Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава III. Структура научного познания 215






рая кардинально преобразует исходный фактический материал и обладает способностью более расширенного воспроизвод­ства объекта, чем его эмпирически фиксируемые параметры. Для понимания диалектики, взаимоперехода теории (разного уровня и содержания) и практики, а также уяснения того, как те­ория может быть руководством к действию очень важно сознание того, что проектирующая, программирующая роль науки по отно­шению к практической деятельности заключается в том, что на­ука вырабатывает планы таких новых типов человеческой дея­тельности, которые не могут возникнуть без науки, вне ее. Иде­альные планы воплощаются, опредмечиваются в практике через процедуру социальной технологизации. Именно через этого спе­цифического посредника реализуется перевод объективных зако­нов развития действительности на конкретный язык решений, тре­бований, предписаний, регулятивов, ориентирующих людей на наилучшие достижения поставленных целей в любой сфере дея­тельности.

В этом смысле социальная технология выступает как конкре­тизация и реализация теории в форме, удобной для практическо­го использования. Чем органичнее технология связана с теорией, тем более широкий спектр открывается для того, чтобы превра­тить ее в эффективное средство изменения действительности, в средство внедрения теоретических знаний в практику и управле­нию ею на их основе.

Общие научные положения попадают в практику самыми раз­личными путями. Своеобразие последних определяется тем, что между фундаментальными науками и средствами материальной человеческой деятельности, в которых материализуется научное знание, имеется целый ряд посредствующих звеньев в виде при­кладных исследований и разработок, с помощью которых науч­ная идея переводится в техническую конструкцию или технологи­ческий процесс. Это наиболее характерно для естественных наук, но недостаточно четко выражено в обществознании.

В социальной сфере путь теоретического знания к практике намного сложнее и многообразнее, ибо тут нет (как в ряде есте­ственных, особенно технических наук) прямого выхода в практи­ку, непосредственного применения знания в той или иной облас­ти социально-преобразующей деятельности. Чем выше уровень обобщения данной теории, чем она абстрактнее, тем более слож-


216 Основы философии науки

ным и опосредованным является путь от заключенного в ней зна­ния к практике, тем больше это знание должно пройти промежу­точных звеньев, прежде чем сможет стать непосредственной ма­териальной силой, регулировать общественную жизнь.

Фундаментальные знания, как правило, не поддаются техно-логизации, но они оказывают преимущественно косвенное (через конкретно-прикладные разработки) воздействие на преобразова­ние действительности, на процесс решения социально-практичес­ких проблем. Но и прикладная теория воздействует на ход прак­тических процессов не непосредственно, а через опосредование технологическими разработками, которые и придают ей «рабочую форму». Именно на этапе технологизации совершается переход от научного описания к нормативной системе, имеющей целевое, практическое назначение. Отсутствие (или их недостаточная раз­работанность) конкретно-прикладных теорий и технологий — одна из главных причин отрыва теории от практики.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.