Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 8. Сущность и задачи прокурорского надзора за государственными органами.






 

Сущность прокурорского надзора за государственными органами состоит в том, что прокуратура проверяет законность деятельности органов хозяйственного управления, исполнительной власти, управления и контроля предприятий, должностных лиц и граждан.

Основными задачами надзора за государственными органами является:

1. защита интересов государства и национальной безопасности;

2. систематически анализировать состояние законности в государственных органах;

3. обращать внимание на неукоснительное соблюдение законодательства;

4. организовывать необходимое взаимодействие с правоохранительными и местными исполнительными органами для принятия мер по предупреждению и пресечению мер нарушения законодательства[22].

Установить, что независимо от тематики проводимых органами прокуратуры проверок в государственных органах и иных организациях одной из главных задач является выявление, пресечение и профилактика коррупции и правонарушений, создающих условия для нее.

Проводить работу в данном направлении на основе анализа состояния законности и государственной дисциплины в поднадзорных государственных органах, эффективности принимаемых мер по борьбе с коррупцией, регулярного обмена информацией и материалами с правоохранительными органами, в том числе оперативного характера, о нарушениях, неисполнении или ненадлежащем исполнении законов должностными лицами государственных органов.

Для достижения стоящей перед прокурорами задачи по борьбе с коррупцией постоянно анализировать судебную практику по уголовным и гражданским делам, касающимся деятельности государственных органов, использовать банк данных о субъектах коррупционных правонарушений органов правовой статистики.

Безотлагательно рассматривать сообщения граждан и юридических лиц о коррупции в государственных органах, использовать для получения такой информации прием граждан и встречи с населением, установить в каждой прокуратуре контактный телефон, о котором периодически информировать население через средства массовой информации.

При опубликовании в средствах массовой информации конкретных сведений о совершении коррупционных правонарушений государственными служащими проверять их достоверность с принятием соответствующих мер.

По результатам проверок сообщать в средства массовой информации о принятых мерах к восстановлению законности и наказанию виновных лиц, а также информировать Генеральную прокуратуру.

При проверках в государственных органах обращать внимание на выполнение их кадровыми службами и сотрудниками специальных требований и мер финансового контроля, установленных законодательством о государственной службе и борьбе с коррупцией.

Добиваться мерами прокурорского надзора неотвратимости предусмотренного законодательными актами наказания для должностных лиц государственных органов, виновных в совершении коррупционных правонарушений и правонарушений, создающих условия для коррупции.

В случае непринятия руководителями государственных органов в пределах своих полномочий мер по борьбе с коррупцией принципиально ставить вопрос об их ответственности, предусмотренной законодательством.

В случае установления фактов серьезных нарушений законодательства руководителями государственных органов областного звена представлять в Генеральную прокуратуру материалы и проекты представлений Президенту Республики Казахстан и руководителям центральных государственных органов о наказании виновных, вплоть до освобождения их от должности.

Принимать исчерпывающие меры к устранению последствий коррупционных правонарушений, в том числе по взысканию незаконно

полученного имущества, признанию недействительными сделок и аннулированию актов и действий, совершенных в результате коррупционных правонарушений.

Обеспечить строгое соблюдение законности при принятии государственными органами мер по борьбе с коррупцией.Предметом прокурорского надзора за государственными органами является надзор за исполнением закона в социальной, экономической сфере государственными должностными лицами.Надзор за законностью в социальной сфере характеризуется, тем, что необходимо систематически анализировать состояние законности в сфере защиты прав и законных интересов несовершеннолетних. Надзор за применением законодательства об образовании направить на соблюдение учреждениями образования государственных общеобразовательных стандартов образования, вопросов лицензирования, бюджетной и финансовой дисциплины.

В сфере образования особое внимание уделять деятельности уполномоченных государственных органов по выявлению и устройству подростков, уклоняющихся от учебы или не имеющих объективной возможности обучаться, а также соблюдению конституционного права граждан на бесплатное среднее образование.

При установлении фактов незаконного сбора денежных средств с родителей учащихся в государственных учреждениях образования принимать меры к их устранению.

Не реже одного раза в год анализировать соблюдение требований законодательства о здравоохранении, обращая внимание на доступность и бесплатность в рамках гарантированного объема медико-санитарной, медико-социальной и лекарственной помощи, оказываемой государственными организациями здравоохранения, а также обеспечение ими профилактики заболеваний и санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Проверками охватывать вопросы организации государственными уполномоченными органами и работодателями комплексных мероприятий, направленных на экологическое, санитарно-эпидемиологическое благополучие и радиационную безопасность населения.

При проверках применения законодательства о труде особое внимание уделять соблюдению конституционных прав граждан на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой-либо дискриминации, а также на социальную защиту от безработицы.

Организовать необходимое взаимодействие с правоохранительными и местными исполнительными органами для принятия совместных мер по предупреждению и пресечению нелегальной миграции, особенно в приграничных областях.

Надзор за применением законов о собственности и защите предпринимательства заключается в следующем: регулярно проверять в органах приватизации и управления государственным имуществом законность принятых решений о приватизации, передаче в управление, имущественный найм объектов государственной собственности[23]. При этом уделять внимание эффективности управления уполномоченными органами государственной собственностью, в том числе участию их представителей в работе органов управления предприятий с участием государства. При выявлении нарушений, учитывая непродолжительный срок исковой давности по гражданским делам о приватизации, незамедлительно принимать меры к восстановлению нарушенных прав государства как собственника.

