Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Диагностика особенности формирования предречевой и речевой сфер






Учитывая сложность экспериментального выявле­ния состояния развития предречевой сферы, мы пред­лагаем использовать метод опроса родителей для по­лучения более-менее адекватного представления о состоянии развития экспрессивной и импрессивной ее сторон. Следует помнить, что у детей до 2, 5 лет может наблюдаться выраженная диссоциация между высоким уровнем развития импрессивных характерис­тик и низким уровнем развития экспрессивных харак­теристик речевой сферы. Ниже приводится оп­росник с раскрывающими психологический смысл вопросов положениями.

Для детей старше двух лет оценку развития экспрессивной стороны речи проводят в процессе беседы, которая поддерживается в течение всего обследования. При этом пытаются выяснить следующие моменты:

А) среднюю длину предложений (норма: 2—4 слова);

Б) попытки использования правил образования множественного числа, прошедшего времени и т.д. (в речи ребенка это отражается в появлении неправильных слов типа «пальты», «трепаю» и т. д.);

В) владение правилами морфологии и синтаксиса для простых предложений (ребенок 3, 5 лет уже легко может трансформировать фразу: «Скажи маме, что я хочу поиграть с тобой еще» во фразу: «Тетя сказала, что она хочет поиграть со мной еще»);

Г) использование сложных предложений (норма: после 3 лет).

Д) использование языка для разговора о вещах, отдаленных в пространстве и времени (норма: дети старше 3 лет обычно могут говорить о событиях, которых происходили в других местах и в прошлом)

Е) использование речи в таких целях, как размышление, предположение, объяснение (норма: дети старше 3 лет говорят о том, что может случиться поз­же, может не случиться, о вероятностных событиях)

Ж) развитие способности ведения диалога, поддержания темы (норма: дети старше 3, 5 лет легко при­держиваются темы в диалоге, могут сообщить что-то новое на эту тему);

З) развитие способности к уяснению (норма: дети старше 3, 5 лет могут попросить повторить, что Вы им сказали, если они Вас не поняли или не расслышали ­они могут самостоятельно повторить или переделать предложение, если оно не понятно взрослому);

И) существование вежливых косвенных просьб (норма: дети старше 3, 5 лет могут использовать речь для того, чтобы выпросить у взрослого что-нибудь при этом они могут сделать это вежливо, используя что-нибудь, кроме «пожалуйста», а также какими-ни­будь обходными путями);

К) развитие равных стилей общения (норма: дети старше 4 лет говорят с младшими детьми иначе, чем со старшими, а в разговоре со взрослыми их речь становится более вежливой).

Образец опросника, уточняющего состояние предречевого

и раннего речевого развития ребенка

 

