексы, их особенности, критерии выделения, таксономия. Полевое исследование низших типологических ландшафтных комплексов: типов местностей, типов урочищ.

Парагенетические и парадинамические комплексы (системы), их особенности, критерии выделения. Положение парагенетических и парадинамических комплексов в системе типологических и региональных единиц. Полевое исследование типологических комплексов. Морфологическая структура ландшафтов района практики. Морфологическое сходство. Характерные типы местности района проведения полевой учебной практики. Характерные индикационные признаки типов местности. Распознавание типов местности в полевых условиях. Предварительное выделение типов местности на основе государственных фондовых материалов для составления ландшафтно-типологической карты.

Типы урочищ. Основание для выделения типов урочищ в полевых условиях. Особенности их полевого изучения и картографирования. Представление о пространственной динамике типов урочищ. Диагностические признаки урочищ.

Парагенетические ландшафтные комплексы - системы. Полевой анализ системных связей на примере эрозионных парагенетических комплексов.

Методы полевых ландшафтных исследований. Наблюдения на точках. Основные, картировочные, опорные и специализированные точки, их выбор и порядок проведения описаний на них. Привязка точек по отношению к твердым ориентирам: прямая засечка, графический способ обратной засечки. Бланки для производства описаний. Особенности построения бланков для пополнения базы данных. ГИС особо охраняемой территории. Ландшафтно-типологическое картирование. Глазомерная съемка способами обхода и засечек. Особенности составления легенды и подбор условных знаков для ландшафтно-типологической карты. Проведение рекогносцировочных исследований и выбор точек для производства описаний. Оценка влияния антропогенного воздействия на природные комплексы.

Ландшафтное профилирование. Особенности составления ландшафтных профилей в полевых условиях. Ряды сопряжения низших типологических единиц: типов местности и урочищ, их приуроченность к определенным формам рельефа, литологическим особенностям горных пород, уровню залегания подземных и грунтовых вод, ходу микроклиматических процессов и т.д. Выбор линии ландшафтного профиля. Выбор точек описания на профиле. Нанесение границ природных комплексов. Метод сближения точек. Плановая полоса с изображением фрагментов ландшафтных комплексов.

Работа на ключевых участках. Самостоятельное описание типологических комплексов ранга урочищ и типов местности в полевых условиях. Составление ландшафтного описания района практики.

Оформление ландшафтной карты. Составление макета карты. Оптимальное размещение элементов и вспомогательного оснащения карты. Обеспечение минимально возможного и наиболее удобного в пользовании формата карты. Врезные карты, диаграммы, таблицы, профили, графики, легенда. Группировка врезок по тематическим признакам. Врезки, характеризующие природные предпосылки ландшафтной дифференциации территории. Табличные врезки и легенда. Подбор шрифтов. Варианты представления карты: цветной, черно-белый.

Объем и распределение часов по темам и видам занятий

Календарный план прохождения практики (72 час.) включает следующие виды занятий и вспомогательных работ,

1 день. Переезд к месту прохождения практики. Организация полевого лагеря. Устройство быта. Ознакомительная экскурсия (6 час.).

2 день. Рекогносцировочный маршрут по территории с целью знакомства с особенностями компонентов природы и ландшафтной структурой места прохождения полевой учебной практики (6 час.).

3 день. Знакомство с флорой и общей методикой производства геоботанических исследований. Работа на геоботанических площадках под руководством преподавателя. Практическая работа по гербаризации (фотографирование) типичных видов растений, входящих в состав различных сообществ (6 час.).

4 день. Самостоятельная работа на геоботанических площадках. Составление описаний лугово-степного, лугового и лесного сообществ. Выявление индикационной роли растений по оценке ландшафтно-экологической обстановки в различных природных условиях и различных ландшафтных комплексах (6 час.).

5 день. Самостоятельная работа на геоботанических площадках. Промежуточный зачет по флоре района практики (6 час.).

6 день. Знакомство с основными категориями ландшафтных комплексов. Приобретение навыков полевого установления их границ и выбора точек для производства описаний ландшафтов. Составление полевого описания природных комплексов, оценка их экологического состояния и хозяйственного использования под руководством преподавателя. Подготовка оборудования для ландшафтно-типологического картирования (6 час.).

7 день. Выбор и обоснование ключевых участков для производства самостоятельных ландшафтно-экологических исследований (по бригадам). Ландшафтно-типологическое картирование ключевых участков. Выбор и закрепление на местности профильных линий (6 час.)..

8 день. Самостоятельная работа на ключевых участках. Составление описаний природных комплексов, оценка их экологического состояния и особенностей хозяйственного использования. Выявление тенденций развития ландшафтов. Обработка полученных материалов (6 час.).

9 день. Самостоятельная работа на ключевых участках. Составление описаний природных комплексов, оценка их экологического состояния и особенностей хозяйственного использования. Выявление тенденции развития ландшафтов. Обработка полученных материалов (6 час.).

10 день. Самостоятельная работа на ключевых участках. Составление описаний природных комплексов, оценка их экологического состояния и особенностей хозяйственного использования. Выявление тенденций развития ландшафтов. Обработка полученных материалов (6 час.).

11 день. Составление отчета по учебной полевой практике. Зачет (6 час.).

12 день. Отъезд к месту учебы (6 час.).

Календарный план может меняться по усмотрению руководителя практики в зависимости от погодных условий и особенностей текущей работы принимающей организации.

 

VI. Организация и руководство учебной практикой

 

Учебно-методическое руководство практикой осуществляет кафедра геоэкологии и природопользования в лице заведующего кафедрой. Для непосредственного руководства из числа преподавателей кафедры назначается руководитель практикой. Руководитель определяет место практики, его маршрут и протяженность. Перед началом практики со студентами проводится инструктаж по технике безопасности.

Студенты знакомятся детально с материалами по физической географии района исследования и его природными и хозяйственными территориальными комплексами и характером традиционного природопользования по литературным источникам.

Рабочий день в полевых условиях длится 6 часов. В обязанности студента входит ведение записей полевых наблюдений в полевой книжке, которая должна содержать весь основной фактический материала, собранный студентом в маршрутах и является одним из основных источников при написании отчета по практике.

В полевую книжку заносятся данные по полевым наблюдениям. По завершению всех полевых и камеральных работ студентом представляется отчет.


mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2018 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал