Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие переменной в языках программирования. Оператор присваивания. Организация ввода и вывода данных в приложении. Организация ветвления и циклов в языках программирования.






Переменная – это именованный участок памяти, в котором хранится значение и которое может быть изменено программой. Данные, находящиеся в переменной (т.е. по данному адресу памяти), называется значением переменной.

Оператор присваивания – основной оператор любого языка программирования. Общая форма записи оператора:

имя величины: = выражение

При помощи оператора присваивания значению переменной могут присваиваться константы и выражения, значения переменных любого типа. Как только в программе встречается переменная, для неё в памяти отводится место. Оператор присваивания помещает значение переменной в участок памяти, предназначенного для переменной.

Если в процессе выполнения программы встречается присваивание одной и той же переменной несколько раз, то старое значение переменной стирается из памяти, а на освободившееся место записывается новое значение.

Команда (оператор) вывода выводит информацию на экран. Элементами списка вывода могут быть константы и выражения (на экран будут выведены их значения). Элементы списка вывода разделяются запятыми:

Write(< список вывода>);

WriteLn(< список вывода>); - выводит информацию на экран, после чего, переводит курсор в начало следующей строки (т.е. выводит специальный символ «конец строки»).

Команда (оператор) ввода Приостанавливает работу программы и ожидает ввода данных с клавиатуры. После набора данных и нажатия клавиши Enter производится проверка соответствия типов введённых данных и указанной переменной. Если их типы совпадают, данные записываются в переменную с указанным именем.

Если необходимо ввести значения нескольких переменных, их имена можно перечислить через запятую.

Для организации ветвления в программе могут использоваться условный оператор (конструкция ветвления в полной и сокращённой форме) и оператор варианта.

Ветвление в полной форме:

If < условие> then < оператор 1> else < оператор 2>, где < условие> - логическое выражение, которое может принять одно из двух значений – истина или ложь; условия могут быть простыми (с использованием операций отношения >, <, =, < >, < =, > =) или сложными (с использованием логических операций Not, And, Or, Xor);

< Оператор 1> и < Оператор 2> - простые или составные операторы. < Оператор 1> будет исполнен в случае, когда условие истинно. < Оператор 2> - если условие ложно. Одновременно оба оператора выполнены быть не могут.

Ветвление в сокращённой форме:

If < условие 1> then < оператор>;

Если условие верно, то выполняется < оператор>.

Оператор варианта:

Позволяет осуществить множественный выбор. Имеет вид:

Case < переключатель> Of

< константа 1>: < оператор 1>;

< константа 2>: < оператор 2>;

< константа n>: < оператор n>

Else < оператор>

End;

где: < переключатель> - переменная (выражение) перечисляемого типа (из стандартных к перечисляемым типам относятся: Integer, Char, Boolean);

< константа i> - возможные значения переключателя;

< оператор i> - простой или составной оператор, который будет исполнен в случае, если значение переключателя будет равным соответствующей константе;

< оператор> - простой или составной оператор, который будет исполнен в случае, если значение переключателя не совпадает ни с одной из констант.

Циклические программы. Циклом называетсямногократное повторение некоторого набора действий. Эти повторяющиеся действия называются телом цикла. Программа содержащая цикл, называется циклической.

Существует три оператора для организации циклов трёх разных видов.

Цикл с предусловием:

While < условие> Do

< тело цикла>;

где: < условие> - логическое выражение,

< тело цикла> - простой или составной оператор.

Компьютер сначала проверяет условие (поэтому цикл называется циклом с ПРЕДусловием). Если оно истинно, будет выполнено тело цикла, и произойдёт переход снова на проверку условия. То есть, пока условие истинно, будет выполняться тело цикла. Таким образом, условие является в данном операторе условием выполнения цикла.

Цикл с постусловием:

Repeat

< тело цикла>

Until < условие>;

где < условие> - логическое выражение,

< тело цикла> - группа операторов.

Компьютер сначала выполняет тело цикла, затем проверяет условие (поэтому цикл называется циклом с ПОСТусловием). Если оно ложно, будет вновь выполнено тело цикла, и так до тех пор, пока условие не станет истинным.

Тело цикла всегда выполнится хотя бы один раз, может выполняться бесконечно (если условие всегда ложно).

Цикл со счётчиком (с параметром):

For k: =A To B Do

< тело цикла>;

где: k – счётчик (переменная перечисляемого типа, в ней хранится количество сделанных повторов тела цикла),

А – начальное значение счетчика

В – конечное значение счетчика

< тело цикла> - простой или составной оператор,

шаг изменения счётчика +1.

При А> B тело цикла не будет выполнено ни разу.

Если необходимо использовать цикл со счётчиком, меняющимся шагом -1, оператор приобретает вид:

For k: =A Downto B Do

< тело цикла>;

Где А> B.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.