Возраст Вопросы к родителям Психологический смысл вопроса
12 мес. Может ли ребенок с помо­щью жестов или звуков сооб­щать Вам о своих желаниях, состояниях или выразить про­тест? Пытается ли он при помощи этих же средств привлечь Ваше внимание? Пытается ли он побудить Вас к игре с ним или к оценке его действий с предметами? Констатация существования попыток использования невербальных средств об­щения для выражения просьбы, отказа, для при­ влечения внимания к себе или к предмету.
  Существуют ли между Вами и Вашим ребенком понятные Вам и ему игры? Узнает ли ребенок знакомые из этих игр слова? Начинает ли он сам играть, услышав их? Понимание ограничен­ного числа слов в знакомом контексте
12–18 мес. Как выражает Ваш ребенок свои желания? Использует ли он для этого слова? Произвольное использо­вание знакомых слов.
  Используете ли Вы при общении с ребенком особые, понятные только Вам и ему слова? Существование специфического жаргона, понят­ного только матери и ре­бенку.
  Понимает ли Вас Ваш ребе­нок, если, обращаясь к нему, Вы не сопровождаете свою речь жестами и мимикой? Например, если Вы спросите; «Где папа?», повернется ли ребенок в сто­рону отца? Может ли он найти по слову.среди нескольких сходных внешне предметов два одинаковых по значению, но разных по цвету и величине? Понимание слов вне знакомого контекста. Включение в речевое общение достаточного числа более—менее всем понятных слов.
  Перечислите, пожалуйста, слова, которые, по Вашему мнению, знает и произносит ребенок. Объем активного сло­варя.
15 мес. Перечислите, пожалуйста, слова, которые, по Вашему мнению, знает и произносит ребенок. Около 20 слов, среди них: название предметов, с которыми часто играет ребенок; обозначение отно­шений между предметами (нет больше, еще); слова сообщения (здравствуйте, спокойной ночи, пока); слова, выражающие идеи появления (вот!), исчезно­вения (нет!).
18 мес. « Около 50 слов
24 мес. « Около 150 слов
18–24 мес. Пользуется ли Ваш ребенок двухсложными предложе­ниями для выражения своих соображений, переживаний, впечатлений? Констатация существова­ния, «телеграфных» пред­ложений из двух слов, выражающих узкий круг значений: принадлежность предметов (папины та­почки); местонахождение (дома есть); наличие (это собака); отсутствие (нет молока); исчезновение (нет кошки больше); повторе­ние (еще конфеты).
  Может ли Ваш ребенок при­нести из другой комнаты какую-нибудь вещь, если Вы попросите его об этом без подсказки жестом? Понимание слов, обозначающих отсутствующие вещи.
  Пытается ли ребенок зада­вать Вам вопросы? Отвечает ли он Вам на Ваши замечания и если да, то каким способом (вербально или невербально)? Понимание необходи­мости отвечать речью на речь.
  Как пытается Ваш ребенок узнать названия незнакомых предметов? Использует ли он при этом какие-нибудь слова? Если да, то какие? Использование речи и невербальных средств об­щения в получении инфор­мации.
  Отвечает ли ребенок на Ваши вопросы при рассмотре­нии картинок? Использование речи в передаче информации.

 

В качестве специальных экспериментальных при­емов оценки развития речевой сферы обычно исполь­зуются следующие.

1) Называние объектов. Покажите ребенку не­сколько простых объектов: бутылочку, куклу, боти­нок, машину, мяч, чашку. Спросите его: «Что это?»

Нормативы:

18 мес. — называет 1 объект

2 года — называет 2–5 объектов

2, 5 года — называет все объекты

Задание позволяет составить представление о словаре ребенка.

 

2) Идентификация изображений по названию. По­кажите ребенку картинки, изображающие: кошку собаку, хлеб, петуха, платье, ложку, яблоко. Спросите: «Где кошка?» или «Покажи мне кошку, платье и т.д.»

Нормативы:

18 мес. — указывает 1–2 картинки правильно

2 года — указывает на 5 картинок

Задание демонстрирует умение ребенка идентифицировать изображения предметов по названию.

 

3) Называние изображений. Покажите ребенку картинки, изображающие: кошку, собаку, хлеб, петуха, платье, ложку, яблоко, машину, чашку, стол. корабль, поезд, автобус, грузовик, троллейбус, самолет, стул, окно, дверь, шкаф, рубашку, шляпку, шорты, носки, ботинки, сливу, лимон, грушу, арбуз, сыр, мальчика, девочку, тетю, дядю, дедушку, бабушку, младенца, гуся, утку, корову, лошадь, плиту, чайник, кастрюлю, сковородку, кровать, нож, вилку, карандаш, тетрадь, газету, книгу. Спросите, показывая каждую картинку отдельно: «Что это?» или «Что тут нарисовано?»

Нормативы:

2 года — называет 3–4 картинки;

2, 5 года — называет многие картинки из групп: животные, люди, посуда, одежда, мебель;

3 года — называет все, за исключением 1—2 картинок, из групп: животные, люди, посуда, одежда, транспорт, мебель;

3, 5 года — называет практически все картинки.

Задание проверяет развитие способности называть изобра­жения, а также словарь ребенка.

 

4) Понимание простых инструкций. Предложите ребенку выполнить несколько простых инструкций: «дай маме мячик», «положи его на стул», «дай его мне», «подними упавший кубик» и т.д.

Нормативы:

18 мес. — выполняет 2 инструкции.

2 года — выполняет 4 инструкции

2, 5 года — выполняет больше 10 инструкций.

Задание демонстрирует понимание обращенной речи взрослого.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.