Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава III. Структура научного познания__ 195






прежде всего самим предметом исследования, его закономер­ностями.

2. Не всякая совокупность положений об изучаемом предмете
является теорией. Чтобы превратиться в теорию, знание дол­
жно достигнуть в своем развитии определенной степени зре­
лости. А именно — когда оно не просто описывает определен­
ную совокупность фактов, но и объясняет их, т. е. когда зна­
ние вскрывает причины и закономерности явлений.

3. Для теории обязательным является обоснование, доказатель­
ство входящих в нее положений: если нет обоснований, нет и
теории.

4.Теоретическое знание должно стремиться к объяснению как
можно более широкого круга явлений, к непрерывному уг­
лублению знаний о них.

5.Характер теории определяется степенью обоснованности ее оп­
ределяющего начала, отражающего фундаментальную зако­
номерность данного предмета.

6.Структура научных теорий содержательно «определена сис­
темной организацией идеализированных (абстрактных) объек­
тов (теоретических конструктов). Высказывания теоретичес­
кого языка непосредственно формулируются относительно те­
оретических конструктов и лишь опосредованно, благодаря
их отношениям к внеязыковой реальности, описывают эту ре­
альность»1.

7.Теория — это не только готовое, ставшее знание, но и процесс
его получения; поэтому она не является «голым результатом»,
а должна рассматриваться вместе со своим возникновением и
развитием.

В современной философии науки (как западной, так и отече­ственной) теория уже не рассматривается как неизменная, «зак­рытая» статичная система с жесткой структурой, а строятся раз­личные модели динамики (роста, изменения, развития) знания (см. гл. IV, §1). В этой связи подчеркивается, что при всей плодо-

1 СтепинВ. С. Теоретическое знание. М., 2000. С. 707. Наряду с теоре­тическими конструктами, логическими реконструкциями действитель­ности («точка», «идеальный газ» и т. п.) автор выделяет эмпирические идеальные объекты — это абстракции, фиксирующие признаки реаль­ных предметов опыта («Земля*, «провод с током» и т. д.).


196_________________ Основы философии науки

творности формализации и аксиоматизации теоретического зна­ния нельзя не учитывать, что реальный процесс конструктивного развития теории, ориентированный задачами охвата нового эмпи­рического материала, не укладывается в рамки формально-дедук­тивного представления о развертывании теорий.

Однако развитие теории не есть только «движение мысли внут­ри ее самой» («идей»), а активная переработка мыслью многооб­разного эмпирического материала в собственное внутреннее со­держание теорий, конкретизация и обогащение ее понятийного аппарата. Образ действительного развертывания (развития) тео­рии, данный Гегелем — «снежный ком», — не утратил своей актуальности и по сей день. Вот почему важнейшим методом по­строения, развертывания и изложения теорий является метод вос­хождения от абстрактного к конкретному1.

К числу основных функций теории можно отнести следую­щие:

1. Синтетическая функция — объединение отдельных достовер­
ных знаний в единую, целостную систему.

2. Объяснительная функция — выявление причинных и иных за­
висимостей, многообразия связей данного явления, его суще­
ственных характеристик, законов его происхождения и разви­
тия, и т. п.

3. Методологическая функция — на базе теории формулируют­
ся многообразные методы, способы и приемы исследователь­
ской деятельности.

4. Предсказательная — функция предвидения. На основании те­
оретических представлений о «наличном» состоянии извест­
ных явлений делаются выводы о существовании неизвестных
ранее фактов, объектов или их свойств, связей между явлени­
ями и т. д. Предсказание о будущем состоянии явлений (в
отличие от тех, которые существуют, но пока не выявлены)
называют научным предвидением.

5. Практическая функция. Конечное предназначение любой тео­
рии — быть воплощенной в практику, быть «руководством к
действию» по изменению реальной действительности. Поэто-

1 См-: Ильенков Э. В. Диалектика абстрактного и конкретного в научно-теоретическом исследовании. М., 1997.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.