При принятии мер прокурорского надзора, направленных на расторжение и признание недействительными сделок, по которым частично или полностью выполнены обязательства, анализировать последствия их расторжения и не допускать причинение ущерба государству.

В ходе проводимых проверок обращать внимание на соблюдение законности при учете, хранении и реализации имущества, поступившего в собственность государства по отдельным основаниям (конфискация, бесхозяйное имущество, выморочное наследство).

Раз в полгода обобщать результаты проверок применения законодательства о государственных закупках. Особое внимание обращать на соблюдение принципов оптимального и эффективного расходования используемых для закупки денег, а также предоставления всем потенциальным поставщикам равных возможностей для участия в процессе государственных закупок.

В данной сфере прокурорского надзора прокурор в пределах своих полномочий может:

1) по предъявлению своего служебного удостоверения беспрепятственно входить на территорию и в помещения предприятий, организаций;

2) иметь свободный допуск к интересующим документам и материалам, в том числе и к тем, которые содержат сведения связанные со служебной и государственной тайной;

3) истребовать для проверки приказы, инструкции, распоряжения и иные акты, издаваемые государственными органами, получать от них информацию о состоянии законности принимаемых мер по ее обеспечению;

4) требовать от руководителей этих органов и должностных лиц необходимые документы, материалы, статистические и иные сведения, выделение специалистов, проведение экспертиз, ревизий, проверок и т.д.

В ходе прокурорских проверок при отсутствии иных возможностей для выявления скрытых нарушений закона, имеющих существенное значение для реализации проверки, решать вопрос о необходимости осуществления компетентными органами оперативно-розыскных мероприятий.

Основанием для проведения оперативно-розыскных мероприятий являются постановления Генерального Прокурора и его заместителей, прокуроров областей и приравненных к ним прокуроров.

В постановлении прокурора должно быть указано основание проведения оперативно-розыскных мероприятий, круг проверяемых субъектов, срок проведения и форма предоставления полученных результатов.

При необходимости к проверкам привлекать специалистов.

Экспертизу назначать только в случаях, требующих специальных научных знаний и когда без ее назначения не представляется возможным реализовать прокурорскую проверку.

Постановление о назначении экспертизы выносится Генеральным Прокурором, его заместителями, начальниками департаментов, самостоятельных управлений и отделов Генеральной прокуратуры, прокурорами областей, приравненными к ним прокурорами и лицами, исполняющими их обязанности

В постановлении о назначении экспертизы должно быть указано: основания назначения экспертизы; время, место назначения экспертизы; объекты, направляемые на экспертизу; иные материалы, предоставляемые в распоряжение эксперта; содержащиеся в материалах проверки сведения, на которых могут основываться выводы эксперта; вопросы, поставленные перед экспертом; наименование органа судебной экспертизы или фамилия лица, которому поручена экспертиза.

При поступлении первичных обращений граждан и юридических лиц по вопросам компетенции какого-либо уполномоченного государственного органа направлять обращение по подведомственности в соответствии с требованиями Закона Республики Казахстан " Об административных процедурах" и одновременно сообщать заявителям о возможности повторного обращения в прокуратуру в случае несогласия с решением, принятым компетентным органом.

В случаях воспрепятствования законной деятельности прокурора, невыполнения предписаний и других законных требований привлекать виновных лиц к установленной законом административной ответственности.

В случаях неисполнения актов прокурорского надзора, а равно воспрепятствования деятельности прокурора, если это повлекло причинение существенного вреда правам и законным интересам граждан или организаций либо охраняемым законом интересам общества или государства, привлекать виновных лиц к установленной законом уголовной ответственности.В актах прокурорского надзора излагать правовую сущность нарушений с обязательной ссылкой на нормы законодательных актов, указывать на негативные последствия нарушений закона, причины и условия, которые этому способствовали, ставить вопрос об их устранении и ответственности виновных лиц.

Обеспечить контроль за исполнением акта прокурорского надзора и фактическое устранение нарушений законности.

Предписание, как акт прокурорского надзора, вносить исключительно при совокупности признаков, предусмотренных статьей 24 Закона Республики Казахстан " О прокуратуре", а именно, когда нарушение закона:

1) носит явный характер;

2) может причинить существенный вред правам и свободам человека и гражданина, а также охраняемым законом интересам юридических лиц, общества и государства;

3) требует незамедлительного устранения.

Предписание не может выноситься на нормативные правовые акты.

Обращать предписание к принудительному исполнению в случае неисполнения его в добровольном порядке, за исключением случаев принудительного лишения имущества.

Своевременно, на постоянной основе, независимо от поступления

информации о нарушении законности и в пределах своих полномочий проводить проверки законности нормативных правовых актов государственных органов, при этом:

1) добиваться предоставления в прокуратуру всех вновь принятых нормативных правовых актов государственных органов;

2) обеспечить изучение каждого нормативного правового акта с составлением заключений, справок и т.д.;

3) принимать меры к отмене либо приведению в соответствие с законодательством незаконных правовых актов

В случае выявления правовых актов, применение которых влечет существенный вред правам и свободам человека и гражданина, законным интересам государства, в обязательном порядке указывать в протесте на его приостановление.

При необоснованном отклонении такого протеста одновременно с обращением в суд приостанавливать действие опротестованного акта путем вынесения соответствующего постановления до рассмотрения заявления судом.